• Заслуженный тренер России Борис Михайлов: «В наше время нужны герои. И Харламов подходит на эту роль»

    30.04.13 00:59

    (Фото: РИА «Новости»)

    — Понятно, почему тебе фильм о Харламове понравился. Ты ведь у нас «хоккеистка», — признался мне недавно один знакомый. И резюмировал: — Лично мне твои «клюшкари» до лампочки. Правильно говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрев через какое-то время «Легенду № 17», он свое мнение поменял. И если раньше никогда не интересовался хоккеем, то теперь засыпает вопросами. Недавно позвонил и спросил: ты действительно знаешь того самого Михайлова? Память тут же вывела на «экран сознания» картину: жаркое лето, база СКА в Финляндии. Измученные отнюдь не боржомом игроки буквально «выползают» со льда. Следом шагает Борис Петрович и разносит какого-то «грешника» в пух и прах. Игрок смотрит на него словно кролик на огромного удава. Как говорилось в фильме «ДМБ»: «В воздухе носился страшный дух праздника...»

    Мой фотограф, не желая «получить пулю в лоб», залег в кустах, чтобы отснять тренировку. В итоге был замечен Петровичем и тоже попал под горячую руку. Мне стало страшно, как кисейной барышне. Впрочем, уже совсем скоро Михайлов сменил гнев на милость. И перед нами возник очень остроумный и, как выяснилось позже, справедливый тренер, который гостеприимно принял «земляков» на базе своей команды.

    Конечно, Бориса Петровича помнят и уважают питерские любители хоккея. Ведь в армейской команде он проработал более десяти лет. Недавно он, как и многие, тоже посмотрел фильм «Легенда № 17» и нисколько не обиделся на то, что ему в нем отвели скорее эпизодическую роль. Впрочем, наша беседа не ограничилась обсуждением фильма.

    Внук сказал: «Дедушка, мне фильм очень понравился!»

    — Понравился вам фильм про Харламова «Легенда № 17»? Насколько достоверно снято?
    — На сто процентов. Фильм мне очень понравился. Здорово играют актеры. У них получилось достоверно передать образы Харламова и Тарасова. Естественно, на своих прототипов они внешне не похожи, но подмечены тонкие детали, изюминка: жесты, мимика, манера разговора. Конечно, присутствует в фильме и определенный художественный вымысел. Но это несущественно. Самое важное, что фильм о людях, которые своим трудом, самоотдачей добывали славу нашей родине. Очень важно, что в фильме показано, с каким патриотизмом надо биться на международной арене. Так что мое мнение: фильм очень приличный, а рассказанная история — поучительная.

    — Жаль, многое не рассказано про семью главного героя или вашу великую тройку...
    — Весь сюжет закручен вокруг трех персонажей: Харламова, Тарасова и партийного работника. И ничего плохого не вижу в таком подходе. Если расписывать все подробно — двух часов не хватит. Главное, передана общая атмосфера того времени на сто процентов.

     

    — Вам удалось пообщаться с президентом Владимиром Путиным? Он спрашивал вас про фильм?
    — Сказал ему примерно то же, что и вам. Побольше бы таких фильмов.

    — Похоже, он вдохновил ребят из юниорской сборной России на первый матч чемпионата мира с командой США, который проходил в Сочи. Ведь в упорной борьбе они обыграли сильного соперника — сразу после просмотра фильма. Так ведь?
    — Не сомневаюсь. Знаете, когда в зале зажгли свет, зрители стоя аплодировали. Вообще снимать кино про спорт очень трудно. Надеюсь, после выхода в свет фильма «Легенда № 17», который удался со всех точек зрения, начнут появляться и другие не менее интересные картины. Говорят, устами младенцев глаголит истина. Мой внук, сын Егора Михайлова, после сеанса восторженно произнес: «Дедушка, мне все очень понравилось!» А ведь ему всего шестой год! И старшая внучка ходила и тоже хвалила.

