• Заслуженный тренер России Марк Рубин: «Зениту» стоит взять пример с «Баварии»

    Спросите у...

    11.06.13 00:14

    Заслуженный тренер России Марк Рубин: «Зениту» стоит взять пример с «Баварии» - фото

    Фото: Вячеслав Евдокимов / «Зенит»

    (Фото: ФК «Зенит»)

    Пока футболисты разъехались по отпускам и стали историей голы, победы и медали прошлого сезона, лишь новости с селекционного фронта способны привлекать большое внимание. Какие приобретения нужны «Зениту»? Кто может покинуть команду в ближайшее время? Как будут делить место на поле Анатолий Тимощук и Игорь Денисов? Насколько большой кредит доверия выпишет в предстоящее межсезонье Лучано Спаллетти местным воспитанникам? Об этом в интервью «Спорту День за Днем» рассуждает бывший наставник питерского «Динамо».

    Нужен Кержаков, а не Лодыгин

    — Завершив сезон, «Зенит» все равно скучать не дает. Вас удивляет что-то в селекционной работе клуба?
    — Скорее не удивляет, а вызывает недоумение. В клубе работают иностранные селекционеры, которые приводят своих протеже, но при этом нашим воспитанникам шансов не дается. Я этого не понимаю, и потому остается предположить, что некоторые покупки делаются не по спортивному принципу, а преследуют коммерческие интересы.

    — Какой трансфер вы имеете в виду?
    — Самый наглядный пример — покупка вратаря Лодыгина. В данном случае похоже, что селекционеры ничем не рискуют. Взяли молодого игрока за маленькие деньги, к тому же и зарплата у него будет, скорее всего, достаточно низкой — думаю, раза в два меньше, чем у Жевнова. Другое дело, зачем этот переход нужен самому Лодыгину и что из этого получится.

    — И что может получиться?
    — Уверен, что поначалу Юрию очень понравится роль сменщика Малафеева. Но чем дольше ему придется ждать возможности выйти на поле, тем больше будет расти недовольство. В итоге закончится тем, что Лодыгину это надоест и надолго он в «Зените» не задержится.

    — Раз вы так уверенно говорите, что Лодыгин станет сменщиком Малафеева, то, значит, считаете, что с Жевновым «Зенит» расстанется?
    — Все к этому идет. Похоже, травмы у него становятся хроническими, рассчитывать на Жевнова постоянно уже невозможно. В такой ситуации просто не имеет смысла держать игрока на зарплате. К тому же со следующего сезона Жевнов будет считаться легионером. Скорее всего, он пробудет в «Зените» до конца контракта, и его отпустят. Поиграет пару сезонов в Белоруссии и закончит.

    — Вернемся к Лодыгину. Его приобретение говорит о недоверии к Бабурину?
    — Нет. Скорее здесь уместно говорить о выгодной покупке на перспективу. Но еще раз подчеркну: я абсолютно не понимаю, почему вместо того, чтобы пробовать своих, надо покупать игроков на стороне. Почему не дать шанс Михаилу Кержакову, который уже достаточно себя проявил в премьер-лиге?

     

    — А нужен ли «Зенит» самому Кержакову? С гарантированным статусом запасного.
    — Малафеев же не будет играть вечно. Да и сам Кержаков-младший уже вступил в возраст вратарской мудрости, обогатился достаточным опытом. Где он только не поиграл — в Ульяновске, Астрахани, «Алании», «Волге». Но шанс в «Зените» так и не получает. Хотя посмотрите, как поступают европейские топ-клубы — те же «Бавария» с «Барселоной». Сначала там дают возможность проявить себя своим воспитанникам, возможно, и не один раз. И лишь когда видят, что у них явно не получается, отпускают и берут игроков в других клубах. Тем более в случае с Михаилом не требуется ни больших денег на трансфер, ни огромной зарплаты, ни подъемных, ни съемных квартир. Только доверьте парню! Странно. То же самое касается Ионова. У нас на его позиции никого нет, он провел хороший сезон, стал вызываться в сборную. Но мы спокойно смотрим на то, как наш воспитанник переходит к конкуренту.

    — Может быть, учитывая, как Ионов уходил из «Зенита», ему некомфорт-но возвращаться? Ведь команда осталась почти прежней, а мнения некоторых игроков об Ионове далеки от восторженных.
    — А игрокам что надо — выяснять отношения или вместе выходить на поле и выигрывать? Если футболист прогрессирует, способен принести пользу, то надо исходить только из этого. А тренер должен за этим следить и малейшие попытки групповщины или давления жестко пресекать. Вспомните историю Сычева в «Марселе». Там команда была вообще поделена на несколько кланов: один составляли арабы, другой — африканцы, третий — другие. Но на зеленом газоне они были единым целым и вместе бились за результат. Матч заканчивался, и они, не общаясь друг с другом, разъезжались по своим делам.

