• Алексей Гойхман: «В структуре «Реала» дурака держать не будут»

    Тема «Спорта». Выбор тренера

    10.07.11 16:39

    Автор: Спорт день за днём

    У президента «Волги», дебютировавшей в премьер-лиге, достаточно богатый управленческий опыт. В том числе футбольный. И снимать, и назначать тренеров ему не в диковинку.

    Дважды рисковый

    С: Посчитайте, пожалуйста, Алексей Леонидович, сколько тренерских контрактов вы подписали за последние четыре года.
    С Черышевым – шестой.

    С: Значит, ваши подписи равномерно распределены между «Нижним Новгородом» и «Волгой».
    Получается, что так. Очень простая математика. «Нижний Новгород» – Цымбаларь, Афонин, Григорян. «Волга» – Побегалов, Тетрадзе, Черышев.

    С: Шесть назначений – довольно серьезный багаж, позволяющий перейти к обобщениям. Можете сформулировать, что беспокоит руководителя российского клуба: богатство выбора или дефицит кадров?
    Вы можете даже не сомневаться: найти подходящую кандидатуру на должность главного тренера команды премьер-лиги очень тяжело. Поэтому, конечно, подтверждаю второй вариант – дефицит кадров. Однозначно.

    С: Странно. Столько тренеров вокруг безработных…
    Немало, согласен. Людей, поработавших в премьер-лиге или в первом дивизионе, действительно хватает. Но мы уже начинаем ходить по кругу, и не по первому. Обойдемся без фамилий, однако привлекать к работе этих людей я считаю неправильным. Тех же, кто добился в футболе серь­езных достижений, можно пересчитать по пальцам, причем хватит одной руки.

    С: Такой подход к проблеме подразумевает повышенный риск.
    Я в своей футбольной карьере рисковал дважды. Мой первый риск – Григорян. Приглашая Сашу в «Нижний Новгород», я поставил на карту все и не просчитался. Как бы неубедительно Григорян сейчас ни выглядел в «Химках», я по-прежнему считаю его одним из интереснейших тренеров новой волны. Он остается в моих глазах очень перспективным, очень квалифицированным специалистом.

    С: Второй риск?
    Так всем понятно же, что Черышев.

    С: Кому это всем и по какой причине?
    По самой простой: у Черышева мало опыта. А работать в российской футбольной премьер-лиге, испытывая ярко выраженный дефицит опыта, мягко говоря, сложновато.

    С: Что побудило вас к риску на этот раз?
    В любом деле, которым я занимался, всегда присутствовала категория, отменить которую невозможно: соотношение цена – качество. Можно ведь и Моуринью купить, если денег куры не клюют, правда? Думаете, ­Моуринью не поедет в Россию? Поедет, но за такие деньги, что кому он тут нужен? И для чего?

     

    С: Я правильно понимаю, что у Дмитрия Черышева скромные финансовые претензии?
    Скромные? Да их вообще, скорее всего, нет. До 1 января 2012 года Черышев работает на условиях, которые по меркам премьер-лиги можно назвать никакими. Как только увидим результат, сядем за стол переговоров уже с новыми аргументами и с новым пониманием ситуации. Повторяю: Дмитрий Черышев – мой личный риск. Но я не раз беседовал с Черышевым, для того чтобы убедиться: у человека есть не только отличные профессиональные навыки, но и стремление к успеху, и хорошая спортивная наглость, и уверенность в себе. Уверенность – всегда здорово. А еще так скажу: в структуре «Реала» дурака шесть лет держать не будут. Ладно бы еще местного дурака, а то ведь из России.

    Минус Европа

    С: Неправильно ходить по кругу, говорите? Назначая Черышева, этот момент тоже учитывали?
    Тоже учитывал. А также то, что дважды в одну воду не рекомендуется соваться. Если мы продолжим ходить по кругу и забредать в воду, у нас ни молодых футболистов не будет, ни молодых тренеров. Мы же шанса никому не даем! Тык-пык, тык-пык – каждый божий день одно и то же. Посмотрите: как только открывается вакансия – одни и те же фамилии в ротации. Я не против совсем, что они всплывают, эти фамилии, и дай бог людям удачи, но вот я, лично я, президент футбольного клуба «Волга» из города Нижнего Новгорода, не захотел идти по кругу. Имею в виду российских специалистов, конечно. Людей, которых приво­зят из Европы, я в этом ряду не рассматриваю. Не готов о них говорить, потому что это совсем другие деньги.

    С: Об иностранной кандидатуре в процессе своих президентских метаний не задумывались даже в принципе?
    О каких иностранцах я мог думать в «Нижнем Новгороде», когда самый большой бюджет у меня был 93 миллиона рублей? Мы тогда искали человека, который согласился бы работать за три-четыре тысячи долларов. А в «Волге» после Александра Побегалова у меня не вызывала ровно никаких сомнений кандидатура Омари Тетрадзе. В этот же раз выбор был, да. Сейчас, после назначения, могу рассказать, что изначально правление клуба хотело видеть в этой должности Юрия Красножана. Но после телефонного разговора с ним я совершенно четко понял: человек хочет отдохнуть. Мы не добрались даже до самой примитивной конкретики. Поговорили минут двадцать – и я понял, что он очень устал. И морально, и физически. Я искренне пожелал Юрию Анатольевичу успеха и даже на личной встрече не счел возможным настаивать, хотя был готов сняться в ту же минуту. Когда отпала кандидатура Красножана, остались два претендента – Черышев и Кобелев. Мы выбрали Черышева, а Андрей вскоре принял «Крылья Советов», и это здорово. Хочу, чтобы у него все получилось. Это очень перспективный, очень одаренный специалист.

    С: С Кобелевым переговоры далеко зашли или тоже прекратились на телефонной стадии?
    Личной встречи не было. И с Андреем Николаевичем, и с его агентом мы беседовали только по телефону. Причем в общении с агентом, в отличие от варианта с Красножаном, успели дойти до финансовых условий.

    С: И тут все закончилось.
    Да. А правлению клуба я высказал просьбу: поддержать меня лично и мой выбор. Правление клуба – высший орган, каждый его член имеет свою точку зрения по ключевым вопросам, и это правильно. Правление меня поддержало.

    Чуйка должна работать

    С: Подозреваю, Алексей Леонидович, что вам это в каком-то смысле нравится – идти на риск, гонять по жилам кровь. Что скажете?
    Мне нравится работать с людьми, которых выбрал именно я. Мне кажется, это естественное, нормальное, вполне объяснимое желание для любого руководителя. Я ведь и до того, как занялся клубным менеджментом профессионально, был недалек от футбола. Поэтому, смею думать, немножко в нем разбираюсь и имею право на собственное ­видение построения игры и тренировочного процесса. Это как минимум. Я, например, терпеть не могу тактику «бей-беги», знаете такую? Это когда впереди два столба, защитник берет мяч и бабах его туда, к ним, вперед! Рубитесь, парни, вы же здоровые, под два метра, зачем вас покупали? Нет, мне это неинтересно. Почему в свое время я умолял «Анжи» отдать Марцваладзе, хотя мне все вокруг говорили: «Ты чего творишь? Ты кого просишь, опомнись! Он же дохлый, никакущий, а нам нужен здоровый мужик, чтобы головой как дал – и штанга пополам!» А я за Отара плотно зацепился, намертво. Мало кто знает, как я вымаливал Марцваладзе у руководства «Анжи». И на второй день у меня получилось, он уже обедал с «Волгой» в кафе. А потом забил 21 гол в первом дивизионе, а потом его купил за хорошие деньги «Краснодар». По итогам сезона премьер-лиги он будет назван открытием чемпионата, попомните мои слова.

    С: Так Отар и в «Волге» неплохо смотрелся, прямо скажем, особенно в концовке круга.
    Очень неплохо! Очень! У него была небольшая травма в начале сезона, и парню потребовалось несколько лишних туров, для того чтобы прийти в чувство. Но последние две игры перед перерывом он такие выдал – мама, не горюй! Так я что хотел сказать? Что мне нравится вот именно такой футбол – когда играют не только ногами, но и головой тоже. А впереди – негабаритный, острый, умный форвард, склонный к твор­честву, нестандартный такой ­живчик.

    С: Хорошо, а Дмитрий Черышев уже в курсе, что ему предстоит играть именно в такой футбол? Вы обозначили свои приоритеты? Сказали ему: «Дима, я хочу, чтобы команда действовала именно так, и никак иначе»?
    Я хорошо знаю, в какой футбол играл сам Черышев и как играли его юношеские команды. Давайте не будем забывать, что Дмитрий Черышев – нижегородский парень, я с ним встречаюсь не впервые, мы двадцать пять лет знакомы. Дима два раза в год минимум приезжал из Испании домой, и мы всегда встречались. В этих беседах я потихоньку его взгляды на футбол улавливал, учитывал и систематизировал. Когда мы встретились нынешним летом, он в «Сибири» спортивным директором работал, и мы проговорили буквально пару часов. Я его тогда спросил: «Твоя концепция осталась прежней? Взгляды на футбол не поменялись кардинально?» Скажу больше, теперь уже можно: в тот момент, когда «Волга» расставалась с Побегаловым, я не сомневался, что главным тренером будет Омари Тетрадзе, но разговор с Черышевым тоже был.

    С: Стало быть, выбор случайным не назовешь.
    Ни в малейшей степени.

    С: Как бы тепло вы ни отзывались о прежних своих тренерах и о Черышеве сейчас, работа у них ­такая, что все течет, все меняется, причем очень быстро. Как считаете: президент клуба должен иметь под рукой постоянно обновляемый банк данных, чтобы реагировать мгновенно?
    Банк данных иметь желательно, но я все-таки больше полагаюсь на тех тренеров, которых знаю лично и которые проповедуют близкий мне футбол. Ну и есть такое слово еще интересное, оно нередко помогало мне и в бизнесе, и футболе, – чуйка. Вот чуйка должна работать. Меня она редко подводит. Я ни на секунду не сожалею о том, что пригласил в свое время Тетрадзе. Если бы не Омари и его штаб, мы могли бы не вый­ти в премьер-лигу. Никто не говорит, что Тетрадзе плох. Ни в коем случае! Грамотный, абсолютно трезвый, точно понимающий игру тренер, совершенно адекватный человек. Другое дело, что в этом году чуть разъехалась команда, ну и с селекцией далеко не все получилось так, как хотелось Омари Михайловичу, потому что у меня под нее денег было немного. И команда за­снула. Такое бывает в футболе. ­Команду надо будить. Как будить команду? Ее можно хлестать кнутом, что мы с Омари Михайловичем и сделали, например, в раздевалке сразу после игры с «Амкаром». Но ­команда не проснулась. Поэтому и было в итоге принято такое решение. Но, боже упаси, повторяю, чтобы я кому-нибудь когда-нибудь сказал, что Тетрадзе – плохой специалист. Тетрадзе – очень серьезный специалист. Но не покатило. А ждать, когда команда потеряет все шансы выполнить задачу, у меня нет права. Так что еще раз повторю – чуйка. Вот в июне она у меня сработала именно так, как сработала. А правильно или нет – покажет только время.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»