Олимпийский чемпион вратарь Андрей Трефилов рассказал почему в 90-е большинство российских энхаэловцев отказывалось от сборной, о том как вратарю оставаться спокойным на 20-тысячном заполненном стадионе, и об Олимпиаде в Нагано.
- Престиж сборной резко упал. Российский хоккей находился в коматозном состоянии. Денег не было. Вообще! Это теперь все бьют себя в грудь: «Я приехал обратно, потому что патриот!» Где, спрашивается, был ваш патриотизм в 90-е? Тогда они, извините, плевали на сборную. Сейчас те же персонажи шапками машут. Но и тогда и теперь были и остаются ребята, которые приезжали биться за страну, что бы ни происходило. В НХЛ я сразу понял, что к чему. Раскачка не понадобилась. У меня начались проблемы психологического плана. Когда видел на энхаэловских трибунах по 20 - 25 тысяч человек, меня трясло, будто к розетке подключили. Пресса давила, специалисты высказывались… Не то что в фарм-клубе. Там иная атмосфера.
Кто поспокойнее, как Женя Набоков или Коля Хабибуллин, обходят такие моменты стороной и по праву считаются лучшими вратарями мира. К тому же я постоянно попадал под «играющую бригаду». В «Баффало» Доминик Гашек творил чудеса, без проблем вытягивая 74 игры подряд. До сегодняшнего дня не встречал таких вратарей, как этот чех. В быту это был не совсем нормальный человек: тихий, весь в себе, флегматичный. Многие откровенно полагали, что у Гашека были «не все дома». В раздевалке у его шкафчика всегда висели 5 - 6 щипчиков для ногтей. Нервничаем, настраиваемся в перерыве. А он сидит, ногти стрижет. Самый хладнокровный вратарь из всех, что я видел. Его природа таким создала. Мало родиться техничным и талантливым вратарем. Надо еще быть флегмой. Я, например, в день игры был сумасшедшим. Ни с кем не разговаривал. Приходил за три часа и, сосредоточившись, молча прокручивал в голове игровые моменты. Нагнетал внутри себя давление, как в парогенераторе. Это меня в НХЛ и сгубило. В воротах он мог творить все. Включая чудеса. Главное чудо - Нагано-98? Не люблю вспоминать ту Олимпиаду. Да, у нас была прекрасная команда: и по атмосфере внутри коллектива, и по подбору исполнителей. Приехали Серега Федоров, Паша Буре, его брат Валера, Леша Жамнов, Валера Каменский. Игроки такого плана, как Буре-младший, были ключевыми. Они действовали не эффектно, но приносили очень много пользы, создавая массу моментов. Наша команда по составу была на голову сильнее чехов. Видимо, понимая это, в финале они выстроили игру от обороны, практически ничего не создавая впереди. Было два-три момента – Шталенков выручил. Примерно столько же голевых ситуаций было у нас. Напряжение - невероятное. Им повезло чуть-чуть больше, и Свобода забил… Не скажу, что Гашек вытянул тот матч. Он тащил до этого – с американцами, канадцами буллитную серию. С нами был просто надежен, но и пару чудес сотворил. Да что сейчас вспоминать? Говорю же, не люблю я рыться в Нагано. Мы не выиграли, остальное – не важно, - сказал Трефилов в интервью питерскому изданию "Город 812".