На прошлой неделе голкипер сборной России и ЦСКА Игорь Акинфеев прочитал лекцию на журфаке РУДН, главной темой которой было общение футболистов со СМИ. Сейчас это очень актуально, учитывая, что большинство игроков сборной все неохотнее идут на контакт с журналистами. За получасовым диалогом Акинфеева со студентами наблюдала корреспондент «Спорта».
– Какой самый неприятный вопрос вам задавали? – учащиеся начинают без раскачки.
– Вопросы обычно повторяются, и особо неприятных нет, правда, иногда спрашивают о чем-то компрометирующем, когда журналисту нужно высосать из пальца какую-то сенсацию или столкнуть футболистов лбами. Большинство вопросов носят именно такой характер. Но я стараюсь не обращать на это внимание.
– Какие вопросы вы бы не хотели услышать, какие вам нельзя задавать? – уточняет одна из девушек.
– Я думаю, никому не нравится, когда спрашивают про личную жизнь и копаются в грязном белье. Я просто не понимаю таких людей, хотя осознаю, что журналистам нужны какие-то сенсации, новости: кто в чем ходит, какие у кого носки – но это уже чересчур.
– Насколько для вас важно мнение журналистов?
– Если человек профессиональный, то его мнение важно и с ним хочется говорить не только на футбольные темы. Я общаюсь с парой-тройкой таких корреспондентов. А когда человек непрофессиональный, он не понимает, что пишет. Могу привести пример, как происходит у нас в чемпионате России. Люди идут на игру в пресс-центр и знают, что у них там накрыта «поляна» – чай, всякие напитки, и они приходят с определенной заготовкой на игру, остается только вбить туда какие-то моменты. Они даже матч не смотрят. Потом в газете выходит статья, и там «тот ударил не туда», а на самом деле не было такого момента вообще.
– С зарубежными корреспондентами приятнее общаться с точки зрения профессионализма?
– Перед чемпионатом Европы приезжали шведские журналисты. С ними интереснее в том плане, что нет банальных вопросов. То есть люди хотят знать, как развивается футбол, какая в России инфраструктура. Они на эти проблемы смотрят широко, а у нас некоторые футболисты, в том числе и я, перестали давать интервью. Потому что неинтересно. Журналисту надо принести материал, а игроку в тридцать пятый раз приходится отвечать на одни и те же вопросы.
– Какой из вопросов вы бы выделили как самый необычный?
– Я их не запоминаю, просто идет диалог. Ты должен в одну секунду обдумать ответ и грамотно расставить все точки, потому что можешь ляпнуть что-то не то и это разнесется со скоростью звука.
– Для вас журналист по большей части друг или враг? – услышав этот вопрос, Акинфеев задумывается.
– Я никогда над этим не размышлял. Если человек адекватный с профессиональной точки зрения и по жизни… не подумайте, что я кого-то сужу. У меня нет среди журналистов ни друзей, ни врагов. Журналист на меня смотрит как на футболиста, а я на него как на корреспондента. Надо адекватно себя вести по жизни.
– У вас это всегда получается?
– Нет, люди вспыльчивы, бывают разные ситуации, но я стараюсь себя контролировать.
– Как вам удается оберегать от прессы свое личное пространство?
– Не удается, – вздыхает вратарь. – Есть желтые газеты, которые выдумывают истории. Ребята рассказывали. Многие развелись, потому что выдумывается, фотографируется непонятно что, делается монтаж. Это ведь сейчас не проблема. Если брать желтые газеты – там 99 процентов лжи.
У этих журналистов хорошие гонорары, они не просто так пришли в газету и не будут там сидеть за сто долларов. Вот они и лепят непонятно что, а страдают обычные люди. Если человек выбирает журналистику, то должен быть честен перед тем, у кого берет интервью. А работать в желтой газете и получать три тысячи долларов? За что? Если человек профессионал, он должен отдаваться работе, как и футболист.
А он на поле ни разу не выходил и не понимает тонкостей футбола.
– После побед все рады общаться, а после поражений к проигравшей команде лучше не подходить?
– Многие не общаются после поражений, но выигрывать всегда невозможно. Со стороны футболиста скажу, что давать интервью после матчей нужно, но надо держать себя в рамках. Даже если ты понимаешь, что какой-то вопрос идет с подковыркой, ты должен нормально на него ответить, не переходя на ор и крик, потому что журналисты только этого и ждут, им нужна сенсация, скандал. Но иногда тебя спрашивают просто об эпизодах, и ты рассказываешь – потом приятно взять газету в руки и прочитать то, что ты сказал. Так, как есть.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №42 (27 октября — 2 ноября 2010 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.