Формально во Франции выступает 25 команд. Из них 24 разыгрывают титул чемпиона Европы, а еще один коллектив со свистками в зубах проводит свое первенство. Кто дольше всех продержится во Франции, тот победил.
Стартовые матчи Евро-2016 подарили несколько странных судейских решений, которые корреспондент «Спорта День за Днем» обсудил с арбитром ФИФА Сергеем Хусаиновым.
Щенникову надо было встать по стойке «смирно»
— Англия открыла счет в матче с Россией со штрафного. Был ли в том эпизоде фол со стороны Георгия Щенникова? Почему армеец дал повод судье Николе Риццолли для назначения опасного «стандарта»?
— Согласен, что Щенникову было некуда деваться. Но ему надо было встать по стойке «смирно». Прижать руки к туловищу. И всем своим видом показывать: «Я стою на месте. Ничего не делаю». А Щенников сделал осознанное движение, чтобы помешать движению Алли. Единственное, я не согласен, что его нарушение тянуло на желтую. Оно было чисто игровое. Щенников не сбивал Алли, даже не блокировал его, это была задержка соперника туловищем, которая наказывается штрафным ударом. За блокировку дают свободный удар.
— Можно ли сказать, что итальянский арбитр немного «подсвистывал» сборной Англии?
— (Смеется.) Риццолли судил, что есть. Он был все время над схваткой, а не принимал свои знания в пользу какой-то команды. Молодец. Достойно отработал.
— Чего ждать от словенца Дамира Скомины, которого назначали на матч Россия — Словакия?
— К сожалению, чего угодно. Остается только надеяться, что Скомина проявит высокие моральные качества и не сломается под давлением авторитетов. Возьмите матч Германия — Украина. В конце Мустафи сбросил мяч Нойеру, а тот далеко вышел из ворот. Пришлось возвращаться назад.
— И блокировать Селезнева?
— Там была не блокировка, а толчок со стороны Нойера. Чистый фол! Уверен, если бы он случился в середине поля, никто даже не воспротивился бы штрафному удару. Фол Нойера в штрафной площади был гораздо более серьезный, чем нарушение Щенникова. Английский судья Мартин Аткинсон должен был ставить пенальти.
— Согласны, что арбитры невольно помогают фаворитам? Возьмите, например, спорный гол Оливье Жиру в ворота Румынии.
— Спорный? Давайте говорить открытым текстом, там было нарушение против вратаря. В таких моментах арбитру надо проявлять мужество и отменять гол.
— УЕФА грозит снять сборную России с чемпионата Европы из-за поведения наших болельщиков. Не станет Скомина помогать вылету команды Слуцкого? Нет России — меньше проблем организаторам чемпионата Европы.
— В современной международной обстановке любое такое действие судьи будет приветствоваться. Сразу приходят на ум междусобойчики во дворе. Спасибо, что хоть дали поиграть (улыбается). В матче Россия — Словакия все может быть. Никто не даст никаких гарантий. На Западе еще считают, что у нас по улицам ходят медведи, а в голодный год мы едим собственных детей.
— Вам знакома манера работы Скомины?
— Она мне не импонирует. Он подвержен расчетам.
— Что это значит?
— Сейчас объясню. Игровая ситуация. Казалось бы — свисти, что есть. Нет, Скомина начинает расчет, в пользу кого надо принять решение. Хотя арбитр должен быть выше всего. Но в современном футболе очень сложно соблюсти нейтралитет.
В плей-офф начнутся закулисные игры
— У судей свой чемпионат Европы. Российский рефери Сергей Карасев начнет его с игры Швейцария — Румыния. Как ему надо отработать, чтобы пробиться в плей—офф?
— Отсудить так, чтобы не было претензий со стороны Судейского комитета УЕФА. Но это не значит, что его продвинут. В плей—офф начнутся закулисные игры с назначением арбитров.
— Вы увидели что-то новое в работе судей на этом чемпионате Европы?
— Обращает на себя внимание «сыгранность» судейских бригад. Сергею Карасеву в этом плане не очень повезло. Перед чемпионатом Европы выбыл из строя его помощник Антон Аверьянов.
— Надо ли тренерам предоставить возможность по ходу матча просить по одному видеоповтору спорного момента?
— Это хорошее дело. Но только для тех игровых видов спорта, где останавливается время. В футболе просмотр повторов затянет игру. Зачем это надо? И так есть задержки. Когда Риццоли назначал штрафной за фол Щенникова, у него ушло около трех минут на возобновление игры.
— Потому что у Риццоли не было специального геля?
— Нет, конечно (смеется)! Использование геля тоже затягивает время. У судьи же есть свисток и карточки. Не отходит стенка на девять метров — бейте. Игрок выскочил из нее раньше времени — покажи ему предупреждение. Есть же способы воздействия. И одновременно это ускоряет игру.
— Раз уж мы опять пришли к Риццоли. Слуцкий не высказал претензий к его работе на матче Россия—Англия…
— Зато ранее Леонид Викторович очень нелицеприятно высказался в адрес российских судей. Это его не красит. Я не помню, чтобы кто—то из наших великих тренеров опускался до выяснения отношений с арбитрами.
— Если Россия проиграет Словакии, не возникнет у Слуцкого соблазн списать неудачу на происки судей?
— Возможно. Мы живем по своим законам. У нас ведь всегда судья виноват.