В июне 2017 года сборная России проведет первый матч на новеньком стадионе в Санкт-Петербурге. Сомнений в этом ни у кого нет — ни у ФИФА, ни у строителей. Генеральный директор «Инжтрансстрой-СПб» Виталий Лазуткин и генеральный директор ИК «Главстрой», куратор проекта строительства стадиона на Крестовском острове Кирилл Поляков позвали в гости журналистов, чтобы с их помощью развеять все опасения. Оказалось, уже в сентябре нынешнего года на «Зенит-Арене» будет проведена тестовая игра, поле уже засеяно, а газон обещает быть лучшим в Европе.
Импортозамещение на 98 процентов
Виталий Лазуткин: Ошибочно заявление, что наш стадион намного дороже аналогичных арен. Есть стотысячники вроде «Уэмбли» и «Камп Ноу», но они открытые — не оснащены ни раздвижной кровлей, ни выдвижным полем. Именно из-за этого происходит удорожание объекта. 95 процентов стадионов в мире с открытым тепловым контуром, у нас же — с закрытым. При этом мы находимся в высоких северных широтах, где стадион должен эксплуатироваться и при минус 25 снаружи. Все эти конструктивы стоят определенных денег. По международной классификации это объект класса люкс. Таких стадионов в мире не более десятка, причем наш самый северный. По стоимости посадочного места мы далеко не первые. Среди аналогичных стадионов где-то на седьмом месте в мире. Это по курсу валют на 2013 год. Сейчас намного дешевле. А сравнивать наш стадион с европейскими вместимостью 45 тысяч мест просто нельзя.
— Насколько сейчас выдерживаются сроки?
Кирилл Поляков: Некоторое время назад в прессе появилась информация о приостановке контракта. Картина такова. Мы исполняем в рамках строительства три контракта: первый — на стадион «Зенит-Арена» на 12 млрд 540 млн рублей, второй — на завершение работ по стадиону на 9 млрд 190 млн, и третий — на зону контроля доступа (это все, что вокруг стадиона: парковки, досмотр зрителей, благоустройство территории, безопасность) на 2 млрд 800 млн. Все эти цифры можно найти на сайте госзакупок. Работы по первому контракту, исполнявшиеся до декабря 2015 года, были выполнены на 98 процентов. Остаток приостановленных работ составляет 277 млн рублей. Работы прерваны, потому что в свое время не была учтена технологическая последовательность.
Объясняю, чтобы собрать крышу, в чаше стадиона находятся краны, стоящие на плитах. Выкатное поле собрано и пока находится за пределами стадиона. Пока мы не закончили с крышей, находящейся во втором контракте, мы не можем убрать краны, из-за чего нельзя закончить работу по рельсам, отвечающим за выезд поля. Средства, выделенные на крышу, во втором контракте, а на поле — в первом. По всем трем контрактам мы должны завершить работы в декабре. Введем объект в эксплуатацию по графику. Договорились с администрацией города, что постараемся основные строительные работы закончить к 27 мая.
— «Трансстрой» обратился к администрации Петербурга с просьбой выделить дополнительные средства из-за удорожания импортного оборудования. О каком оборудовании идет речь и нельзя ли было купить его заранее, чтобы не попасть в нынешнюю ситуацию?
Лазуткин: Закупить ранее было невозможно, потому что многие проектные решения и документация по инженерным системам были разработаны на последнем этапе строительства. Особенность проекта в том, что строительство и проектирование идут практически одновременно. Сейчас настала пора финальной закупки оборудования, а куда ушел курс рубля, все знают. С 2013 года заказчик нам не индексирует стоимость, из-за чего мы и оказались в сложной ситуации. Однако есть понимание, что заказчик все это осознает. Идут расчеты, финальной цифры пока нет. Нам необходимо высокотехнологичное оборудование, которое заказывается специально для этого объекта. Максимально возможное импортозамещение произведено. Стадион построен на 98 процентов из отечественных материалов. Но качественно заместить сложнейшие инженерные системы, прежде всего связанные с безопасностью и эксплуатацией, мы не можем. Если не хотим сорвать сроки сдачи стадиона, решение нужно принять до конца февраля.