    Эспозито — нормальный мужик, но в то время мы с ним бились как на войне

    — А как вам Фил Эспозито — главная звезда канадцев? По-моему, он выглядит с такими баками на щеках весьма комично. В жизни он значительно милее.
    — Недавно вашей коллеге говорил: не стоит придираться к мелочам. Режиссер увидел его таким. Да, в жизни Фил — нормальный мужик, но в то время мы бились как на войне.

    — Поколения игроков меняются, а дух нашего хоккея сохраняется?
    — Думаю, сохраняется. Иначе бы мы не побеждали.

    — А что вообще за человек был Валерий Харламов?
    — Порядочный, хороший. Любил семью, детей. Настоящий патриот. Когда ему предлагали очень хорошие деньги, он не уехал в НХЛ, а остался в СССР. В наше время нужны герои, на которых можно равняться. И Валерий Харламов отлично подходит на эту роль.

    — Кстати, не так давно в Петербург приезжали канадцы той самой серии 1972 года на встречу с нашими ветеранами. Но вас не было. Почему?
    — Лежал на обследовании.

    — Следите ли вы сейчас за судьбой питерского СКА?
    — А как вы думаете, если отдал команде с берегов Невы столько лет? Конечно, слежу и переживаю. И могу сказать, что мне нравится, как команда изменилась за эти годы. Думаю, и вам такие перемены должны нравиться.

    — К сожалению, в нынешнем сезоне питерцам вновь не удалось завоевать Кубок Гагарина. Надеюсь, у спонсоров не пропадет желание вкладывать в нее средства…
    — Сыграли как сыграли. А городу хоккей нужен. Команду СКА в Питере любят, как и хоккей вообще. Уверен, никто от них не отвернется.

    — Москвичам уже второй год подряд везет. Даже завидую немного «Динамо» — снова Кубок Гагарина выиграли…
    — Видимо, Олегу Знароку удается найти нужные рычаги влияния на своих игроков. Многое зависит и от руководителей команды.

    — У «Динамо», говорят, отличная учебно-тренировочная база. В то время как у СКА пока нет «своего дома». Насколько важна в нынешнее время собственная база?
    — Вопрос про базу вам лучше руководителям СКА задать, а не мне. Здесь многое зависит от тренера, его подхода к учебно-тренировочному процессу. Понятно, что в наше время вопрос о базе не стоял вообще: мы на ней постоянно жили.

    Предупредительный выстрел — отправить игрока на лавку

    — Борис Петрович, в свое время вам удалось выиграть чемпионат мира в качестве главного тренера. Скажите, что вы думаете о составе нашей сборной на предстоящий чемпионат мира?
    — Мое мнение, что состав должен быть одним из сильнейших, а уж это забота тренера сборной и его помощников. Комментировать действия тренера бессмысленно. Ведь только он знает, под какие задачи и кого приглашает в команду.

    — Но у нас все любят советовать, кого и куда тренеру ставить на площадке, кого приглашать в команду, а кого не приглашать. Вы, вижу, даже не обсуждаете подобные вещи?
    — Подобные обсуждения-рассуждения — извечная проблема. На мой взгляд, некорректно говорить на эти темы. Если тренер Билялетдинов посчитал, что нужно брать того или иного игрока, значит, прав. Поскольку он, и никто другой, отвечает за результат.

    — Кстати, вас тут в Питере частенько вспоминают добрым словом, например Александр Юдин все время вас цитирует. Помните такого?
    — Конечно. Сашка отличный парень и хоккеист: честный, порядочный. Всегда говорил то, что думает. Знаете, есть такие люди, которые не боятся высказывать свое мнение.

    — Он, кстати, не так давно рассказал нашей газете историю о том, как однажды поехал на сбор в Финляндию, но вместо клюшек взял удочки. И очень боялся, что вы узнаете и ему влетит. Поэтому ему срочно пришлось переделывать чужие клюшки под свои руки. Иначе, говорит, вы бы его там и «похоронили», на сборах.
    — Похоронить бы не похоронил, конечно, но втык он получил бы непременно.

