Его называют открытием первой части чемпионата. Генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов уже наверняка устал отбиваться от звонков журналистов и признал, что по игроку есть официальные предложения как от европейских, так и от российских клубов. В матче с «Зенитом» (1:1) Александр Зинченко забил 15-тысячный гол в чемпионатах России, а скауты французского «Марселя» наблюдали за его игрой на «Петровском». При этом украинскому полузащитнику только 15 декабря исполнится девятнадцать.
Наш разговор проходил в гостинице «Амбасадор». Мы приехали туда в 23.00, сразу после игры, а через несколько минут с бутылкой воды в руке спустился Зинченко. С первых минут он произвел впечатление открытого человека, впоследствии это только подтверждалось. В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Зинченко рассказал об игре в Петербурге, начале своей карьеры, времени, проведенном в донецком «Шахтере», вызове в сборную Украины, «Рубине» и «Уфе».
На трибуне рядом с Боярским
— «Уфа» приехала на «Петровский» в ранге аутсайдера и чуть ли не увезла три очка. Перед игрой могли поверить, что сложится именно так?
— У нас был очень хороший настрой, а это самое главное в подготовке к любому матчу. Плюс неплохая серия перед «Зенитом» — по игре мы действительно проводили хорошие встречи, набрали отличный ход. Скрывать нечего, с «Зенитом» удача была на нашей стороне. Стоит еще отметить и Давида Юрченко, который отыграл просто блестяще. Мы знали, что у «Зенита» очень активные фланги. Смольников и Анюков часто подключаются вперед, и важно было нейтрализовать эту угрозу. Были моменты, когда мы упускали их, но в целом это удалось.
— Несмотря на небольшое количество атак, было видно, что в нападении игроки «Уфы» постоянно меняются местами. Это была установка на игру, чтобы как-то запутать оборону «Зенита»?
— Конечно, так задумал наш главный тренер Евгений Перевертайло. Импровизация в атаке, на мой взгляд, самое главное. У нас подобраны игроки, которые адаптированы практически к любой позиции, так что меняться местами на поле не проблема. Меня, например, в последнее время где только не пробуют. Не принципиально, играть в центре поля или с краю. Считаю, что адаптация на каждой позиции — большой плюс для любого игрока.
— Вы один из немногих, кому удалось забить Лодыгину в 18 лет. Помните, как это случилось, ведь порой такие моменты просто вылетают из памяти?
— Все прекрасно помню! Стоит отметить отличную передачу Марсиньо — мне оставалось только подставить голову. Почему оказался в центре атаки? Все просто: я играл на позиции крайнего нападающего, и это входило в мои обязанности — должен был бежать в штрафную или замыкать на дальней штанге.
— Как вам атмосфера на незаполненном «Петровском»?
— Атмосфера тут всегда была замечательная. Я еще четыре года назад был на «Петровском» в качестве болельщика. Мы приезжали с донецким «Шахтером» — первая команда играла с «Зенитом» в Лиге чемпионов (сине-бело-голубые в групповом турнире сезона-2011/12 выиграли 1:0. — «Спорт День за Днем»), а мы проводили товарищеские матчи со сверстниками. Смотрели Лигу чемпионов, сидел рядом с Михаилом Боярским — все было просто шикарно! (Улыбается.) Тогда еще тепло было, но и сейчас в такую холодную погоду болельщики пришли на матч.
— Жалеете, что в составе соперника не было Халка? Все-таки не так часто появляется шанс сыграть против такого мастера.
— В этом плане нам немножко повезло — если бы Халк был на поле, проблем было бы значительно больше.
Четыре года в «Шахтере» — лучшие в жизни
— Ваш путь в футболе начинался в Радомышле.
