На днях делегация российских тренеров вернулась из Голландии, где, как сказали бы раньше, «перенимала зарубежный опыт». В ее составе был и заслуженный тренер России Марк Рубин, отвечающий на Северо-Западе за воспитание тренеров: Марк Абрамович возглавляет Центр по подготовке и лицензированию наставников. Как готовят в Голландии игроков и специалистов? В чем наши «коучи» уступают иностранным? Чем Гус Хиддинк отличается от Дика Адвоката и почему в России тренеров теперь будут обучать по-новому — и как — на эти вопросы Рубин ответил в интервью «Спорту».
На днях делегация российских тренеров вернулась из Голландии, где, как сказали бы раньше, перенимала зарубежный опыт. В ее составе был и заслуженный тренер России Марк Рубин, отвечающий на Северо-Западе за воспитание тренеров: Марк Абрамович возглавляет Центр по подготовке и лицензированию наставников. Как готовят в Голландии игроков и специалистов? В чем наши коучи уступают иностранным? Чем Гус Хиддинк отличается от Дика Адвоката и почему в России тренеров теперь будут обучать по-новому и как? На эти вопросы Рубин ответил в интервью «Спорту».
Наши проиграли конкуренцию
— Расскажите о цели поездки, кто составил вам компанию?
— Командировку организовал РФС. Участвовали российские тренеры, которые впоследствии будут обучать наших тренеров ремеслу, отвечать за получение ими лицензий различных категорий. В составе делегации были такие известные представители профессии, как Валерий Непомнящий, Николай Киселев, Александр Кузнецов, Валерий Нененко, Андрей Талалаев, ваш покорный слуга, другие… Неделю изучали в подробностях голландский футбол, то, как он устроен, систему подготовки игроков, тренеров.
— Где побывали?
— Располагались на базе Федерации футбола города Зейст, это на западе. Голландия небольшая страна, до любого города той части, где мы находились, можно быстро добраться, будь то Амстердам или Утрехт. Побывали во многих клубах. Смотрели занятия, общались с тренерами, слушали лекции, изучали новое и набирались опыта.
— Почему именно Голландия?
— Тренеры этой страны продолжают оставаться на гребне популярности, они востребованы. К тому же голландцы играют заметную роль в нашем футболе. Технический директор РФС — Берт ван Линген. Главный тренер сборной — Дик Адвокат. Технический директор женских сборных команд России, Вера Паув, — тоже голландка. Еще недавно со сборной работал Гус Хиддинк. Но нельзя сказать, что РФС придерживается голландского направления. Весной была подобная поездка в Германию, потом — в Бельгию. Визит в Голландию еще был связан с тем, что в России образована Академия тренерского мастерства. Она придет на смену Высшей школе тренеров. Академию, кстати, возглавил наш земляк бывший игрок «Зенита» Дмитрий Баранник, он и был руководителем делегации в Голландии. Академия будет базироваться на территории Лужников, где есть необходимая инфраструктура. Сам стадион «Лужники» забрали у прежних хозяев и передали в распоряжение РФС, это теперь национальная арена — как «Уэмбли» в Англии.
— Чем академия будет отличаться от Высшей школы?
— Приведу простой пример. В Европе обучение на лицензию PRO, самую высшую категорию, стоит до полутора тысячи евро. У нас, чтобы получить такую лицензию, нужно было заплатить больше десяти тысяч. Цены на другие лицензии — А и В — тоже были задраны. Это и останавливало многих, желавших пробиваться наверх овладевать тренерским мастерством. Другой момент — Высшая школа тренеров располагалась в Российском университете физкультуры, руководил ею Андрей Лексаков, занимавший пост главы кафедры футбола этого вуза. Акцент делался на теоретические занятия — они подразумевали глубокое изучение биологии, психологии, физиологии, методики спортивной подготовки. В академии планируют больше внимания уделять практике.
Хотел бы сказать, что подготовка футбольных тренеров — насущный для России вопрос. Наши специалисты уже проигрывают конкуренцию иностранцам во внутреннем чемпионате. Причины — недостаточный уровень подготовленности и зависимость наших тренеров «от обстоятельств». Наставник из-за рубежа не знает, что такое сыграть договорной матч.
