На этой неделе в Санкт-Петербурге состоялась вторая сессия Академии тренерского мастерства — нового учебного заведения для футбольных наставников, созданного под эгидой РФС. Группа «студентов», в числе которых такие известные в футбольном мире люди, как Сергей Кирьяков, Владимир Маминов, Игорь Чугайнов, Владимир Газзаев, Владимир Щербак и другие, четыре дня без сна и отдыха трудилась на тренировках зенитовской академии с ребятами 1995–1996 годов рождения, а также наблюдала и анализировала ряд матчей Кубка Содружества. Среди них были такие неяркие поединки, как Туркменистан — Киргизия, например, но что делать: тяжело в учении, зато потом легко в бою.
У ВШТ появился конкурент
— Да, вы правы, анализировать проблемы в обороне сборной Киргизии было довольно непросто, — говорит слушатель АТМ, наставник юношеской сборной России Владимир Щербак. — Но ведь для этого мы здесь и собрались: чтобы учиться, а потом применять свои теоретические знания на практике. Лично для меня это было очень интересно, тем более нам помогали такие инструкторы, как Андрей Талалаев и Валерий Непомнящий. У Валерия Кузьмича вообще опыт работы огромный! Один его взгляд, одно слово очень помогают нам, молодым тренерам, развиваться.
Вообще по поводу появления академии, ее целей и задач было сломано немало копий. Ведь в России уже существует заведение, готовящее тренеров, — ВШТ под руководством Андрея Лексакова, через которую прошли, наверное, все футбольные наставники, обладающие тренерскими лицензиями разных уровней. Но в какой-то момент дело обернулось так, что УЕФА очень рекомендовал РФС, чтобы система получения тренерских лицензий была приведена к европейскому образцу. Причем лицензии эти должны выдаваться при национальной федерации.
— Андрей Лексаков может обучать и выдавать лицензии, но это будут лицензии внутренние, с которыми в Европе работать будет нельзя, — говорит один из инструкторов АТМ, обладатель латвийской тренерской лицензии А-УЕФА Юрий Нагайцев. — А европейские сможет выдавать только академия, которая работает по программе УЕФА: 60 процентов — практики и только 40 — теории. Сейчас в Петербурге была вторая сессия. Студенты анализировали игры, выявляли проблемы и проводили тренировки на устранение этих футбольных проблем в атаке или обороне. Так что принципы обучения — европейские, а помогает нам в создании и работе академии Берт ван Линген — как один из основоположников создания системы обучения тренеров в Голландии.
Больше практики
Понятное дело, что для Лексакова и его школы появление такого серьезного конкурента — новость не очень хорошая. Ведь простая логика подсказывает нам: если можно сразу получить лицензию международного образца, зачем тратить время, силы и деньги на то, чтобы отучиться сначала в ВШТ, а потом переподготавливаться по европейской системе… Но на данном этапе отношения между ВШТ и АТМ — рабочие, Андрей Лексаков принимал участие в отборе студентов для обучения на лицензию PRO, а в финале будет привлечен для принятия экзаменов у нынешних студентов, представитель старой школы Михаил Гершкович в качестве инструкторов рекомендовал Николая Киселева и Александра Кузнецова…
К слову, академия в ближайшем будущем планирует выдавать лицензии всех уровней, начиная от российской «С», через региональные центры под контролем АТМ. Пока же основная задача академии — выпустить первый набор слушателей на лицензию PRO. Уже в феврале в Москве состоится третья сессия, затем в марте инструкторы отправятся со студентами на сборы, чтобы поработать с ними в их привычной обстановке, в апреле запланирован выезд в Ньон, во время чемпионата Европы — одна или две сессии в Польше…
— Смысл каждой из таких сессий как раз и заключается в том, чтобы слушатели академии получали как можно больше возможностей практических занятий, — говорит инструктор АТМ Андрей Талалаев. — Это было и сейчас в Санкт-Петербурге, когда мы просматривали матчи Кубка Содружества, это будет и в дальнейшем. Потому что одна из основных претензий УЕФА к нашим тренерам как раз и заключается в том, что они обладают внушительным багажом теоретических знаний, но решение конкретных задач на поле не всегда является точным. Инструкторы УЕФА, преподающие в академии — Арно Пайперс, ван Линген, Верхейн, — дают теоретическую подготовку, как правильно определять проблему в игре, как правильно анализировать матч, как управлять тренировкой на поле. Слушателям АТМ дается задание, выполнение которого потом и оценивается преподавателями — голландскими инструкторами: усвоили они материал или нет. Вот, например, конкретно на этом семинаре было задание: выявление конкретной проблемы в матче и последующее ее решение на практике.