Весь матч под ложей прессы туда-сюда ходил молодой парень, завернутый во флаг гордых басков. Чтобы кто чего не перепутал, он еще и надел на себя футболку «Атлетика» из Бильбао. Стоит обязательно уточнить, что туда-сюда он ходил не просто так, а за пивом. Неудивительно, что под конец матча этот молодец уже чувствовал в себе способность дирижировать симфоническим оркестром. Его «заряды» на родном языке раскатывались по всей трибуне «Ред Булл Арены». Таковым был антураж домашнего матча сборной Германии, и это грустно. Если забыть о соотечественнике Аспиликуэты, в такой тишине она не играла уже давно. Лейпциг не любит сборную Германии? Плохо, если так. Мы в отдельных городах тоже это проходили.
Не будем ходить вокруг да около — более оптимальной ситуации для того, чтобы хоть как-то подбодрить приунывших болельщиков (немцы просто отвыкли от чувства, что они не сильнее всех), у бундестим не было. В марте, когда матч только был запланирован, он казался «мутным», в июле — топовым, в ноябре, когда дошло до дела, — для нас совсем необязательным. Прыжки выше головы летом стали постепенно сказываться на здоровье ведущих игроков, и в Лейпциг мы прибыли с сугубо техническими целями. В результате матч с неплохой вывеской оказался полезен лишь для тренеров — зрителям на нем стало нечего делать, едва счет стал 3:0. Лев после матча назидательно твердил о хорошей динамике в центре поля и необходимости найти микс между опытными и «зелеными», Черчесов пообещал, как обычно, провести анализ, и будьте уверены, он состоится. Мы убедимся в этом, если против Швеции придется играть с более понятной задачей.
По времени, затраченному на индивидуальные беседы, тренерский штаб был весьма близок к рекордам подготовки к Испании на чемпионате мира. Но с немцами сборная вышла играть в четыре защитника, что означало одно: никто не собирается добывать результат ценой переломов грудной клетки и рваного, в кровавых ошметках, мяча. Против левовских 3-4-3 Россия попыталась сыграть повыше и поагрессивнее, чтобы если что — сразу туда. Повыше получилось, поагрессивнее не успели — первый же мяч Сане заставил все менять. Но немцам, в отличие от Испании, все равно было, куда бежать. Они были вертикальнее и, действительно, динамичнее. Тем более ошибки в передачах в опорной зоне, которые нам простили в Калининграде шведы, никуда не делись. Просто соперник более жестко указал на них уважаемым телезрителям. Любой из тройки нападения бундестим — Гнабри, Сане, Вернер — способен как в центре открыться, так и дугу с фланга вырезать. А «школьник» Хавертц, который еще недавно для того, чтобы тренироваться с «основой» «Байера», должен был отпрашиваться с уроков, получил от Йоги Лева любимое место атакующего творца вместо сковывающей позиции «шестерки» в Леверкузене. Влезать между линиями в стороне от Газинского для него было милое дело.
Сборная России попробовала сыграть с немцами в футбол «без насилия», потому что игра на результат «как угодно» в данной ситуации ничему не учит. И не способствует ни адаптации Ари, к которому не успевали подтягиваться свои, ни самоутверждению Нойштедтера. На Романа, разумеется, можно вешать хоть горностаевую мантию из собак за пропущенные мячи, но кто-то перед ним должен помогать задерживать катящийся вагон, разве нет? Кузяев в отсутствие Зобнина непременно провел бы на поле и весь матч — был бы смысл.
Сыграть с Германией нулевую ничью было реально при определенном везении. Вопрос — что бы мы положили себе после этого в копилку? То, что при Черчесове команда способна сомкнуть на чужой шее клещи, уже знаем. Что она готова выходить в высочайший прессинг, с переменным успехом завершая выгодные подходы, — тоже. Но как нужно было сыграть с Германией 15 ноября 2018 года в Лейпциге — не даст ответ никто. Поэтому 0:3 и бесконечные замены после перерыва, под гортанный вой болельщика «Атлетика».
Что-то мы увидели таким же, как раньше. Упомянутого Газинского. Ионова, что готов раскрываться в сборной великим пахарем, но бьющего, зажмурившись. Нойштедтера, который привык к вольной игре «Фенербахче», когда перед ним не успевают. Набабкина, способного закрывать все, но без фамилии «Фернандес» в паспорте. Ерохина и Кузяева — им надо быть везде, но никак. Алексея Миранчука, которого периодически хочется спросить «ты где?».
Некоторые новые вопросы повисли в воздухе. Вряд ли то, что показал Ари, — верх его возможностей даже в 33 года. Если это так, может быть, Полоз снова получит возможность раскрываться рядом со стабильно «скидывающим» партнером? И, наверное, Чалов вызван не для того, чтобы отсидеть на скамейке оба матча.
Одной этой игры недостаточно, чтобы делать выводы. Иначе мы снова свалимся в весну, когда судили по Австрии, Турции, Франции и Бразилии. С одной стороны, очень бы хотелось, чтобы Швеция не выиграла в Стамбуле. Мы выйдем в группу А Лиги наций досрочно и закончим осень, веселясь. После первого тайма в Лейпциге даже борьба за ничью в Стокгольме кажется осыпающимся склоном.
С другой — это всего лишь паника. Тех, кто не держит лампу.
Лейпциг