• А был ли пальчик?

    Футбол России. КДК РФС

    22.07.15 20:25

    А был ли пальчик? - фото

    Фото: Евгений Васильев / ФК «Зенит»

    На очередном заседании Контрольно-дисциплинарного комитета РФС, прошедшем в среду в столичном Доме футбола на Таганке, в центре внимания оказалось поведение двух легионеров — представителя Соединенного Королевства Эммануэля Фримпонга и испанца Хави Гарсии.

    Разъяснительная беседа — уфимское ноу-хау

    Начнем с конца, то есть с принятых на КДК решений. Темнокожий (в данном случае это ключевое слово) полузащитник «Уфы» за свой средний палец, показанный в сторону трибуны со спартаковскими фанатами на 30-й минуте первого тайма поединка на «Открытие Арене», был наказан дисквалификацией на две игры. Хавбек же питерского «Зенита», в дебюте стартового матча чемпионата страны на «Петровском» ударивший в лицо динамовца Томаша Губочана, но не получивший за это от судей ни карточки, ни пенальти, дисквалифицирован на одну игру.

    Теперь — о деталях. В «деле Фримпонга» их гораздо больше. Скажем, почему наказание понес только сам футболист, если он утверждал, что его «жест Эффенберга» стал ответной реакцией на расистские выкрики в его адрес со спартаковской трибуны? Почему никакие санкции не были наложены на красно-белых? С другой стороны, агрессивные и оскорбительные жесты и действия футболистов в адрес болельщиков обычно караются более строго — до четырех игр дисквалификации, так почему Фримпонг отделался вдвое меньшим сроком?

    Глава КДК РФС Артур Григорьянц пояснил, что в рапорте делегата и инспектора матча, а также в протоколе игры отсутствуют какие-либо записи о дисциплинарных нарушениях болельщиков «Спартака» в адрес Фримпонга. И тем более ничего не сказано о расистских проявлениях с их стороны.

    Кроме того, ни сам Фримпонг, ни уфимский клуб изначально не обращались в КДК с заявлением по поводу данного инцидента. Однако накануне руководство клуба в лице генерального директора Шамиля Газизова прислало в комитет письмо, в котором говорится, что Фримпонг уважительно относится к болельщикам и не имеет претензий к «Спартаку» и его болельщикам. В свою очередь клуб провел с игроком разъяснительную беседу о том, что он не должен так себя вести. Футболист пообещал больше так не делать.

    От себя добавим, что в ходе разъяснительной беседы, не исключено, не в меру горячему легионеру по мудрому совету одного из ветеранов команды Николая Сафрониди отрезали то самое, что он показывал болельщикам. Во-первых, избавились от улики, во-вторых, чтоб впредь неповадно было!

     

    Добавим к камерам микрофоны!

    Вернемся, однако, к увлекательному повествованию Артура Григорьянца:

    —  Мы изучили также материалы СМИ по удалению Фримпонга. Показания журналистов резко расходились. Но КДК не может принять противоречивые данные в качестве доказательств. Их достоверность вызвала у нас серьезные вопросы.

    Сегодня мы просмотрели в замедленном повторе поведение болельщиков на секторах, куда в том эпизоде пошел Фримпонг. Никаких движений в адрес футболиста не увидели, никаких уханий не услышали. Стюарды заверили, что никаких провокаций со стороны болельщиков «Спартака» в отношении футболиста не было. Поэтому у нас нет оснований применять к московскому клубу дисциплинарные санкции.

    — Вчера в РФС поступило письмо из ФИФА, в котором нас просят предоставить объяснения по «делу Фримпонга», — добавил Григорьянц. — Считаю, мы провели всестороннее расследование. И у нас нет доказательств, что болельщики «Спартака» провоцировали Фримпонга.

    — Почему Фримпонга дисквалифицировали всего на два матча?
    — Он неоднократно извинился. Кроме того, в «Уфе» заверили, что с ним проведена разъяснительная работа.

