Ведущие клубы Европы более десяти лет назад обзавелись собственными телеканалами. Большинство из них приносят командам доход за счет размещаемой в передачах рекламы. Однако стратегическая цель клубного телевидения иная – дать максимум интересных сведений болельщикам.
Информационное пространство современного футбольного клуба, трудно изобразить схематично. Здесь все переплетено и увязано друг с другом. Например, на адрес электронной почты болельщика приходит еженедельный бюллетень любимого клуба. Как правило, он появляется перед выходными, накануне очередных матчей чемпионата. В нем можно найти свежую информацию о команде, предматчевый анализ соперника, воспоминания о прошлых поединках. При этом чисто новостной контент содержит несколько гиперссылок, выводящих на видеоролики, которые подготовлены клубным телевидением. Свои версии существуют для других мобильных устройств, будь то IPhone или IPad. Можно послушать в интернете аудиозаписи каких-то интервью или настроиться на клубную радиоволну, где регулярно выходят выпуски новостей.
Клубный телеканал – особый генератор контента. Только он в состоянии показать то, что происходит за закрытыми дверями раздевалки или в тренажерном зале тренировочного комплекса. Крупные клубы уже давно обзавелись современной телестудией (во многих случаях и не одной, например у МЮ их две – на «Олд Траффорде» и на базе), командой журналистов-профессионалов – как правило, выходцев из крупных телекомпаний и газет, экспертами-аналитиками, операторами, монтажерами и режиссерами. Входящие в штат клубной телекомпании два-три десятка человек готовят структурированные по жанрам передачи: репортажи, интервью, новости, обзоры туров, разговоры в микст-зоне, документальное кино, архивные записи, разборы игры соперника, нарезки голов, эксклюзивы – к примеру, представление новичков. Все это крайне интересно для болельщика клуба, желающего быть в курсе последних новостей из стана своих любимцев. К тому же телевидение сокращает пропасть между звездами футбола и фанатами, ставшую в настоящее время непреодолимой. Это раньше любимцы жили на соседней улице и ходили в те же магазины, что и их поклонники. Ныне футболисты оказались надежно укрыты от посторонних взглядов за высокими заборами вилл и тренировочных баз.
На Западе клубные телепрограммы, как правило, включают в свои пакеты каналов те телекомпании, которые являются правообладателями на прямые трансляции матчей «взрослой» команды. Условно говоря, матчи МЮ транслирует в Великобритании телеканал Sky, и он же в пакет каналов, предлагаемых зрителям, включает MUTV. МUTV, как и остальные клубные телеканалы грандов типа «Барселоны», «Милана», «Реала», не может транслировать игры основной команды напрямую, зато через сутки в записи – имеет право. Таким образом он не наступает на горло Sky, а заодно выполняет данное фанатам обещание, что они смогут увидеть все матчи команды на клубном телеканале.
В определенной степени появление собственных клубных каналов было спровоцировано монополией платного ТВ на прямые трансляции футбольных матчей. Пик этого процесса пришелся как раз на конец 1990-х, когда клубы постарались извлечь максимум выгоды из генерируемого ими же новостного контента.
Испания
Официальной датой создания телеканала мадридского «Реала» является 14 февраля 1999 года – проект запускали при тогдашнем президенте Лоренцо Сансе, и первая версия была доступна абонентам кабельного телевидения в испанской столице и окрестностях, а общее количество подписчиков не превышало 65 тысяч.
В 2000-м Санс проиграл выборы Флорентино Пересу, и именно идеолог создания «галактикос» со свойственным ему размахом принялся расширять телевизионную экспансию «Королевского клуба». Подписание Пересом Зидана, Бекхэма, Фигу и прочих суперзвезд резко увеличило прибыль не только от продаж атрибутики и сезонных абонементов, но и молниеносно приковало внимание многомиллионной армии фанатов мадридцев к происходящему на «Сантьяго Бернабеу».
Перес момент не упустил, и в 2005 году Real Madrid TV вещал на двух языках – испанском и английском – уже в круглосуточном режиме, а в конце года клуб впервые стал экспонентом на Мipcom – одной из крупнейших выставок в области телевизионного бизнеса, проходящей ежегодно в Каннах. На юге Франции руководство телеканала «Реала» появилось тогда с одной целью – подыскать зарубежных партнеров среди операторов кабельного и спутникового телевидения, готовых предлагать своим подписчикам телепродукт самого титулованного клуба планеты.
Вскоре продукция телестудии, расположенной на базе «Реала» в примыкающем к испанской столице районе Вальдебебас, стала востребованной не только в Европе, но и в Азии, США, на Ближнем Востоке…
Глобальный охват и у другого испанского гранда – «Барселоны». За 12 лет существования клубного телеканала (проект был запущен в июле 1999-го под названием Canal Barca, а пять лет спустя переименован в Barca TV) каталонцы проникли в самые удаленные уголки планеты: сегодня его трансляции доступны даже австралийским поклонникам «блауграны»!
