Карьеру футболиста Александр Тарханов завершил в 1987 году в ростовском СКА и сразу приступил к работе на тренерской должности. В последующие 20 лет Александр Федорович поработал с более чем десятью клубами, в том числе с московскими «Спартаком», «Торпедо» и ЦСКА, подмосковным «Сатурном», самарскими «Крыльями Советов», а также помогал Олегу Романцеву в сборной России.
— Александр Федорович, вам не трудно было заканчивать карьеру игрока?
— Нет, мне было совсем не сложно. Потому что я к тому времени уже не получал удовольствия от футбола, закончил и сразу перешел на тренерскую работу. Поэтому все прошло легко.
— В ваше время вообще сложно было найти себя футболисту после окончания карьеры?
— С одним условием — к этому нужно было готовиться заранее. Я хотел стать тренером, знал, что буду поступать в ВШТ. Поэтому делал все, что нужно, в этом направлении. Хотя был вариант продолжения карьеры в ГДР или в Венгрии, можно было там и денