Зенитовский универсал, уже по ходу карьеры переквалицифировавшийся из нападающего, стал одним из немногих игроков сине-бело-голубых, кто ровно прошел два предсезонных сбора в новом году. Не исключено, что Алексей Сутормин получит шанс в предстоящем 17 февраля матче Лиги Европы с «Бетисом». При этом Сутормин принял участие в заключительном португальском матче с «Брондбю» (2:1), когда вышел, скорее всего, не основной состав.
Сам Алексей, судя по всему, морально готов выйти на поле: в интервью «Спорту День за Днем» на Газпром – тренировочных сборах в Португалии он рассказал, чем его впечатлила игра 38-летнего Дани Алвеса, что позволяет ему не промахиваться с 11-метровой отметки на протяжении всей профессиональной карьеры, как из нападающего превратиться в защитника и действительно ли капитанская повязка – ничего более, чем «тряпочка».
Ну и, конечно, самое важное – обсудили тему тротуаров в Петербурге.
«Бетис» – команда уровня Лиги чемпионов»
– «Бетис» еще будете разбирать на теории, но, может, сами о нем имеете представление?
– Чисто для себя смотрел обзоры, нарезки. Понятно, что у испанцев хорошая команда. Состав очень сильный, да и пошло у них хорошо – бывает такое понятие в футболе. Есть моменты, есть реализация. Наша задача свести все это на нет.
– К жеребьевкам отношение у всех разное. Кто-то хочет соперника послабее, чтобы было больше шансов пройти, а кто-то поинтереснее. Вы на какой стороне?
– Если говорить о групповом этапе, то я, пожалуй, за вариант поинтереснее. А если о плей-офф, то… Вообще, уровень Лиги Европы подтянулся в последнее время, ее участники могут играть вполне в Лиге чемпионов. Тот же «Бетис» так точно. Так что можно сказать, что более легких вариантов там практически и не было…
– Вы, как говорите, «для себя» какие игры обычно смотрите?
– Если есть время и возможность посмотреть топ-матч, обязательно смотрю. Причем слежу за игроками разных амплуа, не только за теми, кто мне близок по позиции. Все без исключения на себя примерить невозможно, но за командными передвижениями с интересом наблюдаю всегда.
– Не может быть, чтобы вы не искали похожих на себя футболистов…
– Вот недавно, когда «Барселона» играла с «Атлетико», пристально следил за Дани Алвесом. Заметил, что и в атаке, и в обороне он узко играл и высоко поднимался, за счет чего «Барса» не давала «Атлетико» быстро выходить из обороны в атаку. Человек в 38 лет на таком уровне играет! Хотя, когда он уехал из Европы в Бразилию все, наверное, решили, что все, заканчивает. А Дани Алвес вернулся и всем объясняет, что мастерство дорогого стоит.
– У «Бетиса» есть тактический прием: на фланге игрок возвращается в глубину, а потом делает резкую диагональ на дальнюю штангу. Если сыграете в основе, вас это коснется впрямую. Хотя тот же Каналес пропустит первый матч из-за положительного ковид-теста…
– Ну посмотрим, посмотрим… Там же не только Каналес это делает, Фекир тоже отдает похожие передачи. Например, недавно в матче с «Реалом Сосьедад» за спину голевой пас закинул. Да, его не будет в первой игре с нами, но там несколько человек таких, которые могут одним касанием сделать такую передачу. Конечно, надо быть все время к этому готовым.
Остановился подышать – сразу голевой момент!
– Вы большую часть карьеры играли нападающего, и вот приходится решать другие задачи – не запускать за спину, например…
– Обычно зазора в полтора-два метра должно хватать. Главное в таких моментах концентрация, а мне ее иногда как раз недостает. Даже в полузащите последствия ошибки не так серьезны – вряд ли из-под тебя сразу одним пасом всех отрежут. А вот когда выходишь в обороне, штрафная совсем рядом, так что надо переключаться, сразу занимать зону, и нет лишнего времени совсем.
– Вот вы говорите – надо прибавлять в концентрации. А как прибавлять?
