Прямо сейчас Муталип Алибеков один из сильнейших защитников Первой лиги. Он капитан махачкалинского «Динамо», лидирующего в ФНЛ после первой части сезона. Однако 26-летний защитник прошел весь путь от неоправданных ожиданий к принятию самого себя в футболе.
В начале профессиональной карьеры ему предрекали мощнейший взлет. Муталип играл в США, затем попал в Академию ЦСКА, где был капитаном молодежной команды с такими игроками, как Федор Чалов, Наир Тикнизян, Тимур Жамалетдинов, Астемир Гордюшенко. Вместе они обыгрывали в Юношеской лиге УЕФА «Баварию», «Манчестер Юнайтед», «Тоттенхэм», «Байер», «Монако». Лидеры тех команд сейчас играют на самом высоком уровне, вы знаете их имена. А вот Алибеков поиграл после ЦСКА в «Химках», «Балтике», белорусских «Смолевичах» пока в итоге не вернулся в родную Махачкалу, оказавшись во Второй лиге в составе «Легиона-Динамо». И только оттуда начался его путь, как он сам надеется, в Премьер-лигу.
В эксклюзивном интервью «Спорту День за Днем» Алибеков рассказал:
– о работе с Бердыевым и его уходе;
– о лучших игроках махачкалинского «Динамо»;
– о важности постоянных тренировок;
– о сложности перехода с юношеского во взрослый футбол.
Первое место ФНЛ и уход Бердыева
– «Динамо» идет на первом месте в ФНЛ. Неожиданно?
– Мы долго к этому шли, много работали, чтобы быть на первом месте. Мы не удивлены. Но это лишь промежуточный результат, предстоит очень много работы. Не вижу смысла радоваться. Еще ничего не достигнуто.
– Есть понимание, за счет чего достигнут этот промежуточный результат?
– Костяк нашей команды не первый год знаем. Ну и тренер. Не думаю, что надо что-то рассказывать, его все и так знают. Он подсказал то, что мы не знали, какие-то моменты, нюансы.
– Курбан Бердыев фундаментальный тренер. Ощутил ли ты это?
– Конечно. Если вы у любого сейчас здесь спросите, даже у того, кто не играл, он выразит ему большую благодарность. Он нам очень помог не только как футболистам на поле, но и как людям за его пределами. Очень хороший человек. Человек с большой буквы. Просто даже своим поведением, своими поступками очень помог нам всем.
– «Динамо» уже не первый сезон играет надежно в обороне. За счет чего это достигается?
– Мы много времени уделяем обороне. Когда я только пришел сюда, это было особенно заметно. Этого требует Гаджи Муслимович, и все тренеры, которые у нас были. Все требуют играть от обороны, а там уже дальше атакующие действия. Система расстановки даже такая, что в обороне все компактно, все друг друга могут подстраховать.
– Костяк команды сохранился еще со Второй лиги. Насколько единение коллектива помогает команде?
– Когда долгое время играешь с теми же партнерами, знаешь их от и до, как они сыграют в той или иной ситуации. Конечно, это помогает. Особенно когда в обороне каждый друг друга понимает. Ты ему скажешь: «Влево». Он будет слева. Даже молча вы уже понимаете друг друга, потому что много эпизодов повторялось.
– Как новички вливаются в коллектив?
– Достаточно хорошо. Мы тоже понимаем, что ребятам нужно быстро адаптироваться. Мы им помогаем. С этим проблем у нас нет. Если у них спросите, думаю, они вам скажут то же самое.
– Эгаш Касинтура – лучший дриблер в лиге?
– Конечно, есть много хороших игроков в лиге, но так как он в нашей команде, я скажу, что он лучший.
– В вашей команде при игре в обороне выделяется серб Владимир Ковачевич. Кто лучше в борьбе, единоборствах – ты или Ковачевич?
– Я скажу Ковачевич, но вы спросите еще у него.
– Ты не самый высокий центральный защитник (рост 182 см), но при этом здорово играешь в обороне, один в один, в единоборствах. За счет чего тебе это удается?
