С первых Олимпийских игр современности в Афинах прошло уже 112 лет. На территории Азии они проводились за это время лишь трижды. До Пекина олимпийцев принимали в Японии (Токио-1964) и Южной Корее (Сеул-1988).
Учитывая климатические особенности региона, хозяева тех Игр сдвигали время соревнований — токийская Олимпиада проходила с 17 сентября по 2 октября, сеульская и того позже — с 10 по 24 октября. Таким образом удалось избежать характерной для этих широт августовской жары, сопровождаемой высокой влажностью, которая — особенно в мегаполисах — существенно влияет на результаты, показываемые спортсменами.
Проходи сегодня Игры в той же Японии, их участникам пришлось бы столкнуться с метеоусловиями, весьма схожими с китайскими (разве что уровень загрязнения воздуха в Токио ниже, чем в Пекине). Вчера, к примеру, в столице Страны восходящего солнца температура днем достигала отметки 33 градусов по Цельсию, а относительная влажность воздуха составляла 79%. Те же 33 градуса тепла синоптики вчера зафиксировали и в Сеуле. К слову, относительная влажность воздуха в столице Южной Кореи оказалась несколько ниже (62%), чем в Пекине и Токио.
Вполне логично напрашивается вопрос: почему в Китае не учли (или не захотели учесть) прежний опыт соседей по региону и настояли на проведении Игр именно в августе, традиционно являющемся самым теплым месяцем в пекинских метеосводках?
Не исключаю, что этакое «испытание пекинской сауной» было задумано совсем не случайно. Китайцы — мудрый народ и внимательно изучили японо-корейский календарь Игр. В то же время ни для кого не секрет, что в планах местных спортивных чиновников именно ОИ-2008 должны стать венцом той взрывной экспансии китайского спорта на международной арене, свидетелями которой мы являемся уже не первый год.
В том же Сеуле 20 лет назад Китай не вошел в первую десятку стран — лидеров по количеству завоеванных золотых медалей. Уже на следующих Играх в Барселоне представители Поднебесной с 16 наградами высшей пробы занимали четвертое место в общекомандном зачете, которое сохраняли за собой и в Атланте четыре года спустя. На третью строчку китайцы поднялись в Сиднее (28 золотых медалей), а самого большого успеха добились четыре года назад в Афинах — на высшую ступеньку пьедестала они поднимались 32 раза, уступив в общем медальном зачете лишь американским спортсменам, выигравшим на четыре золота больше.
Поскольку высоки ожидания местных болельщиков и амбициозны планы руководителей китайского спорта, не стоит удивляться, что Игры пройдут именно сейчас — в жесткой борьбе за лидерство и, возможно, первую в истории олимпийскую победу азиатской страны, погодные условия могут стать весьма важным козырем.
Адаптироваться полностью к особенностям местного климата основным соперникам китайцев — американцам и россиянам — вряд ли удастся. Как говорится, тут климат иной! Попытки же смоделировать на стадии подготовки условия, максимально приближенные к пекинским, пытались и те, и другие. И если россияне заключительные сборы и контрольные игры в основном проводили в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в самом Китае, некоторые представители сборной США пытались это сделать в Хьюстоне. Именно здесь, в климате, как две капли воды похожем на пекинский, готовились американские бегуньи Эйми Бэгли и Кара Гуше (10 000 м). Кроме техасского мегаполиса китайский ад бегуньи пытались смоделировать и на родине Бэгли в штате Орегон, занимаясь на беговых дорожках в специальных «парниковых» залах, где температура и влажность воздуха поддерживались в «пекинском диапазоне». Для более верного создания «эффекта сауны» спортсменки на отдельных отрезках тренировок бегали в непромокаемых плащах-дождевиках. Насколько такие эксперименты помогут, узнаем скоро. Тем не менее ощущение надвигающегося китайского триумфа не покидает ни на секунду. Он кажется столь неминуемым, сколь и понимание, что завтра в Пекине нас ждет очередной невыносимо жаркий и влажный день.
Пекин