– Ну вот, например, пауза в игре. Нужно уметь включиться в одну секунду. Скажем, если штрафной, надо вставать перед мячом на автомате. Если не встал, зазевался, или защитник встал подышать на считанное мгновение, а в его зону пошла атака – все, голевой момент. На фоне усталости перебои в концентрации могут случаться довольно часто. Можно вот у вратарей поучиться умению быть в фокусе всю игру, потому что бывает, что им вступать приходится не так часто, и необходимо постоянно быть начеку.
– На базе «Лейпцига» есть тренажер – большой круг, внутренние стенки которого представляют собой плазму, где воспроизводится настоящий матч. И нужно реагировать на вылетающий по неожиданной траектории мяч согласно тому, что происходит в «игре». Так отрабатывается и концентрация в том числе. А что есть у «Зенита»?
– В тренажерном зале проводим занятия на периферическое зрение, которые строятся по похожему принципу, что вы описали.
– С Юри Алберто в двусторонках уже успели на фланге пересечься?
– Успели. Хороший форвард, видно, что у него есть сильные качества – исполнение, удар. Будем надеяться, что он как можно скорее адаптируется в команде.
Пробей Лукаку иначе, могли бы уехать из Лондона с ничьей
– Матч с «Челси» в Лондоне с эмоциональной точки зрения – пока что лучшее, что случилось в вашей карьере?
– С такой точки зрения, пожалуй, да. Еще хотелось бы на «Боруссию» в Дортмунд попасть перед полными трибунами… Но после Англии точно уже нигде не испугаешься и не оробеешь. Так же считают и многие ребята в команде, знакомые из других клубов…
– После той игры «Зениту» дали положительные оценки, что несколько диссонировало с результатом (0:1). А вы во время игры и после нее как себя оценивали?
– После игры у всех было чувство, что можно было свести матч к ничьей. На победу вряд ли наиграли, конечно, но не проиграть могли. Нам стало ясно, что при хорошей работе на поле можно при определенном стечении обстоятельств добиваться результата даже с такими соперниками, которые больше контролируют мяч и чаще создают моменты.
– Не сказать, что прямо все игроки того состава «Челси» были космического уровня, вышли и ребята попроще. Чем взяли лондонцы, индивидуальностью или системой, с учетом того, что с ними работает мастер постановки игры Томас Тухель?
– Именно в том матче все-таки индивидуальностями. Взять гол: Аспиликуэта сделал шикарную подачу, а Лукаку открылся за спину, пробив так, как может только мастер. Пробей на полметра влево – мяч бы шел мимо, на полметра вправо – Стас Крицюк бы достал мяч. А он послал ровно туда, куда нужно. Но в целом, мне кажется, они долго разогревались, не ожидали, видимо, что мы будем так хорошо обороняться. Когда во втором тайме «Челси» стал «включаться», нам стало тяжелее контратаковать. И гол сыграл тоже очень важную роль для хозяев.
– Малкома иногда просят бить издали, а он не бьет. А вы взяли и попали – в матче с «Мальме» дома, сделав счет 4:0.
– Ну да! Убрал под левую, понял, что особо четких адресатов для передачи нет, вижу, что никто не встречает, ну и попробовал. Вышло хорошо, но не могу сказать, что в том голе было что-то особенное.
Как ни разу не промазать с пенальти
– У нас недавно вышел материал про нехватку в России левоногих игроков. Вам тоже пришлось развивать не основную ногу. Как вы это делали?
– Я не могу сказать, что я и сейчас особо «двуногий», но в целом это сугубо индивидуальная ситуация: если хочешь прибавить, как футболист, нужно работать. Ни один бы из нас не отказался иметь две «полноценные» ноги. Кому-то дано при этом больше, кому-то меньше, но работать все равно надо.
– В «Зените» вы окончательно закрепили за собой почетный статус универсала. Но наверняка же есть предпочтительная позиция на поле?
– В первую очередь всегда хочется быть на поле в принципе и приносить пользу. Когда все время играешь на одной позиции, вырабатывается привычка. Поэтому очень важно при смене быстро переключаться, и это как раз самое сложное.
– Вы очень много забивали за «Волгарь» в ФНЛ. Теперь ворота от вас значительно дальше. Неужели не скучаете по голам? Не думаете о том, что в обороне играть не так интересно?