Замечаний у Ростехнадзора нет
— Интернет облетели резонансные фотографии с трещинами в стенах, однако уже было заявлено, что на безопасности это не скажется. В таком случае не уменьшится ли срок эксплуатации стадиона, раз какие-то проблемы возникли уже на стадии строительства?
Лазуткин: Замечаний от Ростехнадзора у нас нет. Объект простоит теоретически до 500 лет, что подтверждают научные и лабораторные исследования. Трещины — попытка погнаться за жареными фактами. Их выявили мы сами. Одна уже отремонтирована, другая в стадии ремонта. Это не основные несущие конструкции, это вполне управляемый процесс. Замеры плотности бетона показали результаты выше в полтора раза, чем по проекту. Каждый квартал проходят плановые проверки.
— Не получится, что к окончанию строительства придется проводить какой-то ремонт?
Лазуткин: «Трансстрой» и строит стадион, и проектирует. Мы несем за объект полную ответственность. То, о чем вы говорите, происходит, когда проектировали один объект, построили другой, потом забыли, а заказчик расхлебывает. Не наш случай. Проведено порядка двадцати плановых проверок — замечаний нет. Качество гарантируем.
Повторение опыта «Петровского»
— Когда ждать первый матч на Крестовском острове?
Поляков: Заказчик хочет, чтобы в сентябре на стадионе прошла тестовая игра. Параметры ее еще не определены, но тем не менее. Когда можно будет проводить здесь официальный матч — вопрос не к строителям, а к заказчику и к тому, кто будет эксплуатировать стадион, когда мы все закончим.
— Каким будет поле на новом стадионе?
Лазуткин: По этому вопросу и многим другим мы постоянно консультируемся с «Зенитом». Нам рекомендовали определенный состав песка, сорт травы, дают советы по работам по уплотнению грунта. С «Зенитом» взаимодействуем буквально каждый день. Бывают дорогие, серьезные стадионы, где поля не удались. Мы используем опыт стадиона «Петровский». Считается, что на нем лучший газон в Европе. Но сделан он был с третьей попытки. Многие заграничные специалисты здесь себя проявить не смогли — прежде всего потому, что мы были жестко ограничены в средствах. Поле сделали силами отечественных подрядчиков. Корневая система должна набрать силу. Принципиально не хотим спешить. Многие поля не удались, потому что засеяли и сразу стали играть. Примеры в России известны — не буду говорить где. Наша задача сделать лучшее поле в Европе, повторить опыт «Петровского».
Поляков: На газоне нового стадиона уже проведен технологический посев, чтобы дать возможность развиться корневой системе. Весной трава взойдет, и к тестовой игре в сентябре поле будет готово.
— Как часто вашу работу проверяют представители ФИФА?
Лазуткин: Последний раз они приезжали в ноябре. Дословно специалистами ФИФА было сказано, что сомнений в том, что стадион будет достроен вовремя, у них нет. Мы прекрасно понимаем, что наша основная задача — проведение в Петербурге в 2017 году Кубка конфедераций. Теперь ждем инспекцию ФИФА в апреле. Ее даже больше волнует транспортная инфраструктура и строительство пешеходного моста, за что отвечает город.
— Окупится ли эксплуатация стадиона?
Лазуткин: Для этого стадион будут использовать в двух режимах — спортивном и концертном. Крыша будет закрыта всю зиму и при температурах ниже нуля. Матчи чемпионата России можно проводить под крышей, а матчи ФИФА — только при открытой кровле в теплое время года. Трансформация занимает полтора часа. Выдвигаем поле, делаем ряд мероприятий, формируем партер — все. Если эксплуатирующая компания все правильно рассчитает, сегодня стадион может принять футбольный матч, а уже завтра — концерт.