27 марта 2021 года Александр Поветкин провел бой с Диллианом Уайтом в Гибралтаре, а вскоре объявил о завершении профессиональной карьеры, которая продолжалась полтора десятилетия. За пятнадцать лет «Русский Витязь» провел 40 боев, одержал 36 побед (из них 25 досрочно) при трех поражениях и одной ничьей.
В интервью «Спорту День за Днем» обладатель Большого шлема в олимпийском боксе (чемпион мира, Европы и Олимпийских игр) и чемпион мира среди профессионалов рассказал, кто из современных боксеров произвел на него наибольшее впечатление, чем отличаются лучшие отечественные и зарубежные тренеры и на кого пойдет публика, если на «СКА Арене» пройдут бои профессионалов.
«То, что единоборства ума не прибавляют – ошибочный стереотип»
– Вы неоднократно говорили, что ваше решение завершить боксерскую карьеру вынужденное, что психологически вы еще готовы боксировать…
– Мне и сейчас хочется боксировать, и если бы здоровье позволяло, я бы продолжал. Это уже образ жизни, без бокса чего-то не хватает, хочется тренироваться и выступать.
– Когда уходили в профессионалы колебались?
– Нет. Я заранее решил: выиграю Олимпиаду – и надо в профессионалы идти, попробовать себя там. Но я не думал, что буду боксировать так долго.
– У вас есть секрет профессионального долголетия?
– Соблюдаю режим, веду здоровый образ жизни.
– Есть много людей, которые соблюдают режим и ведут здоровый образ жизни, но их жизнь в спорте коротка.
– Нужно радоваться тому, что ты делаешь. Когда идешь на тренировку с радостью, тебе еще хочется чему-то научиться, даже если у тебя большой опыт, что-то приобрести. А другой идет на тренировку как на тяжелую работу. Конечно, его жизнь в спорте будет недолгой.
– Если бы можно было дать один совет начинающим боксерам, что бы вы им сказали?
– Никогда не сдаваться. Это самое главное. Да, бывает очень тяжело, как на ринге, так и в жизни. Но стоит помнить: если ты сломаешься, если сдашься, лучше тебе от этого не станет. Меня этому отец учил, мой первый тренер: никогда нельзя опускать руки. Как говорят у боксеров, никогда не опускай руки, пропустишь самое интересное.
– Были бои, когда нужно было потерпеть, вы перетерпели – и выиграли?
– Конечно. Бой с Марко Хуком, например, когда у меня не все было ладно со здоровьем. Плюс эта странная история с резким запахом от Хука, от которого меня просто мутило.
С Хуком – это только один пример, но были и другие, много. Бывает, идешь после тренировки, состояние не очень, да еще и если напропускал, думаешь: «Зачем это все? Кому это нужно?» Но пересиливаешь себя. Поэтому спорт так важен даже для тех, кто не связывает с ним свою профессиональную жизнь, кто реализует себя в других сферах. Спорт учит преодолевать себя. Я часто говорю об этом на мастер-классах, показательных тренировках.
Меня часто спрашивают, в какие спортивные секции нужно отдавать мальчишек? Ответ очевиден: бокс, кикбоксинг, рукопашный бой, борьба... Чтобы мальчиком становился сильным, и в том числе сильным духом. То, что единоборства ума не прибавляют – это ошибочный стереотип. Я лично знаю огромное количество успешных бойцов, которые и учатся хорошо, и по жизни разумные адекватные люди. Сильному гораздо проще быть добрее, спокойнее, отзывчивее.
«Предложений поучаствовать в выставочных боях не поступало»
– К женскому боксу как вы относитесь?
– Не скажу, что я почитатель этой спортивной дисциплины, но если девушка хочет быть боксером – почему нет? Тем более что для многих это шанс проявить себя, социальный лифт.
– Вас не приглашали участвовать в выставочных боях вроде тех, в которых не так давно принимали участие Рой Джонс с Майком Тайсоном и Флойд Мэйвезер?
