• Анатолий Бышовец: С Мутко трудно общаться во время футбола. Он сам хочет ударить по мячу

    Цитаты великих

    06.10.17 22:11

    Анатолий Бышовец: С Мутко трудно общаться во время футбола. Он сам хочет ударить по мячу - фото

    Фото: РИА «Новости»

    За матчем молодежной сборной России против сборной Австрии в отборе к чемпионату Европы 2019 года (U-21) на стадионе «Октябрь» наблюдали всего несколько сотен человек. К счастью, среди них был заслуженный тренер СССР Анатолий Бышовец, одержавший одну из самых выдающихся побед в истории отечественного футбола — на Олимпийских играх 1988 года в Сеуле. В пятницу смотрел футбол к компании президента РФС Виталия Мутко.

    Экс тренер «Зенита», сборных СНГ, России рассказал «Спорту День за Днем», каково это — соседствовать на трибуне с Виталием Мутко, а также о том, стоит ли приглашать в нашу страну легионеров после известного диалога Владимира Путина и Сергея Фурсенко на Совете по развитию физической культуры и спорта.

    База в Новогорске и жрицы любви

    — Начнем со свежих впечатлений, Анатолий Федорович. Как вам наша «молодежка» в матче с Австрией?
    — Самое приятное — счет на табло. (1:0. Это уже третья игра отбора, до этого дома сыграли вничью с Арменией 0:0 и победили Гибралтар 3:0. — «Спорт День за Днем».) Но остальное еще в стадии развития. Команда, мне кажется, не реализовала свой потенциал, не показала уровень, который с оптимизмом позволяет смотреть в будущее. Гол забили с пенальти, были нереализованные моменты. Играли от обороны, на контратаках. Команда из Австрии, кстати, произвела хорошее впечатление в игровом плане.

    — А почему стадион «Октябрь»? Потому что на дворе октябрь? Там трибун мало.
    — Трибун мало, да. Но качество поля позволяло играть в такой дождливый день. Я второй матч «молодежки» смотрю. Могу сказать: благодаря лимиту, в ней собраны играющие ребята. Есть международный опыт. Но, к сожалению, есть и пробелы в подготовке. Это общая проблема наших команд. Я иногда наблюдаю за тренировочным процессом.

    — И что же?
    — Многое построено на «дрессировке». Мы не учим игроков мыслить. Как преодолевать пространство с мячом, без мяча, неожиданные ходы, импровизация, которая ставила бы в тупик защитников… Тут большие резервы. По этим компонентам мы смотрелись хуже австрийцев.

    — Что успели обсудить с Виталием Леонтьевичем, коль уж соседствовали?
    — С ним трудно что-то обсуждать, когда он смотрит футбол. Он воспринимает его эмоциями, чувствами, весь в игре. Когда доходит до опасного момента, может и пробить вместо футболиста (смеется). Я смотрю футбол по-другому: разумом, без эмоций.

     

    — Известно: Виталий Леонтьевич все любит делать сам.
    — Да. Ка-ак даст по мячу (смеется)! Весь в игре. Действительно, переживаний много. Мы ведь «потеряли» не одну молодежную команду.

    — В главную команду России вы наведывались на неделе. Это Мутко или Черчесов пригласил?
    — Я сохранил динамический стереотип. Все тренировки по поддержанию физического состояния провожу в двенадцать часов. Время совпадало. Мы договорились с Черчесовым, он меня пригласил на тренировочное занятие. Что касается Мутко, он тоже приехал. Для меня это было неожиданно. Но, поскольку я был там, не подойти и не пообщаться нельзя было. У нас есть, о чем и о ком вспомнить.

    — Еще бы!
    — Он пригласил посмотреть базу в Новогорске. Хотя я и так на ней бываю, мне тут недалеко. Поле там, конечно, хорошее. Но главное, база — современная. Место намоленное. Здесь я проводил сборы и с юношеской, и с молодежной, и с олимпийской сборной СССР, с национальной командой России. Есть хорошая возможность готовиться. Не пятизвездочный отель с пятизвездочными жрицами любви и так далее.

    — Зачем же отвлекаться.
    — Главное, что здесь была возможность для общения. С великими тренерами. Александр Гомельский, Виктор Тихонов, Владимир Юрзинов, Станислав Жук, Ирина Роднина… Это всегда обогащало. Можно было говорить о методике, почерпнуть какие-то мысли. Сейчас условия в Новогорске изменились в лучшую сторону. Это касается и качества полей, и залов, и питания, и возможностей для восстановления. То, что у сборной появился свой дом, — долгожданное событие. После великих иностранцев, работавших в сборной. Поэтому я понимаю Черчесова, игроков, которые с радостью сюда приезжают.