– Да что вы! Наоборот, когда перешел в защиту, нашел немало плюсов, тем более, в нашем чемпионате крайний защитник «Зенита» постоянно ходит в атаку, и скучать не приходится. Да, голы это интересно, но я и на новой позиции их забивал. Но и странно было бы, если в тебе что-то видят именно в таком варианте, сказать: «Не, не буду, я забивать хочу!» (Смеется.) К тому же в «Оренбурге» уже в защите выходил и кое-что об этом знал. При том, что еще когда выступал за «Волгарь» представить себе не мог, что такое когда-нибудь произойдет. Тем более, в РПЛ и Лиге чемпионов…
– Когда «Зенит» проиграл дома «Сочи» 1:2, поздравили после игры своего бывшего тренера Владимира Федотова?
– Конечно. Они хорошо играли. Честно говоря, после того, как Валентинович пришел в «Сочи», для меня стало бы неожиданностью, если бы что-то пошло не так. Не удивлен, что они показывают хороший футбол. Думаю, могут даже в тройке оказаться. После такого успеха, может, и людей в Сочи на футболе мы бы увидели больше.
– Осенью вы сыграли несколько матчей в Лиге чемпионов, потом три подряд за сборную. После чего сели в «Зените» на скамейку. Что случилось?
– Там и Слава Караваев поправился, и у тренерского штаба были свои тактические соображения. Мое дело работать и ждать шанса.
– Объективно: в чем Караваев сильнее вас?
– В первую очередь, он изначально защитник. Особенно если учесть упомянутые нами моменты с передачами за спину, переключениями, навыками отбора. Я это прекрасно понимаю и стараюсь нивелировать недостатки. Ну и использовать в свою очередь свои сильные стороны. А дальше уже все зависит от схемы и видения игры тренерами.
– А с Адамовым себя успели сравнить?
– Мы же еще в сборной познакомились… Парень заслужил приглашение, хорошо проведя первую часть чемпионата. И чем больше таких будет в «Зените», тем лучше.
– Вы сами признавались, что довольно долго не могли улучшить свою игру головой. Как с этим сейчас?
– Может, чуть-чуть получше, но проблема никуда не ушла. Хотя по-прежнему над этим работаю.
– Из чего берется проблема? Прыжка не хватает?
– Это тоже, плюс какие-то моменты оказались не заложены в детстве. Признаюсь, мало тогда уделял времени этому компоненту.
– Мне кажется, мало кто в детстве этому уделяет внимание, учитывая то, что редко доводится играть на большие ворота.
– Ну я даже более позднее время имею в виду, когда в 16 даже жонглировать головой не мог, хотя сверстники это делали. Что ж, приходится работать сейчас, чтобы стать лучше.
– Зато у вас есть хорошая дистанционная скорость. Природная?
– Пожалуй, скорость у меня всегда была хорошей. Если она уже есть и ты работаешь над этим, трудно ее потерять, может только с возрастом будет тяжелее, посмотрим.
– Кое-что вы умеете идеально: нигде не нашлось данных, что вы хоть раз промазали одиннадцатиметровый!
– Хм… В профессиональном футболе пока что, наверное, действительно не промахивался. Надеюсь, будет получаться как можно дольше.
– Когда в «Зените» на это обратили внимание, что доверили бить пенальти вам?
– Тренеры знали мою статистику, ну и после тренировок мы часто остаемся побить по воротам с «точки». Вот и доверили.
– В чем дар?
– Да не знаю я! Вроде, как все делаю. На вратаря смотрю и так далее. Надо забить, подходишь к мячу, забиваешь. По-другому не объясню, наверное.
– Когда Дзюба не забивал с пенальти, не было мысли «на его месте должен был быть я»?
– Вообще нет! Когда Артем последний раз не забил с «Мальме», все очень расстроились, я в том числе. Каждый может когда-то оказаться на его месте, так что момент чувствительный.
– Кто круче пенальти бьет, вы или Даниил Фомин, которого, наверное, хорошо знаете по сборной?
– Мы с ним там не соревновались пока, но Фома бьет с «точки» очень хорошо.
– Еще вопрос про пенальти: вы с вратарем «Спартака» Александром Селиховым жили вместе в интернате в одной комнате. Он осенью отразил на последней минуте пенальти от «Легии» в Лиге Европы, красно-белые вышли в плей-офф. Смотрели матч?
