— Господин Луческу, планируя товарищеский матч с «Фенербахче», вы рассчитывали, что команда сможет сыграть в финале именно на этом стадионе, или это исключительно программа подготовки команды?
— Когда мы ехали на пресс-конференцию, я разговаривал с господином Тургутом. Он сказал, что мы как чувствовали — спланировали две игры с «Фенербахче» в прошлом и позапрошлом годах, будто предвидели, что придется играть в финале на этом стадионе. Естественно, наши игроки здесь не будут чувствовать себя дискомфортно, они это поле знают хорошо.
— Как состояние Жадсона? Вы говорили, что с воскресенья он будет заниматься в общей группе. Скажите, вы уже определились с составом на завтрашний матч или сделаете этот как обычно перед игрой?
— Что касается Жадсона, то последние два дня он тренировался в общей группе. Я доволен тем, что, скорее всего, он сможет сыграть. Что касается состава, то мы проанализируем сегодняшнюю вечернюю тренировку, а окончательное решение примем в день игры.
— В отличие от Шаафа, вы проведете предматчевую тренировку, доступную для журналистов лишь на 15 минут. Мы увидим какую-то новую модель, может быть, вы будете отрабатывать стандарты или много времени посвятите отработке пенальти?
— Нет, это требование Регламента УЕФА. Разумеется, сегодня на предыгровой тренировке мы не будем ничего
моделировать и что-то нового делать. Если пожелаете, можете посмотреть всю тренировку. Нет никаких проблем. Мы это делаем потому, что нужно соблюдать Регламент.
— Финальный матч подразумевает другую тактику и стратегию, нежели двухраундовое противостояние?
— Для этого вы, журналисты, здесь и есть, чтобы оценить. Я скажу, что есть какая-то стратегия, но вы это сами знаете. Вы после игры оцените и передадите все своей аудитории.
— Что значит этот финал для украинского футбола, и для румынского тоже?
— За последнее время чемпионат Украины сильно вырос. Многие клубы показывают высокий уровень и на европейской арене. Хотел бы подчеркнуть роль «Шахтера», «Металлиста» и «Динамо» в этом розыгрыше Кубка УЕФА. Это положительный момент ввиду того, что в 2012 году чемпионат Европы будет проводиться как раз в Украине. Это говорит о том, что страна готова принять этот турнир не только в плане футбола, но и в плане инфраструктуры. Поэтому я уверен, что этот финал мы заслужили. И, конечно же, мы желаем вернуться в Донецк с Кубком УЕФА. А для румынского футбола это представление в финале двух персон — меня и Развана Раца. Думаю, это праздник не только для румынского футбола, но и для всех национальностей, которыми представлены футболисты «Шахтера».
— Как вы за свою тридцатилетнюю карьеру можете оценить выход в финал Кубка УЕФА?
— Были у меня и другие моменты. Когда мне было 36 лет, я был игроком и старшим тренером национальной команды. Я приводил ее в финальную часть чемпионата Европы, когда был еще действующим футболистом. Были разные этапы в моей карьере: в 2000 году, когда мы с «Галатасараем» выиграли Суперкубок, когда сыграли с мадридским «Реалом» 2:1. Но это совсем другое в сравнении с тем, что будет завтра. Я рядом с этими молодыми игроками, с этой молодой командой, которая впервые участвует в финале еврокубка. Естественно, они испытывают эмоции и волнение, связанные с еврофиналом.
— У «Вердера» нет трех игроков: Диего, Алмейды и Мертесакера. У вас же не примет участие лишь Хюбшман. Что можете сказать об этом дисбалансе в кадровых потерях?
— Хочу сказать, что на уровне, на который вышли эти команды, имена не играют роли. Здесь очень большая мотивация, амбиции, чрезмерное желание всех игроков, которые выйдут завтра на футбольное поле. И у нас, и у «Вердера» команды состоят из 28-29 игроков. Что касается Алмейды, то Розенберг все равно играл больше. А в отношении Мертесакера могу сказать, что тот игрок, который его заменит, будет не слабее. А футболист, об отсутствии которого я на самом деле жалею, это Диего. Хотелось посмотреть, как бы друг другу противостояли Диего и наши бразильские игроки. Играют две команды — «Шахтер» и «Вердер»...
— Пять лет назад, когда вы приехали в Донецк после завершения своей турецкой карьеры, вы думали, что можете вывести команду на такой уровень и сыграть в финале Кубка УЕФА? Что вас заставило работать столь долгий срок с одной командой?
— Если говорить об истории, то я обычно создаю команды из ничего: начал с Хунедоары, с провинциальной румынской команды. Из неизвестного клуба сделал команду, выступающую на ведущих ролях, из нее потом появились восемь игроков национальной сборной. Все молодые, двадцатилетние футболисты. Потом принял национальную сборную, состоящую тоже из молодых игроков, которая через два года сыграла в финальной части чемпионата Европы. Опять же молодые игроки. Таким образом, я пять лет проработал в Хунедоаре, в сборной и в «Динамо». Помню, само «Динамо» построил, и оно через некоторое время сыграло в полуфинале Кубка Кубков. Это тоже была молодая команда, в ее составе было семь игроков национальной сборной. Потом переехал в Италию. Не получилось создать команду в «Пизе», они жили за счет футбола, постоянно продавали игроков, поэтому было сложно. Потом работал в «Брешии» с молодыми игроками, дважды мы попадали в высшую лигу Италии. Что же касается турецкого футбола, то я принимал здесь команды, которые привыкли воспитывать и растить игроков. Чаще всего в турецком футболе вопросы решают президенты, которые продают игроков для того, чтобы клуб хорошо себя чувствовал финансово. Их больше интересует результат и дальнейший рост игроков. Получил приглашение из Донецка от Рината Ахметова. Такая задача передо мной и стояла — воспитать и растить, создать новую команду. За этот пятилетний период практически поменялось две команды. Из того состава, который я принял, осталось лишь пять игроков: Срна, Левандовски, Рац, Хюбшман и Дуляй. Остальные — все молодые игроки, в особенности бразильцы. Они очень перспективные. Благодаря этому росту мы и появились здесь, в финале Кубка УЕФА. Надеюсь, не остановимся, команда будет расти и дальше.
— Как вы собираетесь осуществить мечту вашего президента и привезти Кубок УЕФА в Донецк?
— Уверен, завтра будет очень интересная встреча двух команд с разными стилями игры. «Вердер» играет постоянно в атакующий футбол. Команда очень хорошо готова физически, в ней много настоящих атлетов. Стиль «Шахтера» базируется на технике наших игроков. Естественно, благодаря своим качествам мы будем пытаться контролировать ход игры. Соперник будет провоцировать фолы и угловые для того, чтобы использовать свои качества. «Вердер» — команда, которая будет пытаться дойти до ворот соперника за счет техники, комбинаций. Будем надеяться, что публика порадуется этому финалу.
— Вы заявляли румынской прессе, что «Манчестер Юнайтед» и «Шахтер» — два лучших гранда в Европе?
— Это абсурд. Такого я не мог заявлять. Если обязательно нужно отвечать на ваш вопрос, то я скажу, что мы — единственная команда в еврокубках, которая обыграла «Барселону» на «Ноу Камп».
Пресс-служба ФК «Шахтер»