Движение присуще всему живому. Способность к движению — один из важнейших признаков живого в общебиологическом смысле наряду с питанием, дыханием, ростом, развитием, самовоспроизведением. Даже самые примитивные организмы способны к движению. Вспомните, как поворачиваются в строну света листья комнатных растений или как вытягиваются стебли вьющихся растений в сторону опоры. Чем сложнее живой организм, тем сложнее его приспособление к передвижению в пространстве. Человеку, как самому высокоорганизованному из царства животных, дана способность к сложному двигательному акту.
Все части опорно-двигательной системы выполняют свои функции. Кости — функцию опоры и рычага, они должны быть прочными, цепкими, но достаточно легкими. Мышцы — двигательную или моторную. Они должны обладать сопротивлением и достаточной силой сокращения. Связки крепят мышцы к костям. Они должны быть эластичными и крепкими. Суставы необходимы для подвижности частей скелета.
Эффективная работа скелета и мышц зависит от того, насколько строение организма и его физические возможности будут соответствовать друг другу. Обеспечение мышечной функции у взрослого организма значительно отличается от такого у детей. Исследователи выявили у младших школьников более жесткую зависимость системы управления движениями от меняющихся условий внешней среды по сравнению с детьми старшего возраста. Поскольку именно в раннем возрасте формируются основные моторные навыки и программы, этот период занимает важнейшее место в развитии двигательной сферы у ребенка.
Формирование двигательных функций находит свое отражение в развитии таких качеств, как быстрота, ловкость, сила и выносливость.
Быстрота движений характеризуется как скоростью и частотой повторяющихся действий, так и латентным временем двигательной реакции. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует тесная взаимосвязь. Так, например, высокая скорость может сочетаться с замедленной реакцией.
Сила мышцы тесно связана с ростом костной ткани, развитием связочно-суставного аппарата. Она зависит от способности управлять работой отдельных мышц (координировать ее).
С 14 лет для развития силы мышц рекомендуется применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия.
Двигательные качества, как и другие физиологические особенности, во многом определяются конституцией ребенка. Частным исправлением конституции являются типы темперамента, нервной системы и строения тела. Прослеживается связь конституции человека с его здоровьем, особенностями моторного и физического развития. Это говорит о необходимости индивидуального подхода к процессу физической подготовки детей школьного возраста, относящихся к разным типам конституции.
Не только мышечное движение влияет на позвоночник, но и дыхание, сокращение сердца, смещение внутренних органов, брюшной пресс — все в большей или в меньшей степени передается и воспринимается позвоночником. Нормальная осанка ребенка формируется к 6–7-летнему возрасту. Какие-либо отклонения от указанных выше функций приводят к нарушению равновесия и служат поводом к изменению осанки. Огромную роль в формировании правильной осанки играют подвижные игры, в которые можно включать корригирующие изменения. Так, в играх в «пятнашки», «казаки— разбойники» можно сделать дополнение к правилам: нельзя ловить или пятнать того, кто встал на носки или присел с прямой спиной и т. д.
Наибольшим действенным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. В комплексе упражнений для формирования правильной осанки нужно включать имитацию движения животных. Это не только забавляет детей, но и развивает умение владеть собственным телом. Например, имитация движения тюленя, гусеницы, слона укрепляет мышцы рук и плеч, которые у него значительно слабее, чем все остальные. Изображая кенгуру, ребенок развивает мышцы нижней части тела. Эти движения учат координации. Кроме того, если ребенок будет выполнять их по 15 минут и дольше, это повлияет на его выносливость.
Спортивные игры любого характера и различные вида спорта (лыжи, коньки, настольный теннис, городки, волейбол, плавание) можно использовать на занятиях с детьми среднего и старшего школьного возраста. Ношение тяжестей на голове вызывает напряжение мышц шеи и спины, что способствует воспитанию грациозной осанки и формированию нормальных изгибов позвоночника на различных уровнях (шейном, поясничном).
Занятия спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечную систему ребенка, которая со временем укрепляется, становится выносливой. А разносторонние спортивные нагрузки воспитывают привычку держать спину ровно. Однако спортивные нагрузки не должны превышать возможности детского организма.
Естественное закаливание — здоровый образ жизни
-
С первых дней жизни не кутайте малыша.Большинство детей рождаются с хорошим теплообменом — не портите его. Перегрев куда опаснее, чем переохлаждение. Помните. что вспотевший ребенок простудится почти наверняка.
-
Разрешайте малышу ползать и бегать босиком.
-
Холодные ножки — это норма, а не повод надеть шерстяные носки.
-
Дети имеют право есть мороженое и пить кефир, вынутый из холодильника без предварительного подогрева.
-
Чем чаще проветривать помещение, тем лучше. А еще лучше. если в любую погоду форточка открыта.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга