• Заслуженный тренер России Анатолий Штейнбок: «Мы хотим, чтобы «Спартак» выжил»

    03.06.14 01:39

    Заслуженный тренер России Анатолий Штейнбок: «Мы хотим, чтобы «Спартак» выжил» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Ситуация вокруг баскетбольного «Спартака» немного утихла. Не очень понятно, почему, ведь клуб по-прежнему не спасен. Прогремели заявления с разных сторон, петиции, пресс-конференции, но результата нет.

    Однако молчать — дело последнее. Пока точка окончательно не будет поставлена (быть клубу или не быть), «Спорт День за Днем» собирается следить за ситуацией.

    Сегодня мы предоставляем слово заслуженному тренеру России Анатолию Штейнбоку, который высказал свое видение будущего «Спартака».

    Системный сбой

    — У каждого свое мнение. Однако не все понимают, что произошло со «Спартаком», — начал Штейнбок. — Эта ситуация возникла не спонтанно, не сегодня и не вчера. Она тянется давно. Проблема в систематическом сбое.

    Клуб играет в прекрасном баскетбольном дворце — лучшем в России. Там можно не только комфортно тренироваться, но и играть на постоянной основе. Деньги, чтобы выступать в сезоне-2013/14, тоже нашлись. Да, это не такие большие деньги, в НБА с таким бюджетом не выступишь. Однако этого финансирования достаточно для выступлений в Единой лиге ВТБ. Для того, чтобы занимать по итогам сезона места с третьего по шестое. Есть команда «Триумф» с меньшим бюджетом, выступившая более успешно. Есть «Нижний Новгород», где минимум иностранцев. Оба этих клуба показывают достойный баскетбол. Повторюсь: на мой взгляд, неудачное выступление «Спартака» — это системный сбой.

    Руководить красно-белыми был назначен человек, который хорошо разбирается в деньгах. По итогам сезона он полностью отчитался за финансы, предоставленные команде. Однако меня больше беспокоит спортивный результат. Кто должен отвечать за него?

    Объясню, что я вкладываю в понятие «системный сбой». Это касается трех команд: мужской, молодежной и ДЮБЛ.

    В главном коллективе мы увидели две пары тренеров: латышскую и русскую. Все четыре наставника — высококвалифицированные. Но, как мне кажется, им трудно ужиться в одной берлоге. Четыре тренера — слишком много. Когда на скамейке сидят сразу столько специалистов, командой сложно управлять. У всех свое видение. Даже в «Зените», где игроков больше, столько тренеров на скамейке нет.

    Для команды юношей был нанят специальный иностранный специалист. Мое мнение — это тренер не самой высшей квалификации. Он всегда работал на начальной подготовке игроков, но не был погружен в соревновательный процесс. Раньше у нас команды из Фрунзенского, Центрального, Адмиралтейского районов выигрывали крупные турниры. Сейчас многие ребята оттуда выступают за спартаковский ДЮБЛ. В результате мы получаем ситуацию, при которой районные команды ослаблены. Городские юношеские сборные в этом сезоне не смогли одержать победы во всероссийских турнирах. Когда такое было? ДЮБЛ «Спартака» ведь тоже ничего не выиграла. Разрушилась система городского юношеского баскетбола. Подготовка выстроена неправильно.

     

    Все начнется заново?

    — Должна быть преемственность. Возьмем, к примеру, наш интернат — баскетбольную школу, которую я курирую, — продолжил Штейнбок. — Мне неудобно об этом говорить, но вспомним времена Кондрашина, когда интернат полностью «закрывал» игроками и взрослую, и молодежную команды. Конечно, мы не претендуем, чтобы в «Спартаке» работали наши тренеры.

    Система в питерском клубе долгосрочная. Она рассчитана на будущее. Но сейчас мы видим, в какой ситуации оказалась команда. Куда деваться игрокам? Уверяю вас, они не пропадут. Найдут, где играть.

