«Зенит» и «Локомотив» стартовали в Кубке УЕФА с домашних ничьих. Весьма схожих по градусу, но сильно разнящихся по сути
Вспомнить «Амкар»
Пару лет назад кто-то из моих коллег допустил забавную оговорку. Назвал голландский клуб «АЗ Амкар». Оговорка, что называется, по Фрейду. В четверг, наблюдая за питерским матчем, я не раз вспоминал, как «Зенит» играл с пермской командой. Там же, на «Петровском». Она другая была, та игра, скажут мне, там вообще «Амкар» был ближе к победе. Это верно. А в четверг ближе к победе был «Зенит». Намного. И в большинстве две трети матча провел. И моментов имел достаточно. Так почему ж я ту игру вспомнил?
А потому, что если соперник «окопался», если его игроки вездесущи и мяч принимать не дают (а в этом отношении та игра и позавчерашний второй тайм очень схожи), то «Зенит» начинает испытывать, скажем так, ограниченность средств для достижения победы. Он давит, «Зенит». Соперник либо в конце концов ломается (как «Химки»), либо нет (как АЗ). Не потому ли после неудачных по результату игр питерцев велик искус отметить недостаточную разноцветность, что ли, «Зенита» и, примеряясь к суровому виду Дика Николаевича, сразу объявить, кто в этом виноват?
Вообще, вопросы «кто виноват?» и «что делать?» всегдашние и насущные для нас. Не терпящий середины русский ум (а еще вернее — русская душа) все равно ведь потребует либо персонифицированного героя, либо, наоборот, того, кто ответит за все. Станет «Зенит» чемпионом — Адвокат будет объявлен героем. Не станет — получит по полной программе. Бессмысленно рассуждать — хорошо это или плохо. Все равно ничего не изменится. Просто примем как данность и констатируем: сумма вложений прописью словно сама по себе должна подгонять результат. И если «Зенит» все равно (даже при втором месте) будет иметь основания говорить о прогрессе, то «Локомотив» в любом случае посчитает сезон неудачным. Несмотря на выигранный Кубок. Про этот Кубок большинство уже давно забыло. Где, мол, он нынче, Кубок-то? Ау!!!
Дежавю плюс дежавю
Я про тот Кубок вспомнил не случайно. Дважды во время поединка «Локо» с «Атлетико» у меня было некое дежавю. Первый раз — когда Сычев, выловив диагональ Гуренко, вошел в штрафную, усадил защитника на пятую точку — и покатил Одемвинги на пустые ворота. О’Коннор вспомнился и победный гол в финале. Второй — когда Маминов на 93-й (опять!) минуте шел подавать штрафной после фола (опять!) на Ивановиче. С той же самой точки. И вот, когда я по инерции начал искать Малхаза Асатиани в центре штрафной мадридцев, в голове мелькнула мысль: а ведь футбол-то качеством, пожалуй, даже повыше, чем со «Спартаком». Можно спорить, понимаю. Но мыслишка мелькнула.
А между тем играл «Локо» (и к победе ближе был) с командой, в которой Макси Родригес, Луис Гарсия и Маниш начинают матч на скамейке запасных. Это так, на минуточку. И опять велик искус подметить разницу в игре «Локомотива» против грандов, не боящихся соперников и во встречный бой идущих охотно, и против упертых середняков. Опять «Амкар» вспомнить, что ли? А можно. Только тут ракурс другой. В чем в чем, а в недостатке красок (прямо от формы начинаем!) игру «Локомотива» в отличие от «Зенита» упрекнуть невозможно. А сезон по результату плох. Кто виноват? Что делать? С кого спросить? С Бышовца? С Семина? Первого молва отправляет в отставку весь сезон. Второго — вроде бы «не замай». И понятно почему. Наше все. А ведь спросить, хочешь не хочешь, придется.
Увлечение «Локомотивом»
Напомню первые слова Сергея Липатова после его прихода в «Локомотив»:
«Главная цель — создание команды, играющей в современный, быстрый, атакующий футбол».
Даже рискуя быть обвиненным в «надергивании аргументов», все равно спрошу: «Локо не играет быстро? «Локо» не играет в атаку?» Играет. При этом единственный из клубов с бюджетом «за пятьдесят» ПОСТОЯННО страдает от судейских решений. То есть вариант «раз деньги есть, то и с судьями работают» тут не катит.
«Локо» здорово укомплектован. Пожалуй, укрепить опорную зону не мешало бы. Не потому, что Гуренко плох (он «на старости лет» даже диагонали вырезать научился). А потому, что он пока безальтернативен. А при таких краях, как у «Локо», схема 3-5-2 вроде бы просится сама собой, а в нее вообще-то с двумя «опорниками» играют… Но подбор игроков не говорит о том, что вот прямо сейчас все немедленно и заколосится. При стремлении к разноцветной палитре — ждать надо. Притом долго. А в команде согласие было не всегда. Бышовец виноватых по ходу сезона искал везде, кроме зеркала (притом, что важно, вслух). Юрий Палыч «в связке», как обещалось перед сезоном, в общем-то, не сработал. Не в осуждение — мотивы ясны.
Так что, мне кажется, «опорник» «Локомотива» за пределами поля — как раз Сергей Липатов. Поддержку Бышовцу, на тот момент просто необходимую, дабы «Локо» не заполыхал скандальным огнем (не означающую, конечно, слепую веру, там были и слова об «оценке работы В КОНЦЕ СЕЗОНА»), высказал именно он. Хотя логичнее подобные заявления звучали бы от президента клуба. И именно Липатов после ухода Лоськова заявил:
«Есть команда, а есть клуб. И клуб — первичен».
Что говорит о том, что «Локомотив» — клуб в первую очередь менеджерский. И работы в нем еще непочатый край.
Я немного увлекся применительно к «Локо». Но и не скрываю, что проект этот мне очень интересен. Потому что необходимость перемен была очевидна. А поставленная когда-то Семиным и Филатовым планка — высока. «Локо» стал брендом. Обзавелся болельщиками. Большая часть которых молода, а потому нетерпелива. Тем более что ни к чему, кроме побед, не приучена. А кормиться одной икрой нынче в футболе невозможно. Так что необходимость ждать или, вернее, терпеть (не переставая, понятно, работать) одинаково насущна сейчас и для руководства, и для болельщиков. Речь идет о резонансе.
Вот, пожалуй, самое подходящее слово для оценки игры «Локомотива». Резонанс. И когда он случается, команда звучит. Как звучала в четверг. Хотя и не выиграла.