• Андрей Воронин: Будь на дворе 50-е, Кокорина с Мамаевым уже расстреляли бы

    Откровенное интервью о «Байере», «Краснодаре», Самедове и Ракицком

    14.02.19 10:24

    Андрей Воронин: Будь на дворе 50-е, Кокорина с Мамаевым уже расстреляли бы - фото

    Фото: ФЗ

    Андрей Воронин – один из самых ярких игроков в истории чемпионата России. В 2011 году он собрал целый букет наград от различных изданий – стал лучшим игроком Украины, лучшим игроком СНГ и стран Балтии, а также «Джентльменом года». В конце февраля он приедет в Москву для участия в Кубке легенд, чтобы сыграть в том числе против своего бывшего партнера по «Динамо» Кевина Кураньи.

    За бело-голубых Воронин провел 87 матчей, но еще больше за «Байер» – 119 встреч, в которых забил 37 голов. «Спорт День за Днем» поговорил с экс-леверкузенцем накануне встречи его бывшей команды с «Краснодаром» в Лиге Европы. Впрочем, темой российско-немецкого противостояния мы не ограничились.

    Гол, пас и удаление в Киеве

    – Андрей, с какими чувствами вспоминаете «Байер»?
    – Именно в Леверкузене я и раскрылся по-настоящему в бундеслиге. За этот клуб сыграл больше всего матчей, дебютировал в Лиге чемпионов. Естественно, воспоминания самые лучшие. У нас был отличный коллектив, много представителей сборной Германии и других стран.

    – Самое яркое из жизни времен «Байера»?
    – Пожалуй, противостояние с киевским «Динамо» в Лиге чемпионов. Для меня встреча была принципиальной, все-таки играл на родине, на переполненном Республиканском стадионе, приехал мой папа. Вышел на поле во втором тайме, когда уступали 0:1, тут же забил сам, отдал голевую передачу Йенсу Новотны, а в концовке еще и удалился после двух желтых карточек. Насыщенный вышел матч, хотя на поле провел всего полчаса. Перенастроился? Возможно. Но сам считаю, что судья был излишне строг. В первом случае предупредил за разговоры, хотя я одно слово сказал, ничего криминального. А потом не слишком-то грубый фол – второй «горчичник». Видимо, такой день был – все должен был испытать. В ответной игре в Леверкузене решалась судьба группы. Киев шел впереди, потом мы с «Реалом». Клуб из Мадрида обыграл «Рому», в нашем же противостоянии «Динамо» устраивала ничья. Но «Байер» выиграл 3:0, я снова записал на свой счет гол и результативную передачу. Дальше прошли мы с «Реалом».

    – С кем в Леверкузене ближе всего общались?
    – С Паулем Фрайером, игроком немецкой сборной. Мы пришли в команду практически в одно время, жили в одном номере на сборах, на выездных матчах, сдружились. А потом почему-то эта связь прервалась – телефоны поменялись, так и потеряли друг друга.

     

    «Байер» – фаворит, сто процентов

    – С тренерами вам в «Байере» повезло?
    – У меня всюду были хорошие отношения с тренерами, кроме ситуации с Сергеем Силкиным на второй год его работы в «Динамо». Пришел в «Байер» при Клаусе Аугенталере, меня брали третьим форвардом, а характер у тренера довольно специфический, жесткий. Начался сезон – я на скамейке, теряем очки. Выпускают – забиваю, так довольно быстро стал игроком стартового состава. Главное, что и Аугенталер, и Михаэль Скиббе были со мной честны. После двух моих лет в «Байере» начались финансовые проблемы, стали урезать зарплаты, уходить лидеры, тот же Бербатов. Мне тоже сказали: у тебя еще год контракта, продлить его не сможем, если захочешь уйти, палки в колеса вставлять не станем. Я решил остаться, четыре тура просидел в запасе, а потом отвоевал место на поле. Свои десять мячей за сезон забил и ушел в «Ливерпуль». Летом встретился с Руди Феллером – спортивным директором «Байера», с удовольствием пообщались, это, конечно, глыба. И со Скиббе год назад обнялись при встрече – он был главным тренером сборной Греции.