    Бруну Алвеш и неликвид

    — Перейдем к защите. Продажа Бруну Алвеша в «Фенербахче» — серьезная потеря?
    — На мой взгляд, серьезная. Я считаю Алвеша защитником высокого класса, что, впрочем, и подтверждается его регулярным выступлением за сборную Португалии. Он прекрасно играет головой, к тому же сыгран со своим напарником по сборной Нету. Думаю, что если бы этой паре продолжили доверять, их позиции стали бы незыблемы. Как, например, Игнашевича и братьев Березуцких. Но не стоит винить «Зенит» за эту продажу. Наверняка Бруну надоело сидеть на скамейке, и он сам с удовольствием согласился на этот переход.

    — Из центральных защитников в команде остались Нету, Ломбертс, Губочан, может на этой позиции сыграть и Лукович. В данной ситуации можно обойтись без покупки опытных новичков, дав возможность закрепиться в составе своей молодежи?
    — Никакой молодежи в центре защиты не будет. Вот увидите. Ее свозят на первый сбор, возможно, выпустят в нескольких товарищеских матчах, и все. Включат в общую заявку, и будут ребята играть за «молодежку» или «Зенит-2».

    — Стоит ли в команде оставлять Луковича?
    — Думаю, работа по его трудоустройству идет активная, но серба никто не хочет покупать. Кому нужен футболист, который за три года ничем особым себя не проявил? На данный момент Лукович — неликвид. Оптимальный вариант — отдать его в аренду, например, в «Томь», чтобы освободить место для других футболистов.

    — Что изменит в игре «Зенита» возвращение Тимощука?
    — Допускаю, что мы можем увидеть игру в два «опорника» или же Денисов переместится ближе к атаке, например, на позицию правого инсайда. Если раньше Игорь был узкоспециализированным футболистом, то сейчас стал играть разнообразнее. А имея за спиной надежного Тимощука, Денисов может стать еще более универсальным и убедительным в атакующих действиях.

    О необходимости атаковать флангами

    — Тимощук, Денисов, Широков, Витсель, Файзулин… Наверняка останется Зырянов, а есть и молодые Евсеев с Могилевцем. Разве не перебор центральных полузащитников?
    — Во-первых, классные футболисты должны уметь действовать и на других позициях — тот же Файзулин может сыграть на фланге или ближе к атаке. Может сыграть второго форварда и Широков — Роман обладает и пасом, и техникой, и ударом для эффективной игры из глубины. Стоит сказать и о статусе некоторых. Это у Капелло Файзулин постоянно выходит в стартовом составе. А вот Спаллетти по-другому оценивает Виктора, потому в «Зените» у того какое-то промежуточное положение. И, кстати, ярко себя Файзулин не проявляет. Но в любом случае игрового времени в сезоне должно хватить на всех. Выступать придется в нескольких турнирах, а обойтись без травм, болезней и дисквалификаций никогда не получится.

    — С приходом Соловьева стоит ожидать более активной игры флангами?
    — Надеюсь, что да. Я вообще не понимаю, почему Спаллетти так упирается в схему 4-3-3. Но, думаю, Соловьеву место на поле найдет — парень быстрый, с хорошим чутьем и разнообразить игру «Зенита» способен. Возможно, Иван и не сразу начнет выходить в стартовом составе, но времени, чтобы себя проявить, у него хватит.

    — А что скажете о перспективах другого крайнего полузащитника — Быстрова?
    — Хорошие перспективы. Володя классный игрок, который умеет самостоятельно обострять. Причем за 10 лет, минувшие с тех пор, как он закрепился в «Зените», ни в ловкости, ни в скорости Быстров не потерял. В некоторых матчах лишь его качества позволяют переиграть оборону соперника. Например, когда Бердыев держит сзади восемь человек, которые четко друг друга страхуют и постоянно сужают зоны, такую защиту одной центральной линией не переиграешь. Какой бы она мастеровитой и сыгранной ни была. В этом случае единственная возможность постоянно создавать остроту — использование скоростных флангов. Одна только проблема у Быстрова — травмы, которые порой надолго оставляют вне игры.

    Джорджевич заменить Бухарова не сможет

    — Если Бухаров все-таки покинет команду, надо ли покупать еще одного нападающего?
    — Наконец-то ситуация с Бухаровым разрешилась. Ему давно надо было уходить — когда над тобой уже смеются болельщики, иронизируют специалисты, надо что-то менять. Но Бухаров еще далеко не старый футболист и если проявит себя в «Томи», то сможет вернуться в любую сильную команду. Что же касается ситуации с центральным нападающим в «Зените», то приобретать его надо обязательно. Ведь остается один Кержаков, а молодым Гасилину и Шейдаеву заменить Александра не под силу. Они даже Бухарова пока заменить не смогут. Эти футболисты должны быть в обойме из примерно 22 игроков, но рассчитывать на них как на основных рано. Есть еще Джорджевич, но он полезен в игре с фланга. Обыграть, убежать, сделать с края навес — это получается хорошо. А вот бороться в центре, где всегда два защитника-монстра, ему тяжело. Да и вообще пока Джорджевич может приносить пользу, выходя на 15–20 минут. Не более.

