В таком уж мире живем — часто, чтобы сделать очевидный правильный шаг необходимо топтаться на месте годами. «Зенит» начал продавать «вираж», по собственной версии, таким образом, чтобы наконец-то решить проблему беспорядков на стадионе. По версии тех, кто сейчас громко призывает не покупать абонементы, сине-бело-голубые ненавидят своих болельщиков, не хотят красочной атмосферы на матчах и «настоящих» фанатов.
Позиция клуба в данном случае базируется на логике и материальной заинтересованности. Так что можно повопить о том, как «Зенит» «наживается на болельщиках», отменив льготы на вираж. У нас вообще больше любят, когда вопят и встают в позу, чем когда общаются по делу без эмоций.
Действительно, клуб наживается. Это необходимо, потому что чьи-то обезьяньи инстинкты заставляют тратиться на защитные сетки, новую пропускную систему, людей, которые будут ее обслуживать и так далее. Эти деньги можно было потратить на развитие Академии и приобрести не электронного вышибалу, отличающего гулливера от лилипута, а, скажем, специальную программу по развитию реакции у молодых футболистов, что в клубе бы непременно сделали, не пробегись фанаты к полю в начале мая.
«Зенит» действительно достоин порицания за то, что предложил дебоширам решать проблемы за их собственный счет, а не за счет клуба. Причем, особенно бесчеловечной выглядит еще и попытка разделить стройные ряды активных болельщиков — тем, кто проигнорировал призывы не ходить на квалификационные матчи Лиги чемпионов, достанется-таки скидка. За верность. Хотя, бросьте, конечно же за лояльность! Такое же слово наверняка используют те, что предлагают (видимо, от большой любви к клубу) матчи игнорировать.
Оценить жестокость и уродливость методов клуба в полной мере можно, подсчитав, сколько «прямых» денег «бизнесмены от виража» лишатся после перевода продаж в офисы. И как долго придется разрабатывать план — как прикинуться папой несовершеннолетнего придурка, точно знающего, что почувствовать себя «настоящим взрослым» можно только на стадионе, когда тебе за это ничего не будет. Перспектива таких суровых будней, конечно, заставляет еще громче призывать игнорировать матчи «обожаемой» команды.
«Зенит» интересовался у других «кровопийц» — из мюнхенской «Баварии» — что нужно делать, чтобы обуздать фанатов. Ответ был, разумеется, циничный: «Нам совершенно плевать, чем наши болельщики занимаются на выезде. Но на своем стадионе мы требуем от них неукоснительного выполнения правил поведения».
Конечно. В Мюнхене просто знают, что на выезде их гопники попадут в руки точно таких же, «незаинтересованных в создании красочной атмосферы», хозяев. И «дух футбола» продолжат изживать по кругу.
Правда, бундеслига остается самой красочной лигой на планете.