Не так уж часто в последнее время Петербург может похвастаться успехами своих воспитанников на международной арене. Тем больше причин радоваться триумфу наших сабельных сборных на последнем чемпионате мира в Париже, ведь к нему приложили свои клинки спортсмены Северной столицы. Петербургские чемпионы мира в составе мужской и женской команд Николай Ковалев и Дина Галиакбарова рассказали «Спорту» о том, что это за люди — дуэлянты XXI века.
Чемпион мира по фехтованию Николай Ковалев: «Просто ненавижу проигрывать»
В составе сборной России Николай уже завоевывал золото, причем дважды. Правда, было это на чемпионатах Европы — в 2007 и 2008 годах. Четыре года назад на первенстве планеты россиянам досталась лишь бронза, а на Олимпиаде в Пекине наши саблисты остановились в шаге от тройки призеров.
— Дуэль российской сборной с итальянцами в финале стала украшением турнира в Париже. Почему вам все-таки удалось вырвать победу?
— Сборная Италии — наш извечный главный соперник. Они любят и умеют побеждать, очень импульсивны, но менее устойчивы в психологическом плане, могут сломаться. Именно это, видимо, и произошло.
— После финала итальянцы сказали вам: мол, подождите, в следующий раз мы с вами разберемся?
— Наверное, они так подумали, но ничего не сказали. На фехтовальных турнирах спортсмены просто обязаны вести себя вежливо и благородно: стоит плюнуть на помост или швырнуть маску — и сразу заработаешь удаление. А в кулуарах ссориться незачем, мы же все варимся в одном котле, даже если на помосте — непримиримые соперники.
— У фехтовальщиков довольно специфическая экипировка — насколько часто ломаются сабли?
— Частенько, примерно раз в неделю.
— Профессиональная сабля — дорогая штука?
— Порядка сорока евро. Что, хотите приобрести? (Смеется.) А если серьезно, для российских фехтовальщиков, к счастью, прошло то время, когда были проблемы с финансированием.
— У вас есть жена, сын, но при этом много времени приходится проводить вдали от дома…
— Что правда то правда — на сборах и турнирах я провожу куда больше времени, чем с семьей. Хотя стараюсь как можно чаще их видеть. У нас такой график, что удается вырваться домой на выходные.
— Не тяжело — пять дней «вахты», а потом всего два с родными?
— Многие так работают. А потом, если не можешь мириться с подобными условиями, зачем тебе спорт? Сиди на диване, пей пиво.
— Что вас заставляет заниматься фехтованием? Призвание? Страсть? Амбиции?
— Трудно выделить что-то одно. С одной стороны, я люблю фехтование с детства. Кроме того, я просто не терплю проигрывать. Никогда не хотел быть первым, но уступать кому бы то ни было — не для меня.
Чемпионка мира Дина Галиакбарова: «Сплошное путешествие»
Дине всего 19 лет, а под ее трофеи родители уже отрядили специальную комнату. Шутка ли: три победы на этапах Кубка мира и итоговое первое место, личная бронза первенства мира и командное золото первенства Европы среди юниоров, личное золото чемпионата Европы до 23 лет, а еще победа в Спартакиаде молодежи России. И вот — золотая медаль первого взрослого чемпионата мира.
— Вспоминая минувший чемпионат мира, должен признаться: больше всего меня поразила атмосфера, царившая в Париже, — ажиотаж был просто сумасшедший.
— Французы вообще любят фехтование — зрители в Париже отстаивали огромные очереди, чтобы только попасть в зал. Даже те, кому удалось купить билеты (отнюдь не дешевые), не могли пройти внутрь, потому что не было свободных мест. Сам зал, где мы выступали, был просто гигантский— настоящий дворец.
— Поддерживала ли сборную России местная публика? И много ли было наших болельщиков?
— Зрители на трибунах прежде всего болели за красивое фехтование. Российских зрителей не видела. Конечно, французскую команду местные болельщики поддерживали в десять раз сильнее, чем остальных, но и мы получили от публики свою порцию восторгов. Мне очень приятно было фехтовать— огромный купол, море фотокамер, ты в центре внимания…
— Фехтование, должно быть, нелегкий вид спорта. Одна амуниция наверняка весит немало.
— Да, например, в аэропорту нам постоянно приходится платить за перевес. Обмундирование фехтовальщика вместе с прочими вещами весит порядка 30 кг.
— И это все таскать на руках?
— Почему на руках? Сумка же на колесиках!
— Ваша семья — целая династия: и папа, и дедушка — тренеры по фехтованию. У вас был выбор, каким спортом заняться, или все было решено заранее?
— Нет, мы с сестрой сами выбирали. Не то чтобы мы пошли по стопам родителей — просто захотелось попробовать.
— Но ведь есть масса куда более женственных видов спорта — художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. И внимания к ним гораздо больше, чем к фехтованию.
— Но туда девочек отдают в шесть, а то и в четыре года. А я начала заниматься в 13 лет, вполне насладилась своим детством и только потом начала заниматься спортом.
— А сейчас остается время на что-то, кроме тренировок и соревнований?
— Мало, конечно, но остается. Вообще мне нравится такая жизнь — много путешествий. И не то чтобы приехали, выступили, уехали. Есть время и на музеи, и на прогулки. Вот в Париже я успела в Лувр сходить, на Джоконду посмотреть, да и по городу покататься.