    — Перейдем к тренерскому штабу, который пополнил Сергей Семак. Вы понимаете, зачем Спаллетти столько помощников?
    — До этого помощником итальянца стал еще и Радченко, роль которого была непонятна. Возможно, он и сам ее не понял. Хотя, на мой взгляд, Дмитрий может быть очень полезен в индивидуальной работе с нападающими, особенно по ходу сезона. К тому же до этого он очень хорошо потрудился и в зенитовской академии, и до этого — в испанских школах. Семака же, скорее всего, ждет другая роль. Ведь психологический климат в «Зените» все еще оставляет желать лучшего, и наверняка Сергей взят именно для того, чтобы налаживать отношения между Спаллетти и командой. Надо признать, что ниша Семаку досталась очень тяжелая. Я работал в пяти профессиональных командах, пусть и не такого уровня. Как правило, роль едва закончившего карьеру игрока заключается в том, чтобы стучать на бывших партнеров. Доносить тренеру, кто что делает, что говорит, о чем думает. Другое дело, что Семак этого точно делать не будет, а займется именно сглаживанием углов и налаживанием микроклимата.

    — При столь большом тренерском штабе насколько может быть значима роль начинающего помощника?
    — Если говорить прямо, то думаю, что в первую очередь Спаллетти доверяет своим соотечественникам, ориентируется больше на их мнение. Все-таки Лучано говорит с ними на одном языке, лучше их знает, в том числе и по совместной работе. Но тем не менее у Радченко и Семака отличная возможность приобрести под руководством Спаллетти очень полезный опыт. Со слов Радимова знаю, что итальянец много работает над тактикой. Это очень важный аспект, так как у многих наших тренеров он запущен. Мы часто видим одинаковые по стилю команды, игра которых сводится к засыланию мяча вперед и попыткам за него зацепиться. Еще один момент — умение общаться и выстраивать отношения с игроками. Разговаривать с ними корректно, без оскорблений, без угроз и шантажа — этому тоже надо у Спаллетти учиться. При этом Радченко не стоит слишком долго задерживаться в помощниках. Ему уже за 40, и надо всерьез думать о своей команде. Если ей окажется «Зенит-2», то это будет очень хорошим началом для самостоятельной работы. Но стоит сказать и о Радимове. Его я тоже считаю созревшим для самостоятельной работы. Влад два года набирался опыта под руководством Давыдова, хорошо знает ребят, которые наверняка попадут в «Зенит-2». Думаю, и Радченко, и Радимов справятся. При этом считаю хорошим вариантом, если они будут работать в тандеме без разделения на главного и помощника.

    Почему проглядели Игнатовича

    — А вообще такая команда действительно необходима?
    — Конечно. Вспомните слова Давыдова, которые он сказал еще до того, как согласился возглавить «Томь». Анатолий Викторович предупреждал, что в следующем сезоне молодежный состав значительно обновится и будет состоять в основном из ребят 1996–1997 годов рождения. Это значит, что более старшим игрокам придется уходить и на просмотр местных воспитанников на профессиональном уровне у нас есть только год.

    — Этого мало?
    — Смотрите сами. В год футбольные школы Питера выпускают примерно 200 игроков. Допустим, 70 для большого футбола не годятся. Еще 30–40 под вопросом. Но остальные-то 70 надо всерьез изучать и доводить до нужного уровня. А за год это сделать невозможно. Вот и оказываются в других командах премьер-лиги Игнатович, Петров, Соснин, кто-то играет пока на уровне пониже. А все потому, что сразу их разглядеть и оценить не смогли. Поэтому «Зенит-2» как раз и поможет компенсировать нехватку этого времени. К тому же уровень второго дивизиона в нашем регионе достаточно слабый, и наверняка на второй год будет поставлена задача выйти в ФНЛ. До этого уровня такая команда точно нужна.

    — Напоследок у меня вопрос не по теме. Едва Радченко стал помощником Спаллетти, как для разговора Дмитрия с журналистами стало необходимо специальное разрешение. Стал тренером Семак — на общение с ним сразу наложено вето. Подписали контракт с Лодыгиным, тот и сам бы рад дать интервью, но и ему разговаривать уже нельзя. Можете объяснить, кто накладывает это вето и какую этим преследует цель?
    — Это вообще больная тема — отношения клубов и футболистов со СМИ. Футбол ведь публичная профессия, часть общей жизни, и во всем мире понимают, что журналисты куда-то ходят и звонят не просто так, а для того, чтобы эту жизнь, интересную очень многим людям, освещать. Но у нас, к сожалению, отношение к журналистам специфическое. А кто в «Зените» устанавливает запрет на общение? По-моему, очевидно. Это может сделать один человек. Главный в клубе на уровне Петербурга.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»