    – За нынешней командой пристально следите?
    – Результаты отслеживаю. Мне очень нравится пришедший в декабре голландский тренер Петер Бош, «Байер» теперь гораздо сильнее, чем еще три месяца назад. Выиграли три последних матча в бундеслиге с общим счетом 11:2, в том числе у «Баварии», поднялись в зону еврокубков. А что в Кубке уступили клубу второго дивизиона – это бывает, недооценка младших по классу частенько случается.

    – Кто фаворит предстоящего противостояния с «Краснодаром»?
    – «Байер». Хотя бы по той причине, что всем клубам постсоветского пространства тяжело быть на пике формы в феврале. В Германии чемпионат возобновился в середине января, россияне же только набирают форму, играют товарищеские матчи. Преимущество на стороне леверкузенцев – сто процентов.

    – О «Краснодаре» какого мнения?
    – Мне очень нравится эта команда. Сергей Галицкий – молодец, спокойно создает топ-клуб. Без шараханий, каких-то сумасшедших трансферов, как было в «Анжи», в «Зените», в «Динамо» моего времени. «Краснодар» строится более основательно, владельцу хватает терпения, теперь команда на виду и в России, и в Европе ее уже знают. Импонирует и стиль футбола – смелый, атакующий. Особенно во времена Мамаева, Смолова, бразильцев. Нестандартно стараются играть, за это можно только похвалить.

    Спасибо «великому» Силкину

    – Какой из бывших клубов занимает главное место в вашем сердце?
    – Меня с каждым клубом связывает очень многое. В менхенгладбахской «Боруссии» в 18 лет дебютировал в бундеслиге. В партнерах – Эффенберг, в соперниках – «Бавария» с Маттеусом. Как забыть? Или три прекрасных года в «Майнце», где стал лучшим бомбардиром второй бундеслиги, откуда впервые вызвали в сборную Украины. Потом в «Кельне», правда, сезон вышел не слишком удачным – травма, вылет из высшей лиги, но зато получил приглашение от «Байера». Про Леверкузен уже поговорили, дальше тоже жаловаться грех. «Ливерпуль» – это топ-клуб, Англия, Лига чемпионов. Год в берлинской «Герте» тоже не забыть. Как и «Динамо». Мне было очень комфортно в московском клубе, у меня появилось много друзей. О коллективе, болельщиках могу сказать только самое лучшее. Всем в России нравился наш футбол, мы получали удовольствие. Да, в какой-то момент что-то пошло не так, мне даже пришлось на время уйти, но это рабочие моменты. Остальные 90 процентов времени были прекрасными.

    – В ваш список приятных воспоминаний не попала только дюссельдорфская «Фортуна».
    – Да, тот год в аренде из «Динамо» не удался. Пришлось туда податься благодаря «великому» Сергею Силкину, а в неудачном выступлении виню только себя – не был хорошо готов к сезону. После чемпионата Европы тренироваться с «основой» «Динамо» было нельзя, находился далеко не в лучшей форме, поэтому не получилось. Но после возвращения в «Динамо» доказал, что остаюсь футболистом. Пока не случилась та травма, из-за которой и пришлось завершить карьеру.

    – То повреждение получилось из-за случайного столкновения с Кокориным при праздновании гола. Теперь эмоции у Саши совсем другие…
    – Я уже много раз высказывался на эту тему. Если раньше говорил, что со стороны судебной системы идет перебор, там же легкие телесные повреждения, то теперь уж не знаю, как охарактеризовать очередное продление ареста. По тому, как развиваются события, у меня складывается ощущение, что будь на дворе 50-е годы, Кокорина с Мамаевым уже расстреляли бы. Грустно это все.

    В «Спартаке» к Самедову отнеслись по-свински

    – Зато у другого вашего товарища Александра Овечкина все прекрасно.
    – Я его уже устал поздравлять с различными достижениями. Каждый день, что ли, звонить? Я был и в Москве, когда Овечкин привозил Кубок Стэнли, и на свадьбе у него. Безумно рад за своего друга, он большой молодец. Овечкин в хоккее – как Месси в футболе. Столько лет находиться в сумасшедшей форме, сохранять мотивацию, настрой, огонь в сердце, тренироваться с полной выкладкой – это не так уж просто. Как спортсмен, знаю, о чем говорю. Дай бог здоровье не подведет Сашу, а так он может играть и до пятидесяти лет. И еще поназабивает кучу голов. У Овечкина все впереди.