– Еще не так много времени прошло с того момента, как я закончил боксировать, и предложений не поступало. Если пригласят на такой бой, то почему бы и не побоксировать? Это популяризация нашего любимого вида спорта. Но это должен быть настоящий бокс, пусть и с элементами шоу, не продажные бои с заранее известным кому-то результатом, я против этого.
«Бивол заполнил бы «СКА-Арену»
– Вскоре в Санкт-Петербурге будет введена в строй «СКА Арена» – крупнейший на сегодня в мире ледовый дворец, который рассчитан на 21,5 тысячу зрителей. На ваш взгляд, насколько масштабная ледовая арена подходит для боксерских соревнований?
– Конечно, подходит. А почему нет?
– Могут ли боксерские соревнования собрать сегодня двадцать тысяч зрителей?
– Я боксировал стадионе «Уэмбли», который вмещает 90 тысяч.
– Насколько велика для боксера разница: выступать на стадионе на девяносто тысяч человек – или в небольшом зале?
– Для меня это никогда не имело значения: всегда был сосредоточен на своей задаче, делал свою работу и на то, сколько зрителей, как они себя ведут, много ли их, во время боя внимания не обращал.
– Кто из отечественных бойцов сегодня мог бы собрать аншлаг на «СКА Арене»?
– У нас в стране сейчас много достойных профессионалов, на которых публика с удовольствием пойдет. Но дело не только в именах. Многое зависит от маркетинга, от хорошего промо. А из наиболее интересных молодых ребят я бы назвал тяжеловеса Марка Петровского. Ему – 23 года, он – чемпион мира в олимпийском боксе, и в профессиональном у него очень хорошие перспективы.
– Согласитесь, что сегодня главная отечественная звезда в боксе – это Дмитрий Бивол.
– Безусловно. Своей уверенной победой над Канело – одним из лучших боксеров мира – он еще более упрочил свое положение в мире бокса. Если на «СКА Арене» будет вечер бокса с участием Бивола, аншлаг обеспечен.
«Перед Валуевым надо снять шляпу»
– Кто из тех, с кем вы когда-то вместе тренировались, кого видели на ринге, произвел на вас наибольшее впечатление?
– В сборной – Султан Ибрагимов, волевой парень с хорошим ударом, финалист Олимпийских игр, он потом успешно боксировал в профессионалах.
Кто бы что ни говорил про Николая Валуева, я считаю, что это очень сильный боксер. С его габаритами не так-то просто двигаться и дышать все эти двенадцать раундов. Но ему это удавалось, и он неплохо проводил бои. Перед ним надо снять шляпу, у кого она есть. Сильный парень, который всех убедил, что возможно все, если действительно поставить себе цель и ее достигать, стал чемпионом мира. Лично для меня это великий человек.
Еще назову двукратных олимпийских чемпионов Алексея Тищенко и Олега Саитова, которых отличало упорство в достижении цели. Они не останавливались на достигнутом.
– Может ли сегодня добиться большого успеха спортсмен, который обладает талантом, но кому не хватает дисциплины, сосредоточенности, кто не соблюдает режим, например?
– Дисциплина бьет класс. Если её нет, рано или поздно это скажется на результате.
– В 1960-е – 1970-е годы, многие большие спортсмены, например, Виктор Агеев, могли давать себе поблажку, но за счет исключительного таланта выходили и побеждали тех, кто пахал.
– А вы откуда знаете?
– Рассказывали.
– Рассказать можно все что угодно. Мы хорошо знакомы с Виктором Петровичем Агеевым. Он талантливый человек, и когда он тренировался – он работал. Иногда действительно нужно дать себе отдохнуть, чтобы не перепахать. Мастер подходит к бою так, как ему нужно, чтобы чувствовать азарт, силу, энергию…
– Перетренированность у вас часто бывала?
– Нечасто, но бывала. Тут важно, чтобы боксер со своим тренером нашли общий язык. Боксеры обычно делают то, что им говорят, не рассуждают. Немногие могут прямо сказать: мол, сегодня, не очень готов, давайте сделаем паузу. Тренер должен видеть состояние спортсмена, возможно, где-то позволить отдохнуть побольше, дать игровую тренировку, чтобы спортсмен переключился.
