Если верить компьютеру, «Локомотив» и «Зенит» никак не должны были проигрывать свои матчи ЦСКА и «Спартаку»
Даже если очень внимательно смотришь игру, от тебя все равно ускользнет большая ее часть. Я это понял, когда мы начинали делать первые детальные разборы матчей, – с регистрацией каждого действия футболиста. Это не быстрый процесс, он отнимает 5–6 часов. Я с удивлением замечал, что те футболисты, которые вроде как не были заметными фигурами на поле, на самом деле определили исход встречи: какой-нибудь опорный полузащитник выиграл подавляющее большинство единоборств, или центральный защитник, смещаясь за своим подопечным к центру поля, выиграл у него все мячи вверху.
Многие действия игроков ускользают от нас потому, что действует магия красоты. Например, я уверен, каждый второй болельщик назвал бы лучшим игроком матча «Зенит» – «Спартак» Егора Титова – его неожиданный гениальный удар на второй минуте матча способен затмить все остальные впечатления от игры. Или, например, Владимира Быстрова – он второй раз в своей жизни играл на «Петровском» против родного «Зенита» и второй раз обидел бывших земляков. Красивый набор фактов.
Оба сыграли хорошо, но не стали лучшими в матче. Лучшим, по результатам подсчетов действий футболистов, оказался Дмитрий Торбинский. Вдохновленный приглашением в сборную Хиддинка, он провел, наверное, лучшую неделю в своей жизни: успел сыграть за последние 7 дней на трех позициях: сначала опорником у Хиддинка, потом атакующим левым полузащитником в «Спартаке», потом, под занавес матча в Петербурге, еще и нападающим – то недолгое время, когда на поле уже не было Квинси, но еще не появился Дзюба. Он и нападающим сыграл отлично: цеплялся за мячи, оказываясь один против мощных Шкртела и Тимощука. Маленького и юркого Торбинского, наверное, плохо замечали большие защитники «Зенита»: на нем за недолгие 12 минут несколько раз сфолили. «Спартаку» только то и нужно было в тот период игры.
Лучше Титова и Быстрова был не только Торбинский, но еще и несколько игроков «Зенита». По подсчетам компьютера. И наверное, и я, и наш компьютер должны серьезно извиниться перед болельщиками за такое мнение.
По оценкам игроков и количеству удачных действий «Зенит» был ненамного хуже «Спартака». Если исключить оценки вратарей, так «Зенит» вообще лучше сыграл. Если бы компьютер, сделавший такие небанальные подсчеты, умел говорить, он бы, наверное, сказал о несчастном случае для «Зенита»: два первых гола – неожиданные и невероятные – были забиты после грубых ошибок Малафеева, третий гол тоже был необязательным – после грубой ошибки Тимощука.
Такое в футболе бывает. И, конечно, главное на футбольном поле – это табло. С этим глупо спорить, «Спартак» победил, и точка. Но игроки «Зенита» не были хуже. В первом тайме не шла созидательная игра, но треугольник из опорных полузащитников Тимощук – Горшков – Зырянов в своих опорных функциях работал стабильно.
Новый «Зенит» хочет верить в то, что может обходиться без Радимова, но жизнь с ним рьяно спорит. Когда во втором тайме на поле появились Радимов и Домингес, команда расцвела. В защитниках, которые всегда бурчат на Радимова за его пылкий характер, моментально пробудился щенячий инстинкт – они раз за разом отдавали мяч Владу. Тот не стеснялся – за второй тайм он успел раздать точных конструктивных и острых передач больше, чем иные за два тайма. И расцвел Денисов, проведший, судя по мнению компьютера, отличный матч. В первом тайме команда играла через его фланг напрямую от защитников, во втором – через элегантные забросы Радимова. Связка Радимов – Денисов – Анюков была главной созидающей силой второго тайма.
Конечно, все это происходило уже при счете 0:3, «Спартак» уже играл в меньшинстве, а «Зенит» ни на минуту не поверил в то, что такой гандикап можно вернуть. Но компьютер насчитал Денисову хорошую трудовую пятерку – какой он не удостоил ни Титова, ни Быстрова. Денисов много и удачно обводил (9 удачных обводок, почти все в чужой зоне – больше в туре только у динамовца Данни). Игорь нанес больше всех ударов по воротам (5), заработал много фолов. Наконец, он играл ближе всех к чужим воротам – значит, каждое свое удачное действие он совершал под пристальным прессингом защитников москвичей. Те его много били, кстати, Денисов, помимо прочего, заработал больше других фолов невдалеке от штрафной площади соперника.
Болельщики «Спартака», с которыми я делился этими подсчетами, не сильно обижались на нас с компьютером. Петербургских коллег, кажется, пятерка Денисова и – в целом – неплохие показатели игроков «Зенита» обидели куда сильнее. Это, как мне кажется, исключительная петербургская честность, так петербуржцы понимают «проиграть достойно» – признать, что соперник по всем показателям был сильнее. В таком максимализме, наверное, и проявляется самая сильная в России любовь города к своему клубу. И я, и компьютер прекрасно понимаем – на такие великие чувства посягать вообще-то нельзя. Потому и приносим свои извинения.