Наверное, сложно в нашем велосипедном спорте найти более авторитетного и уважаемого человека, чем Александр Анатольевич. Его комментарии всегда профессиональны, а оценки порой очень жестки. Но не потому, что мэтр на кого-то обижен, просто дело, которому он посвятил свою жизнь, сейчас находится в упадке. И смысла скрывать это нет.
Мы выбираем, нас выбирают
— Недавно прошли выборы президента Федерации велоспорта России. Новым главой стал Игорь Викторович Макаров. Знакомы ли вы с ним?
— Я с ним знаком лично на протяжении долгого времени. Еще с тех пор, когда он был гонщиком, мастером спорта международного класса (Макаров входил в состав сборной СССР по велоспорту. — «Спорт»). Затем Игорь стал успешным бизнесменом, но мы все равно продолжали поддерживать контакт. В его программе прописано строительство огромного количества треков и трасс по всей России к 2020 году. Если удастся ее выполнить хотя бы на 30%, то это будет здорово. Велоспорт культивируют многие регионы, но достичь успехов по финансовым и организационным причинам пока не удается. И мы слишком часто пытаемся перенимать западный опыт, забывая о том, что советский спорт был на передовых позициях в мире. Но мы это все забросили.
— Одним из кандидатов на должность президента ФВСР был Вячеслав Екимов. Наметилась такая тенденция: федерации начинают возглавлять бывшие прославленные спортсмены. Может быть, лучший отечественный велосипедист ХХ века должен был пополнить эти ряды?
— Здесь судить сложно. Его кандидатуру выставила наша петербургская федерация. Но на сегодняшний день это было просто предложение: сам Слава пока не готов полностью окунуться в эту работу. Выдвигая его на этот пост, мы преследовали две цели. Во-первых, мы хотели напомнить, что в нашем городе есть такой прекрасный специалист, который может пригодиться на всех уровнях. Дело в том, что сейчас у нашего велоспорта очень тяжелое положение в плане представительства в международных кругах и организациях. Тут Вячеслав мог бы быть очень полезен. Его все хорошо знают, он владеет английским, испанским и французским языками. Во-вторых, не всегда, когда человек баллотируется на какой-либо пост, он ставит цель победить. В нашем случае как раз основной целью было формирование единой команды из всех тех людей, которые хотели бы возглавить федерацию.
— Когда чиновник покидает свое кресло, принято давать оценку проделанной им работы. Что вы можете сказать о деятельности ушедшего с поста президента ФВСР Олега Сиенко?
— К сожалению, Олегу просто не дали возможности спокойно поработать. Изначально его выдвинула на этот пост компания «Итера». Новый глава ФВСР Макаров является и ее главой, а сама компания на протяжении уже многих лет сотрудничает с федерацией. Но в один момент возникли серьезные разногласия. Заключались они в том, что Олег Сиенко не поддержал стратегию «Итеры», в соответствии с которой главное внимание должно было быть уделено профессиональной команде. А у нас множество нерешенных проблем, в частности, подготовка к Олимпийским играм. И на этой почве появились серьезные трения. К тому же вышло указание президента страны, гласящее, что госчиновники не должны возглавлять спортивные федерации. Президиум не хотел принимать его заявление об отставке, потому что он только что полностью вошел в курс дел. Тем не менее Олег настоял на своем.
Перспективы на Альбион — в тумане
— В интервью для Eurosport уже упоминавшийся Вячеслав Екимов заявил, что в Лондоне у нас есть некоторые шансы в шоссейных гонках, а на треке их гораздо меньше. Результаты последних чемпионатов мира подтверждают эти опасения. Всего в этой олимпийской дисциплине будет разыграно 18 комплектов наград. Неужели в таком медалеемком виде программы у россиян столь невысокие шансы?