— До 11 лет занимался в местной секции в городе Радомышль. Совсем маленький город. Знаменит, наверное, только тем, что у нас варят один из лучших сортов пива в стране. Правда, алкоголь я не употребляю (улыбается). Также негативно отношусь к курению. На одной из тренировок ко мне подошел тренер и сказал, что есть вариант с «Монолитом» — главной команды у них не было, зато академия на уровне. Родители поддержали, мы поехали, рискнули. И так получилось, что это оказался самый главный выбор в моей жизни. Только благодаря Богу я выбрался на путь серьезного футболиста, если бы я не поехал, кто знает, что бы случилось и где бы я потом играл.
— Но в «Монолите» не задержались?
— Провел там полезнейших полтора года под руководством Виктора Васильевича Карпеты, который привил мне все азы футбола и продолжает до сих пор со мной работать, он мой отчим. Потом попал в «Шахтер», где прошли лучшие четыре года в моей жизни! Честно признаться, академия в Донецке — одна из лучших в мире. Была, во всяком случае, до известных событий. Условия для футбола — просто сумасшедшие! Тренировочные поля, база, вся инфраструктура, тренерский штаб, подход к футболу — все на самом высоком уровне.
— Кто-то из ваших сверстников заиграл, как и вы, на высоком уровне?
— Многие заиграли — тот же Виктор Коваленко выступает за первую команду «Шахтера», в октябре получил «Золотую бутсу» (приз лучшему бомбардиру молодежного ЧМ U20. — «Спорт День за Днем»), Владлен Юрченко сейчас в «Байере» играет. Жаль, конечно, что в «Шахтере» мало шансов проявить себя на высоком уровне. Ведь там подобраны хорошие ребята, и, считаю, просто держать их и не давать им возможности неправильно. Столько футболистов было шикарнейших, которые сейчас играют в чемпионате области или района...
— Они не попали в главную команду по футбольным причинам?
— Мистер Луческу (главный тренер «Шахтера» Мирча Луческу. — «Спорт День за Днем») — специалист очень высокого уровня. Но у каждого тренера есть свой подход. Луческу делает ставку на бразильцев. В «Шахтере» они все высокого уровня, но почему же не сделать такого же «бразильца» из украинца? Да, говорят, по мышечной массе они немного отличаются, но люди-то все одинаковые, за исключением Месси, конечно. Не давать шанса молодежи неправильно, к тому же болельщикам приятно будет, если на поле выйдут свои воспитанники, а не команда легионеров.
— Такой подход к управлению командой нравится болельщикам?
— Я не хочу никого обвинять, это подход Луческу, с которым «Шахтер» добился громких успехов и играет на таком высоком уровне. Бразильцы оправдывают свои деньги, обидно просто за наших ребят, которые до тридцати лет по арендам катаются по всей Украине. Но в любом случае нужно смотреть на себя — если ты действительно сильный, будешь играть, поэтому нужно только работать.
— Луческу с вами разговаривал лично?
— Я Мистера видел только с трибуны, никогда с ним не общался.
— И не было ни одного приглашения в главную команду?
— Был один случай. После Евро-2013 (Зинченко выступал за сборную Украины до 17 лет. — «Спорт День за Днем») я приехал на базу, и на следующий день мне сообщили, что поеду на сборы с первой командой. От счастья прыгал до потолка! Сказали открыть визы, но, пока мы этим занимались, прошло две недели. И тут мне сообщают, что команда завтра уже улетает. Хотя до этого все молчали. Подошел с этим вопросом к своему тренеру, он говорит: «Руководство клуба решило, что еще слишком молод». Было обидно, но так бывает — это, наоборот, меня подстегнуло и придало еще больший стимул работать.
— Получается, ушли из «Шахтера» из-за комплекса причин?
— Произошли разногласия с руководством клуба, и мне пришлось покинуть «Шахтер». Потом я почти год тренировался самостоятельно — в «Лужниках» занимался, по дворам ездил.
— Впоследствии поняли, почему не получили шанса?
