РФС после очередной встречи комиссии по работе с посредниками опубликовал траты российских клубов в этом направлении. Корреспондент «Спорта День за Днем» решил узнать у бывшего агента Владимира Абрамова, что значат эти цифры.
— Посредники в списках РФС — это агенты?
— В данном случае посредники — более широкое понятие, в которое, безусловно, входят и агенты. Агентами сейчас можно и не называться, но можно заниматься футбольным бизнесом и без всяких титулов, зачем они нужны? Они ж не гарантируют тебе эксклюзивности, правильно?
— По данным РФС «Зенит» потратил на посредников 38 млн рублей — не слишком много?
— Когда вы говорите «Зенита», это все равно, что говорить: Газпром. А это необъятное количество аффилированных организаций, в этой структуре утопить огромнейшее число посредников не представляет никакого труда. Писать можно колоссальные денежные средства и обозначать их таким образом. Газпром — это государство в государстве.
— «Спартак» за 2016-й в два раза меньше потратил на посредников.
— «Лукойл», который спонсирует «Спартак», раз в десять меньше, чем Газпром. Я не только про денежный оборот говорю, но и про влияние, про деятельность разных организаций, которые входят в структуру. Поэтому надо согласиться, что «Спартак» будет тратить меньше.
— Летом 2016-го «Зенит» взял Ивана Новосельцева, Жулиано и Роберта Мака, плюс еще зимой приобрел Юрия Жиркова и Александра Кокорина. Отсюда складываются расходы в 38 млн рублей на их агентов?
— Термин «посредник» очень хороший, он может вместить в себя огромные связи, контакты и тому подобное. Я футбольным агентом работал 23 года, начинал свою деятельность в работе с «Зенитом» и «Спартаком» так: предлагал продать их футболистов за рубеж. В клубах никто не говорил на иностранных языках, никто не пользовался внешними связями. Моя работа как посредника заключалась в том, что я мог сделать то, чего они не могли.
— На продажу игроков вы тоже работали, получая свою комиссию? То есть в этих суммах для посредников могут быть и деньги тем, кто, скажем, помогал продавать Халка и Акселя Витселя в Китай?
— Тогда мы подписывали агентские контракты, от 4 до 10 процентов агент получал в качестве комиссии. Эти услуги достаточно долго развиты были в нашей стране. Сейчас футбольное агентство осталось как таковое, но в более простых структурах. В компаниях уровня Газпром или «Лукойл» настолько развитая система посреднических кадров и людей, у них столько много денег! Удивить сейчас знаниями французского или немецкого языка никого не получится, главное здесь — широкая компьютерная сеть. Поэтому сейчас изменилась система отношении с агентами в таких больших клубах. Они действуют по-другому, свои деньги проводят так, как им говорят свои юристы. Утопить любую сумму агентских или посреднических услуг не представляет никаких сложностей. Подавать эту информацию, видимо, сейчас требовалось. Представьте, что я приезжаю в Санкт-Петербург в качестве агента.
— Допустим.
— Мне нужно будет взять с собой агентов, которые со мной работают по тому или иному игроку. Иногда их бывает и два, и три, и четыре. Нас же нужно принять, нужно оплатить гостиницу, как правило, пятизвездочную — это ведь большие затраты. Переговоры идут пять дней, это порядка 2000 долларов только за номер. Когда я работал агентом, не было возможности отнести эти затраты. Иностранцам списывали эти расходы по статьям посреднических услуг, а мне, как гражданину России, никто ничего не списывал. Были такие сложности. А когда приезжает стада людей по организации переходов, матчей, встреч, переговоров, за всех нужно платить. И очень легко отнести в качестве посреднических трат совершенно любые траты.