Со СКА у меня связаны воспоминания из студенческой жизни. Как после четырех «пар» бежал ко входу в «Юбилейный», чтобы занять лучшие места. Как пытался прорваться во Дворец на полуфинал Кубка МХЛ-1994 с тольяттинской «Ладой» – кассы закрылись за несколько часов до игры, а в окошках красовалась надпись «все билеты проданы», то есть аншлаг. Наконец, как приобретал через знакомых дефицитные билеты в малюсенький Дворец спорта СКА во время десятиматчевой беспроигрышной серии армейцев в конце 1990-х.
В нынешнем сезоне на трибунах «Ледового» и «Юбилейного» редко собиралось больше трех – трех с половиной тысяч болельщиков. Иногда на СКА снисходило озарение, но случалось это так редко, что, как правило, люди уходили домой с низко опущенными головами, чувствуя себя обманутыми.
Еще бы – летом, когда в питер-ский хоккейный клуб пришел «Газпром», многие почему-то посчитали, что медали приплывут сами собой. Возможно, так же подумали клубные менеджеры, отдавшие формирование состава на откуп Борису Михайлову. Он, можно сказать, был моим кумиром в середине 1990-х – такой элегантный, подтянутый, ну просто образец настоящего тренера. Но внешний вид – еще не залог успеха. Так же как и авторитарный стиль управления. Причем с течением времени Михайлов, как оказалось, абсолютно не изменился. «При нем нам нельзя было даже улыбаться», – охарактеризовал недавно прежнего наставника СКА вратарь Максим Соколов. Всегда пытался понять, какой стиль игры в идеале хочет привить своим клубам Борис Петрович. Но, к сожалению, попытки заговорить с ним об этом успехом не заканчивались. Обычно ответ был следующим: «Главное, чтобы ребята бились, отдавали себя на площадке до конца». Согласитесь, никакой конкретики.
На клубном уровне Михайлов особых лавров не снискал. Увы, но при нем не смогли проявить себя даже проверенные бойцы уровня национальной сборной – Антон Бут, Дмитрий Юшкевич, Максим Соколов. О последнем стоит сказать особо. Никогда не поверю, что вратарь, практически в одиночку приведший сборную России к серебряным медалям чемпионата мира-2002, разучился играть. Да, у него возникли семейные проблемы – тяжело заболел сын. Но, полагаю, можно было бы поддержать его как-то иначе, чем ссылкой на трибуны. А теперь представьте, что может ощущать игрок после этого... И захочется ли ему играть «за тренера»?
Убежден, что даже после отставки Михайлова все еще можно было исправить. Возможно, вообще не стоило в середине сезона «менять коней на переправе». При всей неоднозначности отношения к Борису Петровичу, скажу, что убирать его было бы логично лишь в том случае, если бы нашлась достойная замена. Но не Юрий Леонов. Во-первых, это подтвердили последующие результаты. При Петровиче СКА отставал от первой восьмерки на восемь очков, а финишировал с 19-очковым отрывом. Во-вторых, бывают, конечно, случаи, когда молодым тренерам удается добиться результата с первой попытки. Но ведь Леонову было сложнее вдвойне: не обладая опрытом, он пришел в коллектив, раздираемый конфликтами, в котором было много «подводных течений». И поступил по меньшей мере странно, сделав ставку в плей-офф на молодого голкипера Сергея Белова. Наставник «Салавата» Сергей Михалев даже признался, что для него это стало приятным сюрпризом.
Полагаю, армейские менеджеры за работу в сезоне-2006/2007 уже сами выставили себе «неуд». Почти наверняка команду покинет Леонов – второго эксперимента в СКА влиятельные спонсоры вряд ли захотят. С другой стороны, представляю, как будет непросто убедить перебраться в «питерское болото» (пусть армейцы не обижаются, но данный эпитет вовсю гуляет по суперлиге) по-настоящему классного специалиста. Хотя, по слухам, не против возобновить активную работу отдохнувший Петр Воробьев.