— Слабо играл, а может, просто не того уровня — у меня только такие объяснения. Знаете, не люблю кого-то винить — если был бы в порядке, выступал бы уже за первую команду. Было обидно, но «Шахтер» останется у меня в сердце — это клуб, который дал мне очень многое. Горжусь, что провел там столько времени. Буду всегда благодарить тренерский штаб, ребят, даже тех, кто поливает газон! «Шахтер» — большая семья, каждый друг за друга держится. Уверен, что в Европе команда может показывать серьезные результаты, просто уровень чемпионата Украины сейчас упал, и это влияет на выступление «Шахтера» в Лиге чемпионов.
— В будущем уже не представляете себя в майке донецкой команды?
— Кто знает, что случится завтра? Я люблю этот клуб и не исключаю никаких вариантов. «Шахтер» дал мне многое, и будет глупо озвучивать свои недовольства. Так бывает в жизни — появляются разногласия. Но я считаю, что я правильно поступил и с уходом из «Шахтера» сделал шаг вперед.
У Билялетдинова была сумасшедшая команда
— Познакомились со своим агентом Юрием Гавриловым, легендарным футболистом «Спартака», уже после ухода из «Шахтера»?
— Еще раньше. Познакомился мой отчим, они служили в армии вместе с хорошим другом Юрия Васильевича. Потом как-то предложили посмотреть на меня, сначала этот друг Гаврилова приехал в Донецк, а потом уже через месяц-два уже сам Юрий Васильевич подъехал. Мы играли в Днепропетровске на довольно плохом поле, но дело в другом. На 15-й минуте мы повели в счете, а на 20-й — остались в меньшинстве. В итоге мы проиграли со счетом 1:7, причем я такого больше не видел: у них за матч семь ударов — и все семь голов! Я еще про себя подумал: «Да, вовремя приехал агент посмотреть на меня!» (Смеется.)
— Но что-то он рассмотрел?
— Видимо, да. В основном через родителей держали связь. Но когда у меня начались разногласия с «Шахтером», когда я бегал вокруг поля, не играл три-четыре месяца, занимался индивидуально, Гаврилов психологически очень помог.
— После Донецка вы почти оказались в «Рубине»?
— Здесь стоит отметить заслугу Дмитрия Кузнецова — помощника Рината Билялетдинова. Из-за него я и поехал в «Рубин», он занимался со мной, оставался после тренировок. Это человек с большой буквы, проложил для меня этот путь в «Рубин». В Казани я пробыл четыре месяца, руководство клуба кормило обещаниями, говорили: вот-вот, дескать, подпишем контракт, нужно чуть-чуть подождать. Я особо никого не слушал, просто тренировался, но в какой-то момент нам все это надоело. Я собрал вещи и уехал.
— Потом Билялетдинов создал очень хорошую команду, но уже без вас.
— Он создал сумасшедшую команду! За те четыре месяца я понял, что это один из лучших коллективов, которые я видел в жизни. Все ребята хорошие, понимающие, при этом игроки высокого класса.
— Парадокс в том, что в недавнем интервью тренер заявил, что игроки его «сливали».
— Впервые об этом слышу. При мне такого не было.
— Не жалеете, что не получилось с Казанью?
— Жалеть никогда ни о чем нельзя. Так сложилась судьба. Бог указал другой путь. Не должно же все постоянно идти как задумывалось. У меня почему— то всегда все тяжело идет (улыбается). Не только у меня, но и у моей семьи. Можно сказать, никогда не ищу легких путей.
Перевертайло уделяет много внимания тактике
— История с приходом в «Уфу» проще, чем с Казанью?
— «Уфа» связалась с моими агентами, и появился взаимный интерес. Я поехал на сборы в Кипр (в январе 2015 года. — «Спорт День за Днем»), там провели подготовку к чемпионату. В итоге клуб решил меня заявить и потихоньку начали наигрывать.
— Игорь Колыванов относился к вам с большой симпатией. Сильно расстроились, когда его сняли?
