– Все было как в предыдущие двадцать с лишним стартов на Кубке мира – ожидание успеха, проблемы со стрельбой, провал в скорости. И вдруг Антон Бабиков и Максим Цветков выигрывают гонку преследования, а Мартен Фуркад довольствуется местом за ними. После финиша один сказал, что последние два круга летел на крыльях, а другой чувствовал превосходство над французом. Это кураж — состояние сознания (измененное состояние сознания), когда все получается само собой, а ты как бы наблюдаешь это со стороны. Не каждому это удается испытать в своей карьере. Примечательно, что оба начинают выступать за сборную, каждый старт помнят по ощущениям и чувствам. Совсем другое, когда за плечами сезоны, а впечатления от выступлений сливаются в аморфные картины по географическому принципу – там получается, а там не очень.
Это уже привычка – стереотип поведения в конкретных обстоятельствах. У каждого из нас есть набор таких привычек, причем на их формирование существенное влияние оказывает социальное окружение. В отношении привычек спортсменов — это родители и семья, тренеры и спортивные начальники, СМИ и общественное мнение, которое с их помощью создается вокруг спорта и спортивных достижений. И только после этого собственный опыт выступления и свои ожидания от предстоящего старта.
Обратил внимание, что в этом сезоне наши ведущие биатлонисты по-другому ведут себя на огневом рубеже. Евгений Гараничев нарабатывает темп и ритмичность стрельбы, а Антон Шипулин — контроль выстрела. Не буду говорить о результатах стрельбы — это не главное. Если Гараничев на всех трех гонках сохранял стиль стрельбы — это шаг в преодолении привычки «выцеливания». Шипулин же после спринта высказал сожаление, что выжидал, а надо было стрелять. Его стрельба на последнем рубеже в преследовании показала, что сила привычки — это «вторая натура», — заключил Сафонов.