Есть тренеры, в которых уживаются Джекил и Хайд — только несколько на иной манер, без деления на доброго/злодея. Когда они при делах, а не в творческом отпуске или когда их команда выигрывает — подборок человека устремляется к небу от осознания собственной важности. Когда дела идут не очень, такие люди стремительно становятся филантропами. Рассказывают, что именно таким был Бесков, когда он на склоне лет тренировал «Динамо». У первого подъезда стадиона в Петровском парке была лавочка, где любили сиживать бабульки из числа ведомственных сотрудников — контролеры, уборщицы, буфетчицы. Когда «Динамо» проигрывало, Бесков проходя мимо, кивал бабушкам. После второго поражения он спрашивал их о самочувствии. Если случалось третье, тренер мог на минуту-другую присесть рядом и поговорить о внуках.
Но если команда выигрывала, Бесков становился суше. Следующая победа — и он просто здоровался. Третья — и мог прозвучать вопрос: «это футбольный стадион или лавочка во дворе?»
***
Леонид Слуцкий — один из тех тренеров, чье отношение к окружающим и к себе самому, напротив, стабильно и в хорошем смысле предсказуемо. Нос у тренера ЦСКА и сборной на месте. Разве что улыбка на лице светится чуть чаще обычного, что совершенно объяснимо. Сборная снова выигрывает, а ЦСКА потихоньку наращивает отрыв от «Зенита» с «Краснодаром», которых, как понимаю, считают в красно-синем клубе стратегически главными конкурентами.
Больше того, Слуцкому в этом сезоне везет так, что поневоле начинаешь задумываться о чем-то мистическом. Когда мы вчера вечером пили чай неподалеку от РФС, я не удержался и спросил его — не заложил ли он часом душу?
Слуцкий весело хмыкнул и промолчал. А я решил эту тему не развивать, благо что больше интересовала другая. После матча в Саранске я послал ему смску с единственным словом: «Голливуд!» и получил столь же краткий ответ, «Отдыхает!»
Естественно, я не удержался и спросил — что это было?
Слуцкий сказал про поле. Новое, совершенно незнакомое по своим характеристикам для обеих команд. Опять заулыбался, вспомнив как перед игрой его поливали два мужика из шланга — система автоматического полива пока еще не налажена. Полили как смогли, в результате чего он стало неоднородным и на разных участках мяч отскакивал абсолютно по разному. Пока ЦСКА привыкал к происходящему, «Мордовия» уже вела. А потом был тот самый разговор в раздевалке и шесть голов гостей во втором тайме.
Я в очередной раз удивился, насколько простым и понятным может быть объяснение того, что нами воспринимается как чудо.
***
И вспомнил матч ЦСКА с «Анжи» — на отрезке, когда Андрей Гордеев исполнял обязанности главного тренера махачкалинцев. И эти же самые обязанности одновременно исполнял Это’О, только не на скамейке запасных, а на поле. Гордеев кричал от бровки команде одно, а самый дорогой игрок в истории российского футбола другое. Команда слушала лидера и понеслась на ЦСКА с открытым забралом, ну и получила пять мячей.
— Точно, — сказал Слуцкий. — Очень похоже. 5:3 закончили.
В Саранске у меня из хорошо знакомых людей не только Гордеев. Сразу после игры Андрей написал, насколько ему тяжело психологически. Я его понимал: дважды вести в счете против лучшей команды страны и позволить себе увлечься игрой на встречных курсах, а потом развалиться после четвертого гола армейцев — это для любого тренера удар.
Но были сообщения и с другим настроением. Люди говорили, как захватила их игра, как город говорит о зрелищности матча и готовности прийти на стадион в следующий раз с друзьями-товарищами.
Я прочел это и вспомнил один из недавних сезонов в английской премьер-лиге. Когда пять мячей за матч было на каком-то отрезке нормой. Мы горячо обсуждали это и сетовали на уныние нашего чемпионата.
***
Это было в воскресенье вечером. А в понедельник, уже после встречи со Слуцким, я сел смотреть матч «Динамо» с «Рубином». Каждый раз, когда в кадр попадали малолюдные трибуны, я думал о том, как хорошо понимаю тех, кто не пришел на «Арену Химки».
Возможно, тренерам матч понравился. Тренерам вообще правильно постоянно искать повод для радости. Работа у них такая… Нервная и сложная.
А бабушек у подъезда стадиона сейчас уже нет. Чтобы посмотреть на них и понять, как дела у команды.