— У команды был спад. Результаты плохие. Игорь Владимирович нам многое дал, вложил в «Уфу» душу, всего себя. Но, видимо, наступил момент, когда надо было уйти. Так бывает: тренеры меняются, игроки... Это жизнь!
— Получается, перезагрузка была нужна.
— Можно и так сказать. Винить Игоря Владимировича ни в чем нельзя. Ведь игроки выходят на поле, а не тренер. Я считаю, что возглавлять какую-то команду очень сложно. При этом сам мечтаю быть тренером, но одновременно и боюсь, что это когда-нибудь случится.
— Спустя время есть понимание, что у Колыванова пошло не так?
— Сложно объяснить. Результата не было, от этого негативный фон внутри коллектива. Начался спад, настрой на игры был не очень правильный. Не знаю, почему так получилось, кого-то винить в этом сложно.
— До назначения Евгения Перевертайло что-то знали об этом тренере?
— Когда Евгения Николаевича назначили, конечно, стали узнавать о нем подробнее. Он ведь был одним из лучших тренеров ФНЛ, потом познакомились поближе, узнали его подход, стиль работы.
— И какое первое впечатление?
— Он сразу объяснил принципы своей работы, на первом месте у него дисциплина. Чаще стали проводиться теоретические занятия.
— Колыванов играл на высшем уровне, а о Перевертайло в этом смысле практически ничего не известно. Из-за этого их подход как-то отличается?
— У каждого тренера свои особенности. Евгений Николаевич много времени уделяет тактике. Под каждого соперника у нас есть определенная стратегия игры, мы подстраиваемся под команду, подробно ее изучаем. У Игоря Владимировича был свой подход, своя манера работы. Сравнивать их нет особого смысла.
— А по характеру? Многие игроки говорили, что у Перевертайло он довольно мягкий.
— Не сказал бы. Он может и накричать. Но я не считаю, что криком можно донести что-то до игрока. В некоторых случаях необходим другой подход.
— «Уфа» только в этом сезоне решила вопрос со стадионом. Теперь ощущаете поддержку болельщиков?
— Болельщики у нас замечательные. Ходят, поддерживают нас. Настоящий двенадцатый игрок! Это сильно помогает.
Мечты нужны, чтобы их осуществлять
— Генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов сказал, что Зинченко интересуются большие клубы. Ваша цель — большой клуб России или заграница?
— Я не люблю загадывать. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Сосредоточен на «Уфе», а что будет дальше, никому не известно. Будем работать и добиваться больших результатов. Но сейчас хочу помочь своей команде.
— В России какой клуб импонирует?
— В прошлом сезоне мне нравились «Краснодар» и «Рубин» именно по игре. В этом сезоне невозможно кого-то выделить. Все так быстро меняется. Посмотрите на «Ростов» — раньше команда играла в стыках, а сейчас на втором месте. Есть ЦСКА, конечно. Команда на хорошем ходу, «Зенит» по игре тоже выглядит неплохо.
— А какой европейский чемпионат нравится?
— Глаз не отрываю от чемпионата Англии. Там команды сумасшедшего уровня. Каждый может обыграть каждого. Посмотрите на «Челси», чемпион, который находится внизу. Все непредсказуемо!
— Тогда не можем не спросить про Эммануэля Фримпонга. Персонаж ведь очень колоритный.
— Забавный парень. С ним не соскучишься, но и игрок очень хорошего уровня. Когда я еще был совсем юн, много о нем слышал.
— Вы ведь еще и болельщик «Арсенала» ко всему прочему.
— Да, поэтому и слышал (улыбается). Он ведь считался одним из самых перспективных игроков Англии. Если бы не череда травм, он наверняка там раскрылся бы. С другой стороны, у него все впереди, сейчас набирает форму и будет важным игроком для нашей команды.
— Рассказывал какие-то байки про «канониров»?
— Рассказывал. Но о них я вам постесняюсь говорить (смеется).