Вещание ведется сразу на трех языках – каталонском, испанском и английском – и охватывает жизнь не только футбольной, но и других команд большого сине-гранатового семейства, выступающих в таких видах спорта, как баскетбол, гандбол, футзал, хоккей на роликах. К слову, по схожему принципу сетка формируется и в «Реале».
В весьма насыщенной сетке Barca TV содержится десять основных контентных составляющих: Barca Noticies – ежедневная новостная программа, своего рода дайджест всех значимых событий в спортивном сообществе «Барселоны»; Contra Qui Juguem – передача, досконально разбирающая игру очередного соперника футбольной команды; El Marcador – предматчевые новости из обоих лагерей, нарезка ключевых моментов матча, реакция участников после финального свистка – все это есть здесь; El Quadrat Verd – интервью с упором на аналитику; Histories del Camp Nou – взгляд в прошлое, в котором авторы при участии одного из бывших игроков вспоминают какой-то сезон в истории клуба; Infopenyes – информация, рассказывающая о многочисленных клубах болельщиков «Барселоны» в Испании и за пределами страны; La Jornada – обзор основных событий в Примере; Promeses – рассказ о молодых звездах клубной академии; Zona Mixta – новостная передача, выходящая в эфир ежедневно в полдень, в которой содержится информация о происходящем в команде прямо с «Камп Ноу»; Temps de joc 600 segons – избранные матчи из богатого прошлого «Барсы», транслируемые в сжатом 10-минутном формате.
К десятилетию канала каталонским болельщикам сделали настоящий подарок: в ноябре 2008 года тогдашний президент клуба Жоан Лапорта подписал соглашение с местным оператором эфирного телевидения Emissions Digitals de Catalunya (ЕDC) о включении Barca TV в число транслируемых телекомпанией каналов, после чего почти 98 % абонентов EDC в Каталонии получили возможность бесплатно смотреть продукт «блауграны». Остальное же население страны может лицезреть сине-гранатовых по платной подписке на Barca TV, транслируемой операторами кабельного и спутникового телевидения, обладающими правами на показ матчей команды в прямом эфире. Прямые трансляции есть и на самой Barca TV, но это матчи молодежной и юношеской команд, тогда как игры подопечных Пепа Гвардиолы зрители могут увидеть в записи.
Англия
Если вы болельщик «Челси» с пропиской в Туманном Альбионе, и у вас есть 6 фунтов в кармане, то их можно с толком потратить на подписку на Chelsea TV – этих денег как раз хватает на целый месяц просмотра клубного канала, транслируемого спутниковой телекомпанией Sky.
Еще более выгодные тарифы действуют на онлайн-версию телеканала – Chelsea TV Online, транслируемую на официальном сайте «Челси». Подписка на год обойдется вам в 44,99 фунта. Если оплата производится не кредитной карточкой, а списанием с дебетового счета, полагается дополнительная скидка на 5 фунтов.
Месячная подписка стоит 4,99 (кредитка) и 4,49 (списание со счета) фунтов соответственно, а для новых подписчиков существует спецпредложение – три месяца просмотра за 10 фунтов, после чего от продления подписки можно отказаться или выбрать какой-то из предложенных выше вариантов. Отдельное предложение действует для существующих подписчиков Chelsea TV на Sky – в качестве бонуса они получат возможность бесплатного просмотра Chelsea TV Online. Интернет-версия – это еще и удобный вариант для тех поклонников синих (в первую очередь проживающих за пределами Великобритании), кто хочет быть ближе к команде, но не является абонентом Sky. Кроме перечисленных площадок, канал на платной основе доступен абонентам кабельного и IP-телевидения в разных уголках мира.
Chelsea TV был запущен в августе 2001 года и с тех пор стабильно увеличивал эфирное время. Сегодня канал вещает 14 часов в сутки, с 10.00 утра до полуночи. В современнейшей телестудии на «Стэмфорд Бридж» созданием продукта заняты десятки профессионалов телевизионного бизнеса, а наличие бывших игроков «Челси» (Керри Диксона, Джейсона Канди, Томми Лэнгли и других) в качестве ведущих только придает каналу популярности среди зрителей.
К вопросу клубного телевидения не менее обстоятельно подошли и в стане манкунианцев. Для масштабного освещения жизни «красных дьяволов» в Манчестере построили сразу две телестудии – на «Олд-Траффорд» и на базе команды в Кэррингтоне. Более того, южных соседей МЮ опередил на целых три года, запустив собственный телепроект под названием МUTV в сентябре 1998-го.