Возиться, а не натаскивать
— Как же работает голландская система?
— Нам показывали футболистов разного уровня. Были и откровенно слабые мальчики и девочки, которые с трудом попадали по мячу. Основное отличие от России в том, что у нас натаскивают на результат. Для любого детского тренера Петербурга главная задача — занять первое место, набрать больше очков. Это мерило всего. В итоге тренеры делают ставку на физически сильных, может, более нахальных ребят. Остальные отсеиваются. Представьте, пареньку всего 7–8 лет, а на нем уже ставят клеймо «бесперспективный». Кому-то в раннем возрасте не хватает силенок, кто-то не способен понять указания тренера, не справляется психика.
В Голландии же с ребятишками возятся. Никто не обращает внимания на такие понятия, как «интенсивность тренировки», «объем тренировки», «плотность занятия». Если надо, тренировку останавливают, все тщательно объясняют, показывают, разжевывают. Так происходит до тех пор, пока ученики не начнут делать то или иное упражнение правильно. Наш тренер порой мяч бросит — и свистит. Смотрит лишь за тем, чтобы никто друг друга не убил, лоб не расшиб.
Другое преимущество в том, что детский футбол в Голландии имеет приоритет. Взять стадион клуба «Утрехт», этого современного красавца. Вокруг него — около ста полей с различным покрытием. На одном газоне тренируются профессиональные футболисты, на соседнем — дети разных возрастов. Заметил, что в Голландии спортивные комплексы расположены друг от друга на расстоянии не более чем два километра. Чтобы всем было доступно. Рядом с полями там не «вагончики для строителей», как у нас, а каркасные сооружения, где можно раздеться, выпить горячего чая, перекусить. Арены оборудованы трибунами, удобными раздевалками, офисами с техникой. Все продумано.
— А у нас?
— У нас полей мало. А те, что появились, используются в коммерческих целях. Дети из футбольной школы, допустим, тренируются два часа в день. На все остальное время поле сдают в аренду. Меня поразил в Голландии один факт. Там есть два города — Волендам и Заандам. Находятся рядышком. В Заандаме Петр Первый начинал плотником. Население Волендама сегодня — 15 тысяч человек. Стадион же вмещает... 16 тысяч! Без боковых дорожек, с козырьком, уютный.
— Что ж, и проблем в Голландии нет?
— Есть проблема. Лучшие игроки все-таки вынуждены уезжать в другие страны. Зарплаты в голландских клубах меньше, чем в топ-клубах Европы. Выделяются три клуба — ПСВ, «Аякс», «Фейеноорд». В остальных игроки зарабатывают на уровне нашего первого дивизиона, 15–20 тысяч евро в месяц. В Италии, Испании, Англии получают, конечно, на порядок больше. Тем не менее голландцы не унывают. На смену ушедшим игрокам приходят новые, они становятся звездами. И сборная Голландии, не надо забывать, — серебряный призер чемпионата мира.
— В недавнем матче чемпионата Голландии «Утрехт» победил «Аякс» со счетом 6:4. Удивительно для нашего времени...
— Голландский футбол ориентирован на атаку. Когда этот матч был сыгран, мы как раз были в Голландии. Булыкин, сделавший дубль, раздавал интервью. Зрелищный футбол — еще и экономическая подоплека. Люди знают, что увидят хорошую игру, заполняют стадионы. Клубы живут в основном за счет продажи абонементов. В России их так же удачно реализует только «Зенит». Я уже не говорю о сервисах, которые окружают футбол в Голландии: шикарные кафе, стоянки у стадиона, сувениры, музыка, пиво рекой… Менеджмент голландских клубов — на высочайшем уровне. Это не как у нас, где олигарх порой кинет деньги, а потом придет в раздевалку и продиктует тренеру состав на матч.
— Некоторые, видя, сколько голов забивается в чемпионате Голландии, называют такой футбол деревенским.
— «Твенте» показал цену таким разговорам. Хотя этот клуб не относится к тамошним грандам.