— Я надеюсь, что-нибудь мы там завоюем. Важно понимать, что велосипедный спорт — это один из наиболее развитых и массовых видов. Более того, профессиональному велоспорту более ста лет. При этом у нас в стране он заброшен. Увы, в этом он не одинок. Почти все циклические дисциплины имеют большие проблемы. В связи с этим трудно ожидать серьезных успехов в Лондоне, и не только в велосипеде.
А со Славой я не совсем согласен. На шоссе разыгрывается всего четыре комплекта медалей. У женщин наши шансы крайне малы. В мужских гонках наши надежды связаны с двумя-тремя ребятами. И то пока для них ситуация выглядит не лучшим образом. А если уж гадать на кофейной гуще, то, возможно, что-то удастся зацепить на треке. Там все-таки будет разыграно десять комплектов. Плюс не надо забывать о бронзовом призере Пекина в маунтинбайке Ирине Калентьевой. Без медалей мы не должны остаться. Печально, что главный конкурент России в общекомандном зачете, Великобритания, может очень сильно выступить именно за счет велогонщиков. Они планируют взять здесь пять золотых медалей, но реально могут и вдвое больше. Британцы приняли большую государственную программу по развитию велоспорта, работающую около 15 лет.
— Гонщик топ-уровня у нас сейчас один — Денис Меньшов. Он может привезти награду Олимпиады-2012?
— На Олимпиадах профессионалы составляют главную надежду каждой страны. Денис — специалист горных этапов в многодневках. А в классических однодневных соревнованиях, которые входят в программу Олимпиад, несколько иной расклад.
«Катюша» любит заморских ребят
— После «Джиро д’Италия» наша профессиональная команда «Катюша» возглавила мировой рейтинг. На ваш взгляд, в правильном ли направлении развивается команда? Может быть, необходимо пригласить пару-тройку суперзвезд и двигаться по пути «Астаны»?
— На самом деле стратегии вышеупомянутых команд примерно одинаковы. Просто «Катюша» не смогла закупить таких гонщиков, как Альберто Контадор или Лэнс Армстронг. Не осилили. Если говорить о самом правильном пути, то здесь опять должен упомянуть Англию. Сначала они инвестировали в массовый спорт, достигли успехов и лишь потом создали у себя профессиональную команду экстра-класса (SKY PROFESSIONAL CYCLING TEAM. — «Спорт»). Возвращаясь к нам, стоит сказать, что команда есть, а подпитки молодежью нет. Более того, российские гонщики играют в «Катюше» второстепенную роль. Не так давно из коллектива были отчислены Алексей Марков и Александр Серов. Эти ребята должны были стать первыми номерами сборной в Лондоне. На их места взяты значительно уступающие им в классе молдаванин и бельгиец. Вообще в «Катюше» превалируют итальянские специалисты и директора. Есть там, конечно, Дмитрий Конышев, но ему отведена не главная роль. В целом я считаю, что там сложилась атмосфера, в которой российским гонщикам дышится не очень хорошо.
— Что послужило поводом к отчислению Маркова и Серова?
— Там шла речь о нарушении спортивного режима. В то же время продолжается судебный процесс в Швейцарии, так как этим ребятам не заплатили по контрактам. Я думаю, что они его выиграют, настолько смешны обвинения в их адрес. Повторюсь, в «Катюше» наблюдается неравноправное отношение к нашим и иностранным спортсменам. За одни и те же поступки иностранцу не будет ничего, а нашему — строгий выговор. Мне известен такой случай. У «Катюши» два официальных костюма: светлый и темный. «Злостный нарушитель режима» Марков приехал в светлом, хотя надо было в темном. Ему за это делают выговор. Тут же мимо проходит итальянец Филиппо Поццато в джинсах. А ему — ничего. Поэтому вызывает тревогу, сможет ли эта команда обеспечить отечественным велогонщикам хорошую подготовку к Лондону и помочь развитию вида спорта в целом.
— То есть основная задача «Катюши» — готовить россиян к Олимпиадам?