– Смотрел! С братом и мамой. Перед игрой даже им сказал, что есть предчувствие: будет пенальти, и Саня возьмет. Так и вышло… С детей у него это чутье, он много тогда еще отбивал.
– Вот кто брал от вас пенальти…
– Дааа, именно! (Смеется.)
Капитанская повязка в сборной стала важным событием в жизни
– За то время, что вы находились в сборной России при Валерие Карпине, поняли, что за смелый футбол он собирается ей поставить?
– В целом понял: нужна агрессивная игра, но без глупых потерь мяча.
– Это же сложно. Бундеслига вся сейчас с выраженным акцентом на атаку, и потерь очень много.
– К этому надо стремиться через работу. Тогда рано или поздно придет. Но при этом нужен результат, и он давит на нас, футболистов. Но в любом случае только нам эту проблему и решать.
– Был матч со Словакией. По словам Карпина, планировали сыграть одним образом, получилось иначе, соперник переигрывал. Что шло не так?
– Как только не получилась пара выходов из обороны, сразу стали нервничать, осторожничать. Потом смотрели на разборе игру, видели, как сложно налаживалось взаимодействие. Например, между Дивеевым и Бариновым при выходе. Возможно это как раз вопрос той же концентрации, которую нельзя терять ни на секунду. Цепочка таких моментов сделала матч со Словакией таким нервным. Что там говорить, плохая игра была…
– Как вы восприняли публичные слова Карпина о том, что он раздумывает об уходе из сборной после поражения от хорватов?
– Да как… Мы футболисты, как можем реагировать на слова тренера? Что он решил, то и должны были принять на тот момент. В итоге вместе готовимся к полякам.
– Капитанская повязка, которая один раз перешла к вам в сборной России, это действительно «тряпочка», как говорит Валерий Георгиевич?
– Я почувствовал ответственность. Не каждому выпадает такая честь, пусть даже на один матч. Назову этот момент важным событием в жизни.
– Ее наличие на рукаве нашло продолжение в игре, или просто вышли в статусе капитана, и ничего не изменилось?
– Наверное, чуть больше подсказывал ребятам, немного говорил с судьей. На собственную игру, конечно, повязка уже вряд ли повлияла.
– А вам нравится говорить с судьями? Есть такая эмоциональная потребность?
– Если честно, не особо. Всегда исхожу из того, что судья вряд ли изменит свое решение. Другое дело, что в какие-то моменты стоит, скажем так, направлять его мысль, попытаться склонить передумать. Но орать, как например, в Турции, не считаю правильным и возможным. Такое поведение судьи могут еще и припомнить.
– Встречали судей, с которых как с гуся вода?
– Матеу Лаос как раз, испанец, который судил со Словакией. В хорошем смысле «вода с гуся». Только подойдешь, что-то сказать хочешь, а он жестом одним тебя «гасит» – мол, отойди, мне все равно. И желания спорить ни у кого после такого нет, настолько он неприступный. Уровень чувствовался.
В Петербурге обидно за стариков и мам с колясками
– Контракт с «Зенитом» у вас истекает летом. О новом думаете?
– Сейчас больше думаю о подготовке к сезону. Нет такого, что ночами не сплю, и только контракт в голове. Это как раз важно, потому что оставшийся отрезок я должен провести на сто процентов.
– Пандемия за два года сорвала много личных и карьерных планов, в том числе и в футболе. Вам как-то она навредила?
– Вот стучу по дереву – пока нет! Даже на сборах в Дубаи, когда несколько человек повылетало. Более того, как-то вспоминали с женой, что удачно успели устроить свадьбу – перенеси мы ее на год (а такое могло случиться), наверное, так бы и не поженились.
– Семья в Петербурге сейчас?
–Нет, в Москве.
– Повезло. В Питере, прямо скажем, неуютно сейчас.
– Если речь о погоде, то в Москве тоже не супер, во всяком случае было так, когда я между сборами заезжал. Но вот чистят столицу получше, бросается в глаза.
– Не удивляет это?
– Даже не знаю… Странно, что в Петербурге мало чистят тротуары. Пешеходам совсем тяжко, особенно пожилым людям, мамам с колясками…
Лагуш – Санкт-Петербург
Фото: ФК «Зенит», РФС