    Березовая роща, экологический «Зенит»

    — Про «пятизвездочных жриц любви» вы пошутили.
    — Конечно. Я говорю о профессионализме. Мы с Виталием Леонтьевичем вспомнили «Зенит». Когда меня привели на базу в Удельной. Прекрасное место! До сих пор березовую рощу так себе четко представляю. Когда мы там делали утренние занятия тонизирующие… Так вот, Мутко привел меня на базу и с чувством гордости показал апартаменты Садырина. Спрашивает: «Ну как, вам нравится?» Я говорю: «Да, но жить здесь мы не будем. Пока не сделаем двухместные номера, отдельные душевые…» А то там четыре соска каких-нибудь в душе, двадцать человек моются. Мутко думал, наверное, что это излишество. Но потом решили все-таки делать ремонт. И база, наконец-таки, стала базой. Хотя газпромовцы предлагали строить что-то в других районах города. Пытались склонить к этому Мутко. Но Удельный парк — удобное место, до «Петровского» — двадцать минут езды. И такой выбор послужил в итоге тому, что «Зенит» выступал успешно. В труднейшей ситуации, когда потеряли шестерых игроков, нам удалось в кратчайшие сроки сделать конкурентоспособную команду, на будущий год мы уже боролись за первое место. Потом «по инерции» выиграли кубок. Еще можно гордиться тем, что клуб был экологически чистым.

    — Нет для вам мелочей, Анатолий Федорович. Сейчас база «Зенита» сильно изменилась. В ней — и частичка вашего труда, тренерской мысли.
    — Ну, как всегда.

    — Скажите, было ли у вас общение с футболистами сборной России перед матчем с Южной Кореей, футбол которой вы знаете?
    — Общение было. Оно носило человеческий, профессиональный характер. С Акинфеевым, с братьями Миранчуками. Мы с ними общались еще год назад. Хорошо, что в «Локомотиве» прозрели, делают на них ставку. Я всегда считал, что в паре Миранчуки дополнят друг друга, и это будет очень хорошая связка в атаке. Пообщался с Кузяевым. С Черчесовым обмениваемся идеями, мыслями. Это без всяких рекомендаций.

    — Вам импонирует, что он привлекает новых игроков, не боится доверять молодым? Этим ведь и вы славились.
    — В целом да. У нас много точек соприкосновения. В книге «Не упасть за финишем» он же говорит: «Учителя надо слушать, к учителю надо прислушиваться». У нас доброжелательные отношения. Они и не могут быть другими. Если ты сердце оставил на этом поприще, понятно, что успехи футболистов, — то, чем ты живешь.

    — Красиво.
    — Ситуация в сборной непростая. Смена поколений, приход новых игроков, реанимация Смолова, Кокорина — все это положительные моменты. Конечно, стадия формирования, но уже выглядит как четкая программа и понимае того, что эти люди — полноценные кандидаты.

    — До чемпионата мира только совсем ничего. Успеет сборная набрать силу?
    — Сейчас матчи полезные — против Кореи, Ирана, которые уже отобрались на чемпионат мира. Вектор выбран правильный. Есть информация для анализа и обогащения. Опыт Кубка Конфедераций тот же. Мне обстановка в сборной нравится. Она рабочая. Процесс организован на хорошем уровне. Появилось то, чего не было при наших великих, повторюсь, иностранцах.

    — Я кавычу, Анатолий Федеорович.
    — Тогда была очевидная предсказуемость состава. Никто не думал о перспективе, стратегии, о том, чтобы усиливать позиции, привлекать новых игроков. Сегодня конкуренция на другом уровне, и это залог того, что сборная на правильном пути.

    С президентом можно спорить. Но можно и согласиться

    — Южная Корея и Иран вышли на чемпионат мира, а что с Аргентиной происходит? Никак не может отобраться в Россию во главе с Месси.
    — Думаю, они все-таки попадут, шансы хорошие. В целом проблема Аргентины в том, что большинство ее игроков выступает за рубежом. Надо совмещать их по физическому состоянию, разница во времени, усталость, график матчей, нагрузка все же большая. Те же перелеты по десять часов. А главное, что уровень команд в Южной Америке вырос. Я смотрел матч Чили — Эквадор, и могу сказать, что они по классу близки к Аргентине. Хотя, думаю, мы все-таки увидим Месси и партнеров в России.

    — Я почему еще спрашиваю. «Зенит» делает ставку на аргентинцев. Может, зря?
    — Нет, по возрасту, по качеству приобретения правильные. Они составят в «Зените» диаспору, которая по стилю,поменталитету будет способствовать успехам команды. И в России, и в европейских турнирах. Тут, конечно, можно поспорить с Владимиром Владимировичем. Для участия в разных турнирах, особенно международных, необходима ротация, качественное усиление иностранцами. Что касается российских игроков, их развития, то, думаю, они сегодня защищены лимитом. Пять игроков в составе того же «Зенита» мы видим в матчах чемпионата России.

    — Даже больше.
    — С другой стороны, есть проблема зарплат, соответствия фэйр-плей, чистоплотности менеджеров. Тут с Путиным можно согласиться.

    — После диалога президента России и президента «Зенита» можно ждать ужесточения лимита?
    — На одного или полтора игрока. Это в порядке шутки (улыбается). Плоды лимита так или иначе видны. Сам я «лимитчик», давно борюсь за права российских игроков. Вспомните, раньше наша молодежь была лишена игровой практики, сколько народу терялось при переходе из молодежных команд во взрослый футбол. Сейчас появились Миранчуки, Кузяев, другие. Сборной есть, на кого опереться. Все это плоды лимита. Мы же помним, еще недавно наши клубы усиливались иностранцами, а плей-офф Лиги чемпионов так и оставался для них пределом мечтаний.

    — И в сборную некого было позвать.
    — В том-то и дело.

    Использованы фото: РФС; ФК «Зенит»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»