Чем еще заниматься в продолжительную зимнюю паузу РПЛ, кроме как подводить промежуточные итоги?
Одна из вечных тем российского футбола XXI века – противостояние «Зенита» и «Спартака». Не только на футбольном поле, но и в медиапространстве.
Нынешний сезон дает особый повод для обсуждения персоналий двух флагманских команд лиги. Многолетний гегемон чемпионата, «Зенит», ушел на зимний перерыв не на первом месте из-за смазанной концовки осенней части (на два тура плавно перешедшей в зимнюю) – команда Сергея Семака сенсационно проиграла два домашних матча подряд. Причем, не самым грозным соперникам – «Крыльям Советов» и «Акрону».
«Спартак» же, в свою очередь, после домашнего разгрома от «Краснодара» (0:3) в октябре набрал ход и выдал серию из шести побед кряду, три из которых – над «Локомотивом», ЦСКА и «Краснодаром» в гостях. Да и «Зениту» в первом круге подопечные Деяна Станковича не уступили – 0:0 на «Газпром Арене». По итогам 18-и туров красно-белые отстают от сине-бело-голубых всего на два очка.
Отчасти на ситуации «Зенита» и «Спартака» в турнирной таблице повлияли и ведущие игроки обеих команд. Если в начале сезона зенитовец Максим Глушенков разрывал РПЛ, то после двух травм прежняя версия «безумного Макса» пока так и не вернулась. Зато спартаковец Манфред Угальде разошелся ближе к уходу на перерыв, и только лишь в одном матче с «Локомотивом» на «Лукойл Арене» забил столько же, сколько за все лето. И вообще не уходил с поля без гола в последних четырех встречах чемпионата.
А что получится, если собрать символическую сборную первой части РПЛ, в которой будут представлены исключительно игроки «Зенита» и «Спартака»? Ответ и аргументы – ниже.
Вратарь
Для 26-летнего Евгения Латышонка переход из «Балтики» в «Зенит» перед началом сезона был настоящим вызовом. К счастью, игрок-открытие весенней части прошлого сезона не затерялся в команде, которая по умолчанию считается главным претендентом на чемпионство в последние годы.
К сожалению, без замен отыграть всю осеннюю часть Латышонку не удалось. Причина – в травме бедра, из-за которой он пропустил две ноябрьские встречи (с «Ахматом» и «Оренбургом»). На матч с «Крыльями» Семак решил поберечь едва восстановленного Латышонка, оставив его в запасе. Но даже так Латышонок стал одним из лучших в чемпионате по количеству «сухарей», отыграв 10 матчей без пропущенных голов, как и Станислав Агкацев из «Краснодара».
Да, у Максименко, который большую часть минувшего отрезка РПЛ провел в статусе капитана «Спартака», на один «сухой» матч больше (11). Однако, в пользу Латышонка выступают два статистических показателя, а не один: первый – количество пропущенных голов (7 против 14 у Максименко), а второй – процент «сухих» матчей (66,7% против 61,1% у вратаря красно-белых).
Защитники
Выбор в пользу левого защитника в эту символическую сборную очевиден. Дуглас Сантос – не просто лучший игрок на этой позиции среди «Зенита» и «Спартака», но и в принципе лучший левый защитник этого чемпионата. И уж точно сильнее своего конкурента в «локальном противостоянии», Олега Рябчука.
Сантос не пропустил ни минуты ни в одном из 18 матчей. Рябчук же остался в запасе на игру 1-го тура с «Оренбургом», в матче с «Зенитом» отыграл лишь 45 минут, а в домашней игре с «Пари НН» Олег покинул поле на 83-й минуте.
Но это – не главный показатель превосходства русского бразильца над молдаванином. Сантос создал больше голевых моментов (7 против 2 у Рябчука), чуть более точен в передачах (85% против 84%), чаще отбирал (1.8 отборов в среднем за игру против 1.1) и возвращал мяч после потери (4.3 возврата за игру против 3.1), а еще чаще выносил мяч для предотвращения опасности у своих ворот (2.4 против 1.9).