– Очень приятно, конечно. Не знаю даже. За счет партнеров.
– Мне кажется, твоя сильная сторона на поле – энергия и эмоции. Бердыев – это история больше про дисциплину, про четкое, безотлагательное исполнение требований. Пришлось ли тебе адаптироваться к его требованиям?
– Как человек, он очень спокойный, но он не требовал, чтобы я был спокойным. Наоборот, он хотел, чтобы я руководил на поле, потому что у меня такая позиция, где я вижу все и могу подсказывать. Он требовал, чтобы я еще больше разговаривал. Эти эмоции… Все зависит от игры. Но я питаюсь этими эмоциями, они меня заряжают.
– Как в команде приняли новость, что Бердыев уходит?
– Это большое событие. Для команды, конечно, неприятное. Не ожидали, что так получится. Но значит, так суждено.
– В «Динамо» президент, который в то же время опытнейший главный тренер. Насколько Гаджи Гаджиев вовлечен в работу команды и тренировочный процесс?
– Тренировки он не проводит, но, конечно, вовлечен. Гаджи Муслимович много лет провел тренером и у него очень большой опыт работы на этой должности. Иногда он приходит, в некоторых эпизодах может подсказать что-то игрокам, но в то же время не заменяет собой главного тренера.
США и молодежка ЦСКА
– Ты начинал карьеру в США. С высоты своего опыта, скажи, что тебе это дало?
– Первое – это английский язык. В разговоре не потеряюсь. Второе – есть что рассказать. Очень часто про это расспрашивают.
– В команде тоже?
– Уже все знают, что я там был. Если какая-то тема вдруг всплывет, когда мы затронем Америку или меня и мое прошлое, могут спросить: «А как там было?». Чтобы просто спрашивали об этом каждый день – нет, конечно.
– Ты поиграл там в детстве, почти три года провел. С тех пор возвращался в Америку?
– Нет, к сожалению. Я бы слетал, если бы получилось, чтобы просто даже отдохнуть. Интересно, честно говоря.
– Какое самое яркое воспоминание с того периода у тебя?
– Турниры в Лас-Вегасе запомнились. Ходили на «Аллею славы». Для меня, как для подростка, ощущения были волшебные. Примерно тогда вышел фильм «Мальчишник в Вегасе». И вот когда ходишь по местам, которые только что видел в кино, это особые эмоции.
– Тебе тот период помог в карьере? Заложили ли тебе там что-то такое, что не закладывают в России?
– Не думаю, что там что-то сверхъестественное и есть то, чего у нас нет.
– Потом ты приехал в ЦСКА. Можно ли сказать, что там тебе заложили базу, с которой ты идешь дальше по карьере?
– Уверен, что да: два года в академии, потом в дубле. От всех тренеров, с которыми я работал, получил важные знания. Основная база у меня получена в ЦСКА.
– У вас там была классная команда. Если посмотреть на футболистов, которые там были, то практически все на ведущих ролях. Кто на тот момент выделялся?
– У нас была команда. Все выделялись. Не было прям такого, чтобы один взял и всех обыграл, сделал что-то невероятное. Понятное дело, у кого-то были хорошие качества, которые сразу бросались в глаза. Но при этом мы были командой.
Переход во взрослый футбол
– Что самое сложное в этом переходе с молодежного во взрослый футбол?
– Осознание и переключение с юношеского и молодежного футбола. В основном все в голове, надо прокручивать и осознавать. Конечно, тренировки – это само собой. Без тренировок никуда. Это основное. Тренироваться и тренироваться. Если мало играешь, надо самому ходить тренироваться. Если хочешь чего-то добиться – надо упорно тренироваться.
– Твой первый опыт во взрослом футболе – это «Химки» с Юрием Красножаном. Что тебе запомнилось с того периода?
– Для меня это непростой период… То мало играл, то вообще не играл.
– С чем это связано?