    Система интернатов, финансируемых за счет бюджета, выстроена в Краснодаре, в Химках. А в Петербурге нет четкой системы: когда интернат должен передавать игроков «Спартаку», чему он должен их учить? Просто получается так, что мы готовим баскетболистов по своей системе, потом они уходят в профессиональную команду, и там их учат уже чему-то другому. Это не вина тренеров. В команде мастеров, равно как и в молодежных сборных «Спартака», собраны специалисты, знающие свою «кухню». Но ведь они сами не могут наладить всю эту систему передачи игроков. Они работают по той системе, которая им предписана. И все-таки не могу не отметить, что иностранные специалисты не заинтересованы в развитии нашего, петербургского баскетбола. Если они проиграют — уйдут.

    Я много говорил с различными тренерами. Они знают, что должны показывать определенный результат. Но они не знают, как выстроена система. Поэтому им нужно это объяснить.

    В «Спартак» могут прийти новые люди. Новое руководст­во. И, получается, все начнется заново? Заново выстраивать все эти отношения?

    Будущее детских школ

    — Всем этим должно заниматься руководство «Спартака», — считает Штейнбок. — В будущем нужно всерьез задуматься о целесообразности трат. Ведь в Петербурге работает очень много баскетбольных школ, а результатов на молодежном уровне нет. Кто-то должен отвечать за такие итоги. Если мы сделаем разбор полетов — легче не будет, но не хочется, чтобы детский баскетбол страдал в будущем. Не хочется, чтобы в Петербурге закрывались детские школы.

    Новое руководство «Спартака», если оно будет, должно пересмотреть концепцию команды. Я уже сказал, что «Триумф» выступил лучше красно-белых, хотя их бюджет меньше. По­этому ссылаться на то, что нет денег, не стоит.

    Есть еще одна проблема — посещаемость. Во время последнего домашнего матча сезона сделали хорошую акцию, ребята смогли посетить игру бесплатно. Была хорошая погода. Пришло очень много людей. Но были матчи, когда посещаемость оказывалась очень низкой.

    На матч против «Триумфа» пришли 4500 человек — это означает, что в Петербурге любят баскетбол. Я могу вспомнить праздник, когда всех детей-спортсменов поздравляли с их успехами, — на него пришло большое количество народа. Много детей, их родители… Эти люди пришли посмотреть не на игру, а на своих детей. Это явление, которое тоже можно использовать в политике клуба.

    Я не хочу учить, наставлять кого-то. Мое дело — учить детей баскетболу.

    На каждый талант — 5–6 команд

    — Я слышу упреки и в сторону интерната, — продолжил Штейн­бок. — Кто-то говорит, что мы неправильно работаем. На всякий случай представлю вам послужной список интерната. Мы подготовили 10 заслуженных мастеров спорта, перечислять их всех вам не буду, назову лишь такие фамилии, как Карасев, Пашутин, Кириленко, Понкрашов. Мастеров спорта международного класса — 20. Чемпионов и призеров Олимпийских игр — 7. Наши выпускники играют почти во всех больших российских командах. Некоторые «затесались» в НБА. Говорят, Кириленко не наш, но он учился у нас три года. Мы не говорим, что вырастили россыпь звезд, но многих мы нашли в детских школах города и помогли им стать мастерами. Это не хвалебное слово интернату, я просто хочу сказать, что система хорошо работала.

    Чтобы поступить в наш интернат, не нужно никаких взяток, по статистике, мы берем 25 процентов детей из неблагополучных семей. Чтобы выиграть борьбу за юных игроков у таких команд, как ЦСКА, «Химки» и другие, мы предлагаем молодым дарованиям все необходимые условия. На каждого талантливого игрока находится 5–6 команд, которые хотят его заполучить. Поэтому еще раз хочу повторить, что мы не берем денег за поступление.

    Возвращаясь к теме «Спартака», надо сказать, что, если мы как-то можем помочь команде, мы готовы это делать и полностью заинтересованы в том, чтобы клуб продолжал существование.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»