    — А какое самое страшное наказание за провинности вы применяли?
    — Для любого игрока самое страшное наказание — отчисление из команды. Особенно в наше время так было. Когда парень попадает на лавку, это, что называется, предупредительный выстрел. Но отчисление…

    — Теперь, говорят, игроками так не разбрасываются. И тренерам приходится порой терпеть выходки своих подопечных…
    — Раньше мы жили в закрытом обществе. Сейчас страна открытая, и у игроков появилось больше возможностей трудоустроиться: команд намного больше. К тому же игроки получают другие зарплаты. Времена меняются, и тренерам приходится подстраиваться под другие жизненные обстоятельства.

    В КХЛ из Европы надо приглашать только лучших

    — Вы приветствуете тот факт, что с каждым годом география КХЛ расширяется и в нашей лиге играют иностранные команды?
    — Не вижу в этом ничего плохого. Но не стоит брать в российскую лигу команды, которые не подходят по классу, уровню КХЛ, ведь они не способствуют развитию отечественного хоккея. Если приглашать, то только лучших из лучших. Немаловажно это и с политической точки зрения — расширение в Европу. Мое мнение: огульно брать иностранные команды в КХЛ нельзя. Сначала надо внимательно изучить, какая у них инфраструктура, есть ли соответствующий дворец, база и каковы финансовые возможно­сти и уровень игроков, которые за нее выступают.

    — Кстати, о сильных командах и игроках. В нынешнем сезоне в НХЛ разразился очередной локаут, и российские команды усилили лучшие хоккеисты планеты. Однако накануне самого интересного — плей-офф КХЛ — сезон за океаном решили возобновить. И игроки были вынуждены вернуться за океан. Честное слово: ведут себя как собака на сене. Может, они специально нам навредить хотели?
    — Нет, не специально. Вообще не надо нашу лигу с НХЛ сравнивать. НХЛ — коммерческая структура, которая зарабатывает деньги. Очень большие деньги. Когда они разобрались в своих финансовых делах и боссы команд договорились с профсоюзом, тогда и возобновили сезон. О нас там вообще никто не думал. Так что вопрос окончания локаута не имеет ни к КХЛ, ни к нашему хоккею никакого отношения. Что касается приезда в Россию лучших игроков из-за океана, то для развития нашего хоккея это очень хорошо. Конечно, было бы здорово, чтобы таким мастерам дали провести в КХЛ весь сезон, но…

    — Думаю, вы не станете спорить, что самый главный турнир для сборной России — Олимпиада. И все же насколько важно победить на чемпионате мира, который каждый год проводится?
    — А как же? Конечно, важно! Очень важно. Ведь чемпионат мира — этап подготовки к Сочи. Здесь на чаше весов не только престиж страны, но формирование психологии победителей. Для тренера чемпионат мира — генеральная репетиция перед Олимпиадой.

    Места и медали должны распределяться в «гладком» чемпионате

    — Однако хочется вас вновь спросить о нашей питерской команде СКА. Как думаете, почему СКА никак не выиграть в плей-офф?
    — Знаете, какое мое мнение на этот счет? Борьба за Кубок Гагарина и чемпионат — две разные вещи. Места и медали должны распределяться в «гладком» чемпионате. И победителем чемпионата России становится та команда, которая выиграла «регулярку». Ну а Кубок Гагарина пусть вручают за победу в плей-офф.

    — Когда вы тренировали СКА, у вас не было возможности покупать дорогостоящих игроков. И тем не менее вам удавалось выжимать из команды все что можно и попадать в плей-офф. За счет чего? Держали парней в ежовых рукавицах?
    — Без жесткой дисциплины ничего не выиграешь. Здесь вообще многое зависит от взаимоотношений тренера и игроков. Если игроки видят, что тренер уважает их труд, а они уважают его труд, то все получается.

    — Вас считают довольно строгим тренером. А если честно, признайтесь, в душе нелегко было закручивать гайки, отчислять игроков из команды?
    — Конечно, по-всякому бывало: выгонял и прощал. Но раз болельщики не видели моих переживаний, значит, мне удалось их очень хорошо скрывать.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»