Кажется, если мы и не научились жить при кризисе, то уж точно привыкли засыпать и просыпаться с мыслями о нем. И точно так же, как обыватели экономят сейчас на покупках и развлечениях, клубы не торопятся решать трансферные вопросы.
Кого ни спроси из тренеров или функционеров, все как один говорят об искусственно взвинченных ценах на кадровом рынке, обвиняя в происходящем агентов. Точно такое же единомыслие наблюдается в позиции людей, отвечающих перед спонсорами и болельщиками за результаты клуба, касательно массовых закупок игроков: подождем, мол, до последних дней межсезонья, когда агенты будут вынуждены отдавать своих подопечных за полцены. То есть за суммы, приближенные к реальности.
Но вот что интересно: анекдот, считающийся сегодня наиболее злободневным (как папа объясняет сыну, что кризис создаст проблемы только олигархам, а простым людям просто наступит конец), отечественной футбольной средой отчасти опровергается. Проблемы у клубов-олигархов действительно имеются, раз ни «Спартак», ни ЦСКА, ни «Рубин» никого из стоящих игроков, уже сейчас готовых не только с листа заиграть в стартовом составе, но и претендовать на ношу лидера, не приобрели. А «Зенит» с «Локомотивом», одновременно усилившие центр поля Семшовым и Дуймовичем, взяли этих хавбеков еще перед Новым годом — когда кризис был еще не кризис и деньги тратились, исходя из реалий прошлого, 2008-го. Однако те, кто привык жить на имеющийся минимум и выжимать из этого бюджета по максимуму, как ни странно, чувствуют себя спокойно. И в первую очередь — «Спартак» Юрия Красножана. Оставшегося таки первым человеком в кабардино-балкарском футболе после некоторых раздумий.
Нальчикский клуб умудрялся в прежние годы прыгать выше головы. По крайней мере так это казалось нам, удивлявшимся из сезона в сезон: как можно не устать собирать команду «с нуля» после очередной распродажи и затем уверенно занимать с ней место на экваторе таблицы? И вот чего ждать нам от команды теперь? В год, про который сам Красножан сказал: «Мы свои возможности сохраним, а вот многие — потеряют».
«Амкар», чуть не дотянувший в прошлом чемпионате до медалей, составляют со «Спартаком-Нальчиком» странную пару. Задумываешься об их перспективах в кризисном году, и, какие доводы в пользу дерзких провинциалов ни находились бы, все равно на языке вертится: не верю. Слишком уж невозможной, слишком маловероятной видится реальная конкуренция с их стороны грандам нашего чемпионата. Особенно когда вопрос завоевания путевки в Лигу чемпионов, да даже в Кубок УЕФА, означает получение нового, большего бюджета — благодаря положенным призовым деньгам. От которых не откажутся ни «Динамо», ни ЦСКА, ни «Спартак» с «Локомотивом». Да и «Рубин» с «Зенитом», думается, тоже.
Но Красножан тем не менее говорит (а мы ведь привыкли к тому, что слов на ветер он не бросает), что его клуб к жизни в кризисные времена готов и готов даже мечтать о медалях. И вроде бы все еще не верится по-настоящему в это, но если не полениться и посмотреть, кто ушел из Нальчика зимой, то окажется... только два игрока. По сравнению с минувшими временами — капля в море.
Если же пойти дальше и вспомнить динамику команды в сезоне-2008, то увидим, что «Спартак» Красножана стабильно шел в таблице восьмым — что после пятого тура, что после двадцатого. Это потом были чудные слабые матчи, но пока вовсю жила интрига, Нальчик своих позиций не сдавал.
Так что в итоге мы имеем: стабильный состав; тренера, который едва не ушел зимой, потому что «было невозможно дальше играть на таком уровне, клуб нуждается в переменах, способных поднять его на новую ступень»; постоянный и не завышенный бюджет.
Уже немало для такого трудного года.
Так неужели?