— Ведь он еще и был дружен с Аршавиным. Что говорил об экс нападающем «Зенита»?
— Говорил, что он быстро освоил английский язык. Показывал сумасшедший уровень до определенного момента. А потом произошло что-то необъяснимое.
— Фримпонг известен в Европе. Не считает «Уфу» промежуточным этапом?
— Это вопрос не ко мне. Он ведь себе клуб выбирает, не я ему. Какого-то пренебрежительного отношения не чувствуется.
— А кто вам нравится в «Арсенале»?
— Давно наблюдаю за Месутом Озилом. Стараюсь в его игре что-то брать и для себя. Его стиль симпатичен.
— Видите себя через шесть лет в лондонском клубе?
— Через шесть? (Улыбается.)
— Может, пораньше.
— Это мечты. А для чего они нужны? Чтобы их осуществлять. Но осуществить можно только через работу.
Каждый хочет поработать с Шевченко
— Ваша первая реакция, когда получили вызов из национальной сборной Украины?
— По-моему, на этот вопрос я уже отвечал раз семь (улыбается). Эмоции зашкаливали. Кто бы мог подумать, что совсем недавно я смотрел по телевизору чемпионат мира — 2006, болел за наших и чуть меньше чем через десять лет сам уже выхожу на поле в составе сборной.
— Кто вам сообщил об этом?
— Сергей Иванович Ковалец — главный тренер молодежной сборной.
— Каково выходить на поле против Фабрегаса, Аспиликуэты, других игроков испанской сборной?
— Психологически было сложно настроиться на эту игру, ведь эти люди выиграли все, играют в сумасшедший футбол. Плюс ко всему у них большой опыт. Идеальная команда. Но когда выходишь на поле, то неважно, кто перед тобой — Бускетс или де Хеа. Никакого мандража.
— Перед игрой вам не говорили, что вас выпустят?
— Любой игрок должен быть готов к этому. Если он в заявке, значит, в обойме, значит, тренер рассчитывает.
— После игры с Испанией (0:1 в Киеве, квалификация Евро-2016. ) генеральный директор «Шахтера» Сергей Палкин заявил, что всем понятно, почему Зинченко вышел на поле. Явно намекая на то, что это было выгодно киевскому «Динамо», которое якобы хочет вас приобрести в качестве полузащитника сборной Украины, а не как потенциального игрока национальной команды России.
— Я не читал, мне друзья рассказывали. Но мне тут нечего комментировать. У них свои интересы, у меня свои. Я просто люблю играть в футбол, выходить на поле. А все остальное меня не касается.
— Не исключаете, что когда-нибудь можете оказаться и в киевском «Динамо»?
— Не исключаю. Произойти может все что угодно.
— Контракт тренера Михаила Фоменко истек, он может уйти из сборной Украины. На его место прочат Андрея Шевченко. Вам бы с кем хотелось работать дальше?
— Я не знаю, есть ли тренерский опыт у Андрея Шевченко. Поэтому сложно ответить на этот вопрос. Сравнивать этих специалистов не вижу смысла. Наверняка у каждого есть свои плюсы и минусы.
— А для сборной как было бы лучше, на ваш взгляд? Тандем Фоменко — Шевченко?
— Не мне же решать этот вопрос. Могу сказать, что Шевченко — это легенда украинского футбола. Каждый наверняка хочет поработать с этим тренером.
— Был ли у вас вариант с получением российского гражданства?
— Каких-либо предложений о получении российского гражданства не было. Я всегда считал себя украинцем. Как бы ситуация ни сложилась, во мне течет украинская кровь, это моя страна. Поэтому за нее играю.
— Можете сравнить чемпионат Украины и России?
— Года три назад их еще можно было сравнить. И конкуренция, и команды были очень хорошие. Сейчас футбол там не на первом месте. Поэтому сравнивать не хочется. На Украине за чемпионский титул борются два клуба: «Динамо» и «Шахтер». А в России — сами видите…