— Основная задача, которая ставилась когда-то, — это завоевание высоких мест в веломногодневках. Хотя декларируется, что основной целью должно быть развитие отечественного велосипедного движения. Но заявленные и проводимые действия расходятся.
О веломногодневках и не только
— Победитель прошлогоднего «Джиро» Денис Меньшов не стал защищать свой титул в этом году. Мотивировал это тем, что сосредоточится на подготовке к «Туру». Он правильно сделал?
— В прошлом году он был лучшим в Италии, а потом во Франции у него не пошло. На самом деле на свете не так много гонщиков, которые могут одинаково успешно проехать все супермногодневки. Поэтому на этот вопрос ответит уже «Тур де Франс–2010».
— Каждый год проводится гонка «Пять колец Москвы». Между прочим, четвертая старейшая велогонка в мире. Может быть, на ее основе надо сделать отечественный «Тур де Франс», пускай и не столь же престижный?
— Конечно нужно! Ахиллесова пята нашего велоспорта — это отсутствие нормального календаря соревнований. А если нет календаря, то нет спортсмена, нет тренера. Стартов у нас очень мало, они проводятся на низком уровне, поэтому хорошо, что есть хоть такие «Пять колец». Это одна из последних многодневных гонок в России. Помимо нее есть еще соревнования на Кавказе глубокой осенью. И очень не хватает средств, особенно в регионах.
— А разве Министерство спорта не помогает?
— Я, когда познакомился с его бюджетом, удивился, насколько он мал. Бюджет на все виды спорта в России сопоставим с бюджетом одного футбольного клуба. Понятно, что на эти деньги содержать все виды почти невозможно. Но я верю, что только Министерство спорта и комитеты на местах способны что-то сделать.
— Открытие велотрека на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, состоявшееся в ноябре 2008 года, уже принесло первые дивиденды?
— Это колоссальный сдвиг в трековом велосипедном спорте. Во-первых, это сооружение является единственным, отвечающим самым высоким мировым стандартам. Велотрек в Крылатском был и остается прекрасным, но протяженность дорожки там составляет 333 метра. А для подготовки к большим стартам лучше подходит двухсотпятидесятиметровая, как на Крестовском. Сейчас на нем катается много малышей — наших будущих надежд. И юниоры также получили хорошие условия для своего развития. Но англичане шли к своему пекинскому успеху около 15 лет. Примерно столько придется подождать и нам.
— С 10 по 15 сентября в городе на Неве, на том самом Крестовском острове, пройдет чемпионат Европы на треке. Чего нам ждать от первенства Старого Света?
— Будут разыграны 35 комплектов наград (среди взрослых и юниоров. — «Спорт»). Участники съедутся почти из всех стран Европы. Всего их ожидается более 500, включая спортсменов экстра-класса. И наши, я думаю, тоже не затеряются, часть медалей должна остаться в России. На мой взгляд, вход на трибуны должен быть свободным. Это должно обеспечить хорошую зрительскую аудиторию. Так что приглашаю всех прийти и поддержать российских велогонщиков. Но вопрос о билетах пока окончательно не решен.
— Велоспорт — один из самых скандальных видов спорта в плане допинга. Но если в других видах наших ловят часто, то велосипедисты являются приятным исключением. Почему так происходит?
— Я считаю эту проблему чрезмерно преувеличенной. Не думаю, что этот недуг присущ велоспорту больше, чем каким-либо другим видам. Просто здесь более жесткий контроль, введены биологические карты всех участников. И велоспорт находится на передовой борьбы с допингом.
Небольшое лирическое отступление
— Ваш сын Николай пошел по вашим стопам, был призером Олимпиады в Атланте. А почему Светлана выбрала иной путь?
— В Петербурге выстроена система подготовки спортсменов от детского возраста до полноценного мастера. Но система только мужского велоспорта. Поэтому Свете пришлось выбирать иную стезю.