В минувшем году тема борьбы с допингом превалировала в моей деятельности. Не совсем по доброй моей воле. В том смысле, что темы журналисту подбрасывает сама жизнь. А ВАДА, словно с цепи сорвавшись, порою подменяла собой собственно соревновательные события. И в глаза бросалась запредельная абсурдность происходящего. С удовлетворением констатирую, что я оказался отнюдь не одинок в своем стремлении не просто приструнить агентство, но и пересмотреть взгляд на проблему, затеяв серьезный разговор на наболевшую тему с привлечением самых широких слоев заинтересованной общественности.
Начать новую эру
В начале наступившего года в набат пробили коллеги. На сайте Международной ассоциации спортивной прессы (AIPS) опубликовано обращение к Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ). Отмечу, что в AIPS входят журналисты из 130 стран, включая Россию (несколько сотрудников «Спорта День за Днем» в рядах уважаемой организации). Обращение подписано руководителем AIPS, знаменитым итальянским коллегой Джанни Мерло из La Gazzetta dello Sport. Адресовано оно президенту ИААФ Себастьяну Коу. Тут не без изюминки. Компетенция г-на Мерло не может вызывать сомнений у представителей ИААФ, ибо именно эта уважаемая организация недавно избрала его победителем в номинации «Лучший спортивный журналист».
Так вот Джанни Мерло от имени AIPS предложил аннулировать все мировые рекорды в легкой атлетике, ибо «слишком много олимпийских чемпионов и рекордсменов были лишены своих наград из-за допинга. Было бы здорово начать в легкой атлетике новую эру, которая даст новую надежду будущим поколениям».
Кстати, впервые подобное предложение прозвучало еще на стыке веков, но тогда к нему всерьез не отнеслись, не тот был уровень инициаторов, не тот был уровень тревоги. От AIPS не отмахнешься.
Утопия не пройдет
Сама по себе идея мне близка и понятна. Как понятна и ее бессмысленность, если аннулировать рекорды да этим и ограничиться. Новая эра, которая даст новую надежду будущим поколениям — классическая утопия, даже стилистически напоминающая ленинские статьи. Вот только колхоз организуйте и заживем.
За примерами далеко ходить не надо. Тяжелоатлетическая федерация не то, что рекорды обнулила, еще и весовые категории изменила, чтоб выкорчевать зло с корнем, ну и? Популярность штанги грохнулась ниже плинтуса, а новых чемпионов ежегодно дисквалифицируют по старой причине.
Перечень мировых достижений легкоатлетов наводит на любопытные размышления. Так и тянет аннулировать. Рекорды в секторах для метаний датированы, преимущественно, восьмидесятыми годами прошлого века. В прыжковых секторах — началом 90-х. Большинство рекордов староваты. Но нынешние чемпионы не приближаются даже к тем результатам. Самые «древние» рекорды — достижения Юрия Седых в молоте и Юргена Шульта из ГДР в диске. Это — 1986-й. Но 30 лет спустя, триумфатор Рио таджик Дильшот Назаров в победной попытке уступает результату Седых ВОСЕМЬ метров! Немец Кристоф Хартиг выиграл диск с результатом на 6 м хуже, чем рекорд соотечественника. Так может, настала эра чистых? Хорошо бы, но вот длиннющая череда разоблачений убедительно свидетельствует об обратном. Просто с допингом в спорте ведется реальная борьба, а в таблице мировых рекордов зафиксированы результаты тех времен, когда ее практически не было вовсе. Нынешние же осторожничают, выводят перед крупными стартами, аккуратнее дозируют. И вряд ли вовсе разом, помолясь, перестанут, ежели взять и аннулировать прежние рекорды.
Все это, кстати, относится отнюдь не только к легкой атлетике, в которой специализируется Джанни Мерло. А как там в велоспорте, ау? А что в биатлоне и лыжах, борьбе и плавании? Перечень длинный.
Международной дискуссии быть
Едва ли этого не понимает уважаемый президент AIPS. Он сделал то, что мог: положил начало важнейшему разговору, придав ему мировое звучание, поклон ему. ИААФ не отмолчалась, да это уже и невозможно: «Мы приветствуем дискуссию, но мы должны быть осторожными. Нашим приоритетом всегда являются чистые спортсмены, которые установили мировые рекорды на законных основаниях».
Эта аргументация уже не раз звучала и формально к ней не придерешься. Правда, история спорта стала непредсказуемой именно в разрезе дел давно минувших дней. ВАДА ведь нынче намерена подолгу хранить допинг-пробы и теперь неизвестно, какое очередное достижение фармакологической науки что позволит выявить у чемпионов прошлых лет. Но кому, простите, это нужно?
Да и к ИААФ вопросы. Проблематика широка и имеет мировое звучание. Хотел того или нет, но Джанни Мерло сыграл на нашей стороне, ибо ясно же и очевидно, что на прицеле ВАДА в первую очередь Россия.
И мы обязаны на самом серьезном и высоком уровне принять участие в развязанной дискуссии, поддержать ее и придать еще более мощное звучание. Это, уверен, и в интересах спорта. Как и в интересах атлетах. На долю которых давно уже выпали запредельные нагрузки, которые человеческий организм, как бы он не был подготовлен и одарен от природы, без фармакологической подпитки выдержать не в состоянии. Поздно рассуждать на тему хорошо это, или плохо. Такова данность. Спорт высших достижений никто не отменит.
Значит, надо отменить (изменить?) какие-то догмы, на которых он шатко держится сегодня.