– Вы часто спорили с тренерами?
– Случалось. Боксирую, хочу еще потренироваться, а тренер говорит: «Всё, хватит! – Как? Я еще хочу. Ты что, тренер?!»
Можно с тренером поговорить, даже поспорить. Чтобы он к тебе прислушался, а ты к нему. Но в основном тренера надо слушаться.
– С Тэдди Атласом, насколько можно понять, у вас диалога не получилось.
– Атлас – хороший, сильный тренер, но его способ работы не для русского человека. Мы друг друга не понимали. Я по-английски не говорил, он по-русски. Часто бывало, что он говорит одно, а мне, как потом выясняется, переводят немного по-другому.
Плюс самомнение у него… Я не люблю о людях говорить плохо, но мне тяжело с ним было. У нас разное отношение ко многим вещам. Спрашиваешь его: «А зачем нам это делать?» Он отвечает: «Ты что, тренер? Если хочешь – иди тренируйся сам».
– С Александром Васильевичем Зиминым, насколько можно понять, было совсем по-другому.
– Да. Спросишь его о чем-то – он отвечает: «Саша, это надо для этого и для этого». Александр Васильевич разъяснял, почему что-то должно быть, как это должно быть... Это большое дело, я считаю. После того, как мы с ним перестали работать, остались в хороших отношениях. Отличный тренер, замечательный человек.
– Тренером себя видите?
– Пока нет. К этому нужно прийти. У меня нет тренерского опыта и, наверное, того дара, который есть у Зимина, например, или моего тренера в любителях Александра Ивановича Рагозина, который любил с детьми работать. Я могу быть таким ситуативным наставником, что-то кому-то подсказать в конкретном случае.
Я много общаюсь с ребятами в поездках, смотрю, подсказываю, настраиваю ребят на здоровый образ жизни. Бывает, разговариваю с парнем, говорю ему: «Тренируйся, выиграешь область, Россию...» А он отвечает: «Зачем мне это?» Пытаешься переубедить… Я не знаю, откуда у ребят такие мысли. Спорт – это преодоление себя, а преодоление себя без цели невозможно. Поэтому спорт положительно влияет на человека в целом.
«Какой из меня судья? Не суди, и не судим будешь»!
– Вы живете сейчас в России?
– Да.
– Не предлагали остаться работать за рубежом?
– Все эти годы меня звали в Германию, Австралию, Америку, боксировать, жить… Я не хочу, я люблю Россию. Мне в России нравится.
– В политику звали?
– Нет, я особо не политик.
– Когда спортсмен идет в политику или на госслужбу, как вы к этому относитесь?
– Нормально. Возьмите Колю Валуева. Мы еще когда в Германии боксировали, он всегда учился, много читал, смотрел... Он образованный парень, очень толковый. И конечно, он как депутат сейчас на своем месте.
– Планы на ближайшие годы у вас есть?
– Посмотрим. Хочется заниматься с молодежью, чтобы дети росли здоровыми, сильными, добрыми, воспитанными. Мне нравится ездить по спортивным клубам и лагерям, рассказывать ребятам, что такое спорт, как надо относиться, например, к пожилым людям и своим ровесникам. Сейчас часто не хватает простой доброты. Бокс заставляет людей быть добрее. Человек, который знает цену силе, просто так никого не обидит.
– Спортивным судьей не хотите стать?
– Какой из меня судья? Не суди и не судим будешь. Нет, ответ нет.
– Спорт без судей не существует.
– Не существует, но мне это не нужно. Я пока вижу себя только в работе с детьми: направлять их, показывать, рассказывать, вдохновлять.
– У вас колоссальный опыт спортивный и житейский опыт, вы объездили весь мир. Не хотите систематизировать увиденное, осмыслить, написать книгу, сделать фильм?
– Нет. У каждого свое понимание мира и жизни. Не факт, что мое каждому подойдет. Навязывать что-то я считаю неправильным, но всегда готов поделиться, если на это есть запрос.