Голландский архитектор Эрик ван Эгераат, проектировавший стадион «Динамо», рассказал о решении членов ФИФА отдать право проведения ЧМ-2018 России.
- На голландском телевидении меня спрашивали: «Эрик, сколько русские заплатили чиновникам из ФИФА, чтобы получить чемпионат мира?» Смотрите, все очень просто. У ФИФА простое требование к кандидатам: хотите провести крупный турнир, покажите, что вы можете сделать. Дело в том, кто сможет лучше разрекламировать свою заявку.
Я был очень рад, когда услышал, что Владимир Путин решил не ехать на исполком ФИФА. Можно представить, о чем подумал господин Путин: «Послушайте, я уже вам все пообещал, если я опять поеду, придется обещать что-то новое». Так что господин Путин, вероятно, рассудил так: «Стоп, я сделал конечное предложение, либо вы его принимаете, либо нет».
И Россия, и Катар в определенном плане уникальны: они самые неразвитые в футбольном отношении страны. Но при этом они обладают огромными финансовыми ресурсами, чтобы воплотить задуманное в жизнь. И я сказал голландскому журналисту, что для нашей страны чемпионат мира будет тяжким бременем. Потому что в маленькой стране, где все организовано, никто не ждет толп иностранцев. Кроме проблем это ничего не принесет. Здесь же чемпионат мира поможет развить спортивную инфраструктуру. Теперь необходимо бережно подойти к распределению средств.
Чемпионат мира поможет проверить, смогут ли россияне честно работать. Я не утверждаю, что все будет идеально, но по крайней мере хочется надеяться, что по сравнению со строительством олимпийских объектов в Сочи ситуация изменится к лучшему. Весь мир знает о том, что работы в Сочи ведутся далеко не самым эффективным образом. Теряется время, деньги. Украдены? Я этого не знаю, но надо быть глухим, немым и слепым, чтобы не догадаться, что значительные суммы потраченных денег так и не дошли до самих проектов. Все понимают, что это необходимо прекратить.
Времени еще достаточно. Несколько стадионов можно пересмотреть. Но некоторые люди хотят иметь просто стадионы. Например, сейчас владелец клуба «Краснодар» заказал стадион на 25 тысяч человек, никак не меньше. Для города, в котором будет построен еще один стадион под чемпионат мира, это странное решение. Но это не мое дело. Вот если бы я был членом российского комитета по проведению чемпионата мира, то сделал бы все, чтобы постараться избежать таких глупостей. Я не имею право критиковать Россию. Просто, как и во всех других случаях, когда вы беретесь за масштабные проекты, необходимо продумать разные варианты.
Россия – хорошая страна. Мне здесь нравится. Здесь происходит много нелогичного, но люди упорны в стремлении преодолеть эти нелогичности. Меня это привлекает. В Голландии народ не понимает, как можно претендовать на чемпионат мира в разгар экономического кризиса. Но в моей стране футбол – это в основном развлечение для низших слоев населения. Богачам он неинтересен. У вас же обратная ситуация: в России многие миллиардеры действительно заинтересованы в развитии футбола. Кризис, нет кризиса – это их не волнует. Со стороны может показаться глупо, но это очень интересный, больше эмоциональный подход. В моей стране мало интересного: все организовано, все выстроено, проблем особых нет. Люди не хотят ввязываться в большие проекты. В России же каждый день что-то происходит. Это интересно, – цитирует ван Эгераата «Коммерсантъ».