    – В последний приезд в Москву зимой вы много времени проводили с Александром Самедовым. Еще вчера он играл в историческом матче ЧМ-2018 с Испанией, а сегодня ушел в команду из зоны стыковых матчей. Удивительно?
    – Здесь мне приличные слова подобрать сложно. Если брать его заслуги перед «Спартаком», то могу сказать, что по отношению к Саше себя повели по-свински. Участник двух чемпионатов мира, чемпионата Европы, завоевал золотые медали со «Спартаком», а его за полгода до окончания контракта выставляют за дверь. Это не красит руководителей клуба. Я вырос в футбольной Западной Европе, знаю отношение тех же немцев к своим футболистам. Этому стоит поучиться. У нас же старая плеяда постоянно повторяет: играем – нужны, перестали попадать в состав – мы мусор. Переступят и пойдут дальше.

    – За «Динамо» переживаете?
    – Естественно. Тем более теперь, когда главный тренер – Дмитрий Хохлов. Он один из первых, с кем я сошелся в «Динамо» после перехода. Потом и помощником у Силкина был, и в дубле меня тренировал, когда туда сослали. Мы поддерживаем связь, созваниваемся. Свободного времени у него сейчас не так уж много, но когда приезжаю в Москву, то стараемся встретиться. Рад, что у Димы получается в должности главного тренера. Он хороший человек, был умным футболистом, теперь стал грамотным специалистом. Уверен, что рано или поздно будет работать в каком-нибудь сильном европейском клубе. Языки знает, все получится.

    Ракицкий знал, на что идет

    – На открытие динамовского стадиона не собираетесь?
    – Для этого надо, чтобы меня кто-то пригласил. Но судя по тому, как уходил, этого ждать не приходится. Меня в последнем матче не выпустили даже на минуту, чтобы попрощаться с болельщиками, не пожали на прощание руку в раздевалке. На стадион меня зовут только поклонники бело-голубых. Вот от них постоянно чувствую теплоту. Прошло пять лет после ухода, но все равно в соцсетях постоянно пишут: ты лучший, спасибо за игру, приезжай на стадион. Значит, хорошо делал свою работу. Если буду в Москве во время домашнего матча «Динамо», обязательно приду. Пока никак не получается – когда приезжаю, команда вечно играет на выезде.

    – Теперь, наверное, будете внимательнее следить и за «Зенитом» из-за Ярослава Ракицкого?
    – Но уж точно не болеть, как за «Динамо». И даже меньше следить, чем за «Крыльями» Самедова. А наблюдал за питерцами я и до этого – из-за Тимохи (Анатолия Тимощука. – «Спорт День за Днем»). Мы с ним с пятнадцати лет знакомы. Что касается Ракицкого, то мы вместе играли за сборную. Мое мнение – это лучший защитник Украины последних лет. Теперь у него новый этап в карьере. «Зенит» вкладывает много денег в клуб, но в последние годы обходился без чемпионства. Должны уже, наконец, завоевать золотые медали.

    – Не разделяете мнения, что Ракицкий начал немного сдавать?
    – Я его в последнее время видел только в Лиге чемпионов и за сборную, мне трудно судить детально. На большой дистанции, повторюсь, он лучший в стране. У Ярослава огромный багаж выступлений на международном уровне – Лига чемпионов, сборная, он настоящий профессионал.

    – Не удивились, узнав, что на сайте Федерации футбола Украины Ракицкого убрали из состава сборной?
    – Читал об этом в прессе. Что тут сказать… Он знал, куда и при каких обстоятельствах переходит. Это осознанный выбор Ярослава, он принимал его вместе с семьей. Ракицкий – футболист, его дело – играть. А у сборной есть главный тренер, он и решит, кого приглашать. Посмотрим.

    Фото: AP; EPA


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»