Романцев состарился раньше, чем Арагонес
— С вами в Голландию ездили уже немолодые тренеры. Они способны меняться, воспринимать новый опыт?
— Все умные люди меняются. Возраст — не данные паспорта, а состояние души. Арагонес выиграл в 70 лет чемпионат Европы с Испанией. Рехагелю сколько было, когда он сделал Грецию чемпионом (66. — «Спорт»)? Морозов работал до седых волос. А можно состариться, как это сделал Романцев, он, напомню, отошел от тренерской деятельности, когда ему еще не исполнилось 50. Говорят, когда Червиченко продал «Спартак», Олегу Ивановичу уже необязательно было работать. Разные могут быть причины. Профессиональный тренер должен обладать знаниями; уметь ставить цель, исходя из возможностей, применять нужные методы для ее достижения.
— С Непомнящим обсудили его неудачи в «Томи»?
— Там просто команда никому не нужна. Правительство России ищет спонсоров, старается помочь команде, а губернатору Томской области до футбола и дела нет. Спонсоры, видя, что с ними ничего не обсуждают, не пытаются заинтересовать, уходят.
— Талалаев тоже вправе жаловаться на судьбу.
— В «Ростове» ему сказали, когда назначили на пост главного: «Ты должен взять в двух матчах четыре очка». Он сыграл вничью с «Томью» и проиграл с минимальным счетом «Спартаку». Его тут же сняли.
— Может, зря соглашался?
— А там разговор жесткий. Что скажут, то и должен делать. Не справился — до свидания. Знаю, что Талалаев несправедливо пострадал и в материальном плане.
— Как оцените работу Дика Адвоката, голландского тренера?
— Как и все европейские тренеры, Дик не поддавался давлению прессы, других специалистов, которые советовали ему обновить состав. Поэтому игроки сборной были спокойны, играли практически в одном составе и задачу выполнили. Хотя, надо признать, группа попалась не самая сильная. Другое дело, что за этой сборной нет смены. Кто будет играть через год?
— Появились Шишкин, Глушаков, Кокорин, Дзюба.
— Они появляются, а завтра могут исчезнуть, как Ионов. Надежной смены все-таки нет. Но об этом должен думать не Адвокат, голова которого и так пухнет от проблем сборной, а руководители РФС. Вторая сборная должна «обкатывать» кадры. Красножан должен привлекаться к работе с первой сборной — тогда будет польза, взаимообмен.
— На фоне наставника россиян Хиддинк, похоже, потерпел крушение со сборной Турции.
— Ну вы читали, что сказал про Хиддинка хорватский тренер Блажевич еще перед «стыками»? Что Хиддинк — проходимец, которому незаслуженно платят миллионы. У нас его превознесли те, кто хотел получить кусок от пирога, частичку славы. Так часто в России бывает. Вспомните, когда работал в «Зените» Петржела: обсуждали его собак, супругу, походы в казино... Тренер, на мой взгляд, должен быть другим. Его профессиональная сторона, да, должна быть открыта окружающим. Да и то не вся.
— Типичный пример — тот же Адвокат.
— Он не рисуется, не делает популистских заявлений, на вопросы отвечает четко, всегда берет под защиту игроков. У нас ведь и в детском футболе так: тренер проиграет и говорит в оправдание: «Да у меня Петя и Коля — нули полные!» Западный наставник никогда не скажет про игрока, что тот плохой. Во-первых, он понимает, что неважная игра футболиста — в том числе его вина, во-вторых, понимает то, что задача тренера — не критиковать, а исправлять ошибки.
— Когда-то Владимир Перетурин, глядя на игру звезд голландского футбола Гуллита, Райкарда, произнес в эфир: «Пора и нам завозить отцов из Суринама». Работает эта политика в Голландии?
— Еще как. Они продолжают завозить темнокожих ребят из разных стран, в том числе бывших колоний, того же Суринама. Предоставляют им хорошие условия. При этом в Голландии нет никаких противоречий на почве национального вопроса. Никто не считает этих ребят людьми второго сорта, на тренировках — смех, веселье, все друг с другом обнимаются.