    — Получается, он соврал изначально?
    — В самом начале письма от «Уфы» говорится: «Футболист пояснил, что в его адрес прозвучали оскорбительные выкрики со стороны трибун. Игрок воспринял это сверхэмоционально и показал оскорбительный жест». Вполне возможно, что зрители смеялись, когда футболист упал. Но никакого расизма в их действиях мы не установили!

    — Сразу после матча голкипер «Уфы» Юрченко и сам Фримпонг сказали, что с трибун неслись выкрики «обезьяна»…
    — Вы помните, у нас было «дело Халка» после матча с «Торпедо»? От бразильца и «Зенита» поступило тогда заявление в КДК про уханье болельщиков. Оно было слышно и по видеозаписи. Иными словами, у нас на руках имелись доказательства. Сейчас таковых нет.

    Честное слово, по-человечески жаль и главу КДК, и директора РФПЛ по безопасности Александра Мейтина. Оба со своими сподвижниками отчаянно борются за то, чтобы очистить наш футбол от скверны, но поделать мало что могут. Футбольный фанатизм в извращенных формах — с метастазами расизма, матерщины, взаимных унижений, вонючих файеров и прочей мерзости — оказался куда более живучим, чем сам российский футбол. Видимо, тому же Мейтину теперь придется озадачить руководство лиги установкой на фанатских секторах стадионов не только следящих видеокамер, но и микрофонов. Желательно — персональных, на каждое место. Чтобы можно было услышать, что же там выкрикивают в адрес футболистов.

    А КДК всерьез стоит подумать над внесением в Дисциплинарный регламент уточнения, что смех болельщиков после падения на газон темнокожего футболиста тоже является проявлением расизма.

    Телефонное покаяние

    Что касается «дела Хави Гарсии», то здесь ситуация осложнялась тем, что во время игры никто из арбитров — ни главный (Виталий Мешков), ни лайнсмен (Николай Богач), ни резервный (Сергей Лапочкин) — не усмотрели нарушения правил в штрафной «Зенита» в динамике эпизода. Запись об этом фоле появилась лишь в рапорте инспектора матча Юрия Чеботарева.

    — В рапорте инспектора говорится следующее: арбитр Мешков не назначил пенальти в ворота «Зенита» и не показал красную карточку Хави Гарсии, — процитировал Григорьянц. — Судья не увидел этого эпизода, так как в штрафной площади было скопление футболистов и все произошло достаточно быстро. Вчера мы обратились в экспертно-техническую комиссию и получили заключение: на 4-й минуте матча судья должен был назначить пенальти и удалить игрока «Зенита».

    Как рассказал председатель КДК, Хави Гарсия и вообще кто-либо из представителей петербургского клуба на заседание не приехал, а вот Губочан (который, кстати, был удален еще в первом тайме поединка с «Зенитом») в Дом футбола прибыл. Однако испанец прислал в комитет письменное объяснение на двух языках, а «Зенит» признал, что нарушение со стороны Хави Гарсии в этом эпизоде было, и футболист заслуживает удаления.

    Благодаря организованной питерской стороной громкой телефонной связи полузащитник сине-бело-голубых прямо по ходу заседания в режиме онлайн принес извинения побитому им Губочану. Динамовец извинения принял.

    Возможно, певучий испанский выговор из телефона настолько впечатлил и растрогал не только пострадавшую сторону, но и членов КДК, что они не стали «паять» зенитовцу максимальные три матча дисквалификации, а ограничились одним. С официальной формулировкой: «за агрессивное поведение без цели завладения мячом».

    — Учитывая то, что эпизод проходил в обоюдной борьбе, а также факт принесенных извинений со стороны Хави Гарсии было принято решение об одноматчевой дисквалификации, — пояснил Григорьянц.

    Так что «Зенит» проведет без своего ведущего «опорника» только ближайшую игру чемпионата — против «Урала» в Екатеринбурге.

    Москва

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»