А вот пара центральных защитников все же будет представлена обеими командами. Если позиция Нино, в сравнении с тем же Русланом Литвиновым, вряд ли нуждается в дополнительно аргументации, то вот за второе место в паре могла бы развернуться маленькая «балканская битва» двух сербов – Страхиньи Эраковича и Срджана Бабича. Предпочтение все же отдаем спартаковцу. Бабич и сыграл на 6 матчей РПЛ больше Эраковича, практически без замен, и «сухарей» набрал больше (9 против 5), перехватывал на одном уровне со Страхиньей (1.2 в среднем за игру), но чаще возвращал владение (3.6 против 2.6). Эракович разве что чуть чаще отбирал (2.2 против 1.5) и выносил (4.6 против 3.9).
Правый защитник – одно из открытий. Густаво Мантуан, который по умолчанию ассоциируется с атакующей позицией вингера внезапно, по ходу сезона, стал правым защитником. И вполне справляется с этой ролью, учитывая требования Семака добавлять объема в атаке (в этом плане бразилец превзошел более оборонительного Вячеслава Караваева).
В качестве правого защитника Мантуан сумел даже набрать 2+2 по «гол+пас» (включая матчи Кубка России). У Денисова же результативных действий не было. И не смотря на то, что Даниил – защитник «по прописке», Густаво идет на одном уровне со своим конкурентом по среднему показателю отборов за игру (1.5).
Полузащитники
Соотношение в тройке игроков центральной зоны оказалось 2:1 в пользу «Зенита». «Сорвать джекпот» помешал Клаудиньо, который сейчас уступает на своей позиции спартаковцу Эсекьелю Барко. Аргентинец как минимум результативнее: у Барко – 8+6 по «гол+пас», у Клаудиньо – 0+5. Секрет успеха Барко прост: он банально чаще пробует все сделать сам (2.6 ударов в среднем за игру и 1.1 – в створ; у Клаудиньо – 1.8 и 0.6 соответственно). Да и передачи аргентинец отдает точнее, чем бразилец – 89% против 85%. А еще у Клаудиньо – хуже показатели по дриблингу: 44% успешных обводок против 69% у Барко и меньше выигранных единоборств (54% против 68%). Вдобавок к этому, Клаудиньо чаще терял мяч (15.3 против 13.2), больше фолил (0.9 против 0.4), но меньше зарабатывал фол для соперника, что более важно для игрока атакующего плана (1.6 против 3.3).
Чуть ниже все очевидно: Вильмар Барриос и Вендел превосходят Кристофера Мартинса и Наиля Умярова по многим показателя. У одного только Вендела 11 голевых передач в сезоне, а у Барриоса – в среднем 2.1 отбора за игру.
Нападающие
Впереди соотношение игроков – аналогично полузащите: от «Зенита» – в два раза больше, чем от «Спартака».
Позиция центрального нападающего – безальтернативна. Спартаковец Манфред Угальде – один из лучших игроков первой части сезона в принципе. И дело не только в покере «Локомотиву». Только один Угальде забил в этом сезоне РПЛ больше, чем два нападающих «Зенита» в сумме: у Матео Кассьерры с Лусиано – 12 голов (6+6), а у Угальде – 15. И что важно – ни одного с пенальти (у Кассьерры был один точный удар с «точки»).
А вот на флангах расположились два россиянина из «Зенита». Оба по-своему стали открытиями этого сезона. Андрей Мостовой неожиданно раскрылся по осени, набрав за первый отрезок РПЛ 5+2 в 14 матчах. Потенциальный конкурент Мостового в этой сборной, бразилец Маркиньос, вел себя скромнее: 0+4 в 15 матчах.
На правом же фланге спартаковцу Тео Бонгонде вообще было не на что рассчитывать, потому что его конкурент – Максим Глушенков. И этим все сказано. Даже с двумя травмами, после которых Макс пока не смог вернуть былое величие, такого огненного старта сезона, как от него, мы не видели давно. Тем более, от россиянина. 9 голов в 5 стартовых матчах (включая Суперкубок с «Краснодаром» – это мощно. И даже находясь в лазарете, казалось бы, дав этим фору конкурентам, Глушенков все равно не выпал из ТОП-5 лучших бомбардиров лиги.