На протяжении девяти лет каналом на равных владели МЮ и две телекомпании – BSkyB и ITV. В ноябре 2007-го последняя решила продать свои 33,3 % клубу за 3,3 млн фунтов, после чего МЮ стал владельцем контрольного пакета MUTV, тогда как BSkyB сохранил треть акционерного капитала.
В Великобритании и Ирландии подписчиками МUTV могут стать абоненты спутниковых телекомпаний Sky, Virgin и UPC. Цена подписки едина – 6 фунтов в месяц. Кроме того, подписаться на МUTV можно и в ряде зарубежных стран, список которых указан на сайте клуба. Если же в вашей стране нет оператора, транслирующего этот канал, можно оформить подписку на МUTV Online (4,5 фунта в месяц или 45 – в год) и смотреть передачи по интернету.
Кроме стандартного набора передач (новостные выпуски, интервью с игроками, тренерским штабом и руководителями клуба, пресс-конференции, документальные материалы) МUTV также транслирует напрямую игры дублеров и юношей, а также все предсезонные матчи команды Алекса Фергюсона. Трансляции официальных матчей МЮ доступны в записи через 24 часа после финального свистка. Если же терпения не хватит, то можно послушать прямую аудиотрансляцию матча в исполнении комментатора канала Дэвида Стоуэлла и одной из клубных легенд «Юнайтед». 20-часовое вещание начинается в 6:00 утра и продолжается до 2:00 часов после полуночи.
Италия
Схожая модель строительства клубного телевидения применяется и в Италии. Подписаться на телеканалы любимых клубов тиф-фози двух миланских грандов могут при наличии абонентского контракта с хорошо знакомой компанией Sky, которая за 8,72 евро в месяц обеспечит фанатам отдельный доступ к Milan Channel или Inter Channel.
Первопроходцем среди вещателей в Серии А стал «Милан», приурочивший запуск клубного телеканала к столетнему юбилею клуба в декабре 1999 года. Канал вещает круглосуточно семь дней в неделю, предлагая зрителям свежие новости, пресс-конференции, тренировки в «Миланелло», архивные матчи, эксклюзивные интервью со звездами «россонери», прямые включения с «Сан-Сиро» до и после матчей чемпионата и Кубка Италии, а также транслирует в записи игры «Милана».
С августа 2004 года Milan Channel на Апеннинах доступен и на платформе Fastweb – цифровом IP-телевидении, а с октября 2007 года на него могут подписаться абоненты цифрового кабельного телевидения Alice Home Tv, принадлежащего ТеItalia. В том же году «Милан» открыл еще один новый видеосервис, создав собственный канал на YouTube. Вдобавок ко всему перечисленному вещание Milan Channel доступно в несколько усеченной версии и на интернет-сайте клуба. Онлайн-телеканал MilanTime предлагает посетителям абонементы на месяц (3,50 евро) и год (33,90 евро).
У соседей из «Интера», проект которого стартовал в сентябре 2000 года, полноценной онлайновой замены телеканалу нет, но, как говорится, все впереди. Inter Channel вещает семь дней в неделю примерно 22–23,5 часа в сутки, начиная вещание ежедневно в 7.00 утра. На сайте посетители в свободном доступе могут посмотреть часть контента, создаваемого сотрудниками телеканала, – это анонс программ на неделю, репортажи с тренировок «нерадзурри» на базе в Аппиано-Джентиле, трансляции пресс-конференций и материалы, отснятые в тренировочных лагерях для детей, работающих за рубежом в рамках партнерской программы Inter Campus.
Утром деньги, вечером – картинку
На Западе за просмотр клубного телеканала платят деньги. Пусть и небольшие по тамошним уровням зарплат. Зато людям, раскошелившимся на 30–60 евро в год, предлагается высококачественный эксклюзивный контент, который отсутствует где-либо еще. Первоначальные вложения в клубное телевидение окупаются довольно быстро – за счет подписчиков и рекламы, то есть в принципе это доходный проект. Однако такой вывод справедлив в первую очередь для крупных клубов, обладающих широкой аудиторией и способных постоянно генерировать новости. «Ротерхэм Юнайтед», выступающий во второй английской лиге, не имеет собственного телеканала. Зато на клубном интернет-портале можно за плату прослушать интервью игроков и посмотреть видео с эпизодами прошедших матчей. Цена, кстати, немалая – 34,99 фунта в год, что всего лишь на 10 фунтов меньше, чем у лондонского «Челси».
Российским клубам еще только предстоит решить, каким путем развиваться. Однако уже сейчас понятно, что путь этот будет длинным, поскольку переход от съемок и монтажа незамысловатых роликов и вывески их на сайт к созданию полноценного телеканала с круглосуточным вещанием займет не один год.
Статья из еженедельника «Спорт день за днем» №15 (27 апреля – 3 мая 2011 года).