• Алексей Ковалев: Ограничения с Интернетом начинают раздражать

    Тренер «Куньлуня», олимпийский чемпион и обладатель Кубка Стэнли Алексей Ковалев — о жизни в Шанхае, холодной голове, умении объяснять и дешевом такси

    01.11.18 18:55

    Алексей Ковалев: Ограничения с Интернетом начинают раздражать - фото

    Фото: «Известия»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Алексей Ковалев мечтал играть до 50 лет, но сейчас ему 45, и он тренер «Куньлуня». Причем, один из самых результативных россиян в НХЛ отвечает за… оборону китайской команды.

    Говорит и показывает

    Его выход на тренерский мостик в принципе стал неожиданностью. После двух сезонов в швейцарском «Виспе», совладельцем коего он является, Ковалев исчез с хоккейных радаров. В теории его «возвращения» можно было ждать в родной «Ладе», либо московском «Динамо», ставшим трамплином в НХЛ, но Ковалев оказался в Пекине. Вернее — в Шанхае, где по факту базируется «Куньлунь Ред Стар».

    — Просто других вариантов не было, — честно признает Алексей. — Поэтому над предложением «Куньлуня» особо не раздумывал. Работать всегда интересней, чем ничего не делать.

    За 19 сезонов в НХЛ Ковалев набрал 1029 очков. Из числа россиян больше только у двух Александров — Могильного (1032) и Овечкина (1136), а также Сергея Федорова (1179). Играя в одной команде с такими светилами, как Марк Мессье, Яромир Ягр, Саку Койву, Павел Буре, Эрик Линдрос, Даниэль Альфредссон, Алексей никогда не находился в их тени. Его техничные руки, сумасшедшее катание, светлая голова в совокупности с напористостью завораживали.

    Говорят, кстати, таким технарям сложно затем тренировать. Вещи, которые они исполняли на «раз-два», многие не могут сделать, даже вспотев. Вот они и не понимают: «Как так?..»

    — Я не согласен с подобным суждением, — качает головой Ковалев. — Все от человека зависит, его умения доходчиво объяснить и показать то или иное упражнение. Кстати, очень важно, когда ты не просто говоришь, как делать, но и показываешь. Визуализация действий более продуктивна.

    Первый матч выезда мы, как правило, проигрываем

    Тем, наверное, удивительней, что столь техничный в прошлом форвард на мостике «Куньлуня» стоит там, где обычно находятся тренеры, отвечающие за оборону команды.

    — Да, я работаю с защитниками, — подтверждает Ковалев. — Помимо этого в зону моей ответственности входит розыгрыш большинства, вбрасывания, а также индивидуальная работа с игроками. Я вижу, кто из ребят на что способен, и стараюсь эти качества развивать и правильно использовать. Хоккей — командный вид спорта, где важно верное направление сильных сторон каждого игрока. Например, защитник выполнил свою задачу, а партнер ему не помог, и команда в результате пропустила… Команда — это механизм, который должен работать синхронно.

     

    Реклама • olimp.bet

    — Вот, например, СКА, одного из грандов КХЛ, за счет чего механизм «Куньлуня» собирался побеждать?
    — На самом деле в Питере нам было тяжело сыграть в полную силу в силу объективных причин. Это был первый матч выезда, а мы их, как правило, проигрываем. Только потом — во второй, третьей игре — добавляем.

    — В чем причина такой тенденции?
    — Длинный переезд сказывается на кондициях ребят. В силу усталости непросто выполнить план на игру, который, в частности, у нас имелся на матч против СКА.

    — Два периода вы держались. Только в третьем поплыли.
    — И это показательно. В третьем периоде просто силы кончились. Понятно, что соперник выше уровнем, но мы продемонстрировали, что способны играть против таких команд. Только вот без запаса сил их сложно побеждать.

    Наказание Кинэна

    — Один из ваших наставников Владимир Юрзинов утверждает: «Прежде чем стать тренером, надо убить в себе игрока». Ваш игрок «убит»?
    — Я и не планировал его убивать. Считаю, когда ты еще недавно был в шкуре игрока, тебе проще понять, что чувствует тот или иной хоккеист в определенный момент игры. Это помогает лучше понимать и использовать его.

    — Холодной голове, которая должна быть у тренера, игровой запал не мешает?
    — Моей — нет. Может, конечно, потому что я сам по себе человек спокойный. Бывают, конечно, завожусь. В основном, когда игрок, способный действовать лучше, раз за разом наступает на одни и те же грабли. Ты ему говоришь: «Делай так», а он выходит, делает по-своему и страдает команда. Вот в таких случаях я могу начать закипать.

    И это говорит Ковалев, которого в игровую бытность редкий тренер не критиковал за излишний индивидуализм…

    Самое яркое наказание Алексею в 1994 году придумал Майк Кинэн в «Рейнджерс». За то, что 20-летний форвард регулярно переигрывал смены, он более десяти минут матча с «Бостоном» не позволял ему смениться. В итоге, за пять минут чистого времени Алексей заработал на себе два удаления и таки забросил шайбу.

    — Кстати, ни Кинэн ли, не так давно трудившийся в «Куньлуне» тренером и генеральным менеджером, порекомендовал вас в клуб?

    — Вряд ли. Когда Майк работал в Китае, я звонил ему несколько раз, спрашивал, есть ли варианты для меня. Он отвечал, что пока ничего.

    В Шанхае такси дешевое. На нем и передвигаюсь

    — Появилось в итоге с уходом Майка. Вы до этого в Китае бывали?
    — Нет. Оказался здесь впервые.

    — Чему более всего удивились?
    — До сих пор не могу привыкнуть к ограничениям пользования Интернетом. У китайцев свои правила на этот счет. А мы же сейчас все «на Интернете». Нет его — уже дискомфорт: связь не можешь поддерживать или какую-то информацию получать. Через пару недель это начинает раздражать — хочется куда-то выехать, перезарядить батарейки. Я на одном месте в принципе долго сидеть не могу, постоянно хочется чего-то нового.

    — Где ритм жизни более бешеный: в Москве или Шанхае?
    — Наверное, одинаково — что по пробкам, что по людям. В Шанхае официально 24 млн. человек, в Москве тоже, я думаю, под 20 млн. будет. В плане движения, кстати, в Китае, на мой взгляд, попроще. Там народ в основном на мотороллерах и велосипедах передвигается. А они электрические, бесшумные. Идешь в своих мыслях, а на тебя раз — стая мотороллерная.

    — Сами за руль садитесь?
    — Нет. Зачем? Там такси дешевое. В основном на нем и передвигаюсь.

    — Ваш игровой вес на протяжении многих лет составлял ровно 100 кг. С момента завершения карьеры много лишних килограмм набрали?
    — Нет, продолжаю держать себя в форме. Разве что чисто из-за мышц прибавил килограммов пять. А так я в хороших кондициях.

    — То есть, в случае чего готовы на лед?
    — По возможности всегда играю с ребятами, так что, почему бы нет…

    Фото: РИА «Новости»; КХЛ


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»