– Жаловаться не буду. Значит, не был хорош, чтобы играть. Но это был для меня полезный опыт. Здорово, что удалось поработать под руководством такого тренера, как Красножан. Он очень грамотный, умеет находить подход.
– После «Химок» у тебя была «Балтика» Евгения Калешина. Сейчас это большая фигура в российском футболе. Насколько тот опыт тебе помог по карьере?
– Калешин очень помог мне в мозгах. Я стал больше понимать в тактике, как прессинговать, как подсказывать. Так как у меня позиция в центре, если что-то не получается, я могу подсказать ребятам, как взаимодействовать. Там я получил большой опыт. У Калешина теория и тактика каждый день, это много, но то, что он доносит – ты понимаешь. Нет ощущения: «Ой, долгая теория, я устал». Нет. Ты приходишь на теорию и получаешь такой арсенал, запас, что ты многое в футболе понимаешь.
– Ты говоришь, что научился подсказывать партнерам. Калешин объяснял, что нужно делать?
– Нет, с подсказом у меня не было проблем, но я стал детальнее понимать футбол. Например, мог подсказать действия в прессинге, если что-то шло не так, старался регулировать позиции партнеров.
– Что «Химки», что «Балтика» тебя в карьере не продвинули. В итоге ты оказался в Белоруссии. Как к этому пришел?
– По итогу сам виноват, потому что мало работал. Как я уже сказал, если не играешь, выходи и сам дорабатывай, а я этого не делал. Не играл и думал: «Ну и ладно». Все, что происходило – моя вина. Может, я ждал какого-то чуда. Не играю, не играю, не играю, но вот тут «бах» и чудо – что-то произошло хорошее, но так не бывает… Вниз, вниз и вот так шла моя карьера.
– Поделюсь своим взглядом: капитан «молодежки» ЦСКА, игрок сборной России своего возраста, «Химки», «Балтика». В такой ситуации футболист может подумать, что все будет легко по карьере. Было ли у тебя такое ощущение?
– Возникало чувство, будто все вокруг виноваты, а я делаю все правильно. Думаю, что такое было. С возрастом понимаешь, что все наоборот.
– Был ли период, когда ты это осознал?
– Когда тебя туда-сюда побросало, не задерживаешься особо где-то... Как-то пришел к этому, что уже надо меняться.
– Подобные истории в футболе не редки. Что можно посоветовать тем, у кого сейчас похожий сложный период в карьере?
– Конечно, не бросать. Есть примеры ребят, кто со Второй лиги в 28-30 лет выходили в ФНЛ или даже в РПЛ. Думаю, достаточно примеров. Можно просто открыть интернет и посмотреть. Не надо останавливаться и бросать все на полпути. Нужно продолжать верить и много тренироваться.
– Как ты считаешь, насколько возвращение домой помогло тебе перезагрузиться в таком коллективе? Можно ли сказать, что ваша команда – семья?
– Конечно. С уверенностью можно так сказать, потому что у нас очень хорошие отношения друг с другом. Если кому-то надо помочь, это даже не обсуждается. Все готовы помочь. В «Динамо» у нас настоящая семья.
Но когда я вернулся, ничего этого еще не было. Я играл за «Легион-Динамо», а проект «Динамо» только зарождался. Все понимали, что проект хороший. И я рад, что в меня поверили тогда. В клубе много людей, которым я очень благодарен, они лично об этом знают.
– Какие сейчас цели, мечты по карьере у тебя сейчас?
– Думаю, цель не только у меня, но и у всего клуба – выход в Премьер-лигу. На словах это легко, на деле – тяжело. Очень много нелегкой работы нам предстоит. Все, что зависит от нас – будем стараться выполнять и там уже уповать на Всевышнего.
– Все время возникают разговоры о том, готов ли клуб к выходу. Уверен, что вы все следите за этим. Что внутри команды говорят?
– У нас все нормально. Разговоров, что что-то не получится – нет. Точно скажет только руководство, но у нас одна задача – в каждом матче выходить играть на победу.
Фото: ФК «Динамо» Махачкала, ФК ЦСКА