3 августа в Сочи госкорпорация «Олимпстрой» провела заседание координационного совета по экологической безопасности. Это было первое заседание после смены руководства госкорпорации — в июне президентом Олимпстроя стал Таймураз Боллоев, а вице-президентом по окружающей среде — Станислав Ананьев, который и вел заседание в понедельник.
Главной темой встречи стали экологические аспекты строительства совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна. РАО РЖД, выступающее в качестве заказчика проекта, представило информацию об изысканиях, касающихся как геологических, так и экологических рисков. По уверению представителей РАО РЖД, ими была проведена детальная картировка редких и исчезающих видовживотных и растений при проектировании дороги.
«Тогда участникам совещания тем более непонятно, почему маршрут дороги проходит по наиболее ценным массивам самшита, тиса и лапины. При этом в июне крупный участок с преобладанием лапины был уже вырублен. Сейчас на очереди самшит и тис», — говорит Игорь Честин, директор WWF России, который принял участие во встрече.
Оценки геологических рисков представил канадский специалист, старший руководитель по проектированию Майк Лихтенштайгер. Он признал наличие крупных карстовых массивов на пути будущих тоннелей, однако как выяснилось, у него нет опыта строительства тоннелей, проходящих карстовые массивы. На вопрос представителя Ростехнадзора, разрешено ли в Канаде строительство подобных объектов без проектных документов и без соответствующего разрешения, в том числе без экологической экспертизы, как это происходит в данном случае, канадский специалист предпочел не отвечать.
На вопрос геологов о том, каким образом строители собираются проходить карстовые полости во время прокладки тоннелей, и изучали ли строители расположение карстовых полостей и объем воды в них, старший руководитель по проектированию ответил, что поскольку карстовые явления уникальны, решения об их прохождении будут приниматься по ходу строительства. Это означает, по мнению WWF, что все бюджетные оценки строительных работ не имеют никакого под собой основания и реальная стоимость дороги может сильно отличаться от существующей оценки (260 миллиардов рублей).
Представители РАО РЖД на встрече сообщили, что смерчи в долине реки Мзымта случаются раз в 20 лет. На самом деле они происходят несколько раз в год. В результате смерчей в карстовых полостях образуются потоки воды, сравнимые по мощности с рекой, и опасно недооценивать последствия такого гидроудара, сообщает WWF. WWF считает, что строительство совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна экологически и экономически целесообразно заменить реконструкцией старой дороги на Красную Поляну, расположенной по правому берегу Мзымты.
Фото: что сделал двухчасовой ливень с олимпийской стройкой