Дик Адвокат удивился публично матчу с Катаром — в тот момент, когда наше удивление уже давно пошло на убыль. Произнес: мол, зачем эта игра с посредственным соперником, когда в двухлетний цикл перед Кубком мира-2018 без официальных матчей надо играть только с сильными командами.
Я прочел слова старого знакомого и вспомнил как все было пять лет назад, когда Катар, наполовину или даже больше составленный из натурализованных ганских игроков, прилично возил нашу сборную, прилетевшую на Ближний Восток в оптимальном составе. Тот матч ведь тоже преподносился как выставочная игра между странами, принимающими следующие чемпионаты мира и тогда тоже говорили о комфортных (в отличие от Москвы) условиях для тренировок и коммерческой составляющей выезда. Николай Толстых, правда, говорил потом на традиционных встречах с журналистами о своем удивлении — что мол игра в Катаре, несмотря на его коммерческий статус и оплаченные хозяевами статьи расходов по пребыванию российской команды, денег в казну РФС не принесла, а даже наоборот. Но эти слова прозвучали намного позже того матча, когда его особо никто и не вспоминал.
В той игре пятилетней давности Адвокат экспериментировал с составом, начав с вратарской линии. Пара Акинфеев-Малафеев не вызывала у него сомнений, он разве что пытался определиться кто из них будет первым номером на Евро-2012. Дик решил проверить в деле Рыжикова, кому давно требовали дать игровую практику в сборной. Опыт вышел не самым удачным — защита и вратарь не очень понимали друг друга, поскольку привыкли к совершенно разным принципам построения игры в обороне в своих клубах. С трибуны все это смотрелось странно: Рыжиков предпочитал играть на линии ворот, защитников, наоборот, тянуло к центру поля. Катарцы открыли счет, потом попали в перекладину и на фоне непрекращающейся паники хотелось, чтобы эксперимент закончился как можно быстрее. Когда после перерыва вышел Малафеев, дела у сборной пошли не в пример лучше — благо что Павлюченко ближе к концу первого тайма забил ответный мяч.
Та ничья Адвокату матчем со слабым соперником не показалась. Более того, тогда Россия стояла в рейтинге ФИФА гораздо выше и пусть новых игроков голландец потихоньку в составе команды обкатывал, необходимости в обновлении сборной у него не было. И она тогда была безусловным фаворитом против Катара.
А вот сейчас — не факт. Впервые с лета 2008-го года, когда Хиддинк по своим соображениям решил поставить против Испании в центре защиты Широкова с Колодиным, наша национальная команда играла без Игнашевича и братьев Березуцких. Шутка ли, 120+101+58 матчей на троих за сборную.
Капелло такой вынужденный после ранней травмы Василия Березуцкого в матче с Австрией эксперимент стоил места главного тренера сборной. Перед Черчесовым дамоклов меч не висит, но поражение добавит критики. Долгие годы именно линия защиты в меньшей степени заслуживала резких слов в составе сборной. Сейчас же именно она выглядит самой уязвимой и экспериментальной.
А вы говорите — слабый соперник, Дик. Знали бы Вы, насколько нам тревожно было перед матчем с Катаром. Он доказал только одно. Ноябрь — время, когда сборной России лучше не играть вообще. Ни контрольные матчи, ни товарищеские, ни официальные.
И вновь встал вопрос о том — какой костяк может быть у этой сборной? Кто должен составить ключевую центральную ось: вратарь, центральный защитник, опорный хавбек, плеймейкер и центрфорвард.
Не факт, что ответ на это знает даже Черчесов.
Игра с Румынией для сборной теперь не меньше чем шанс доказать — мы уже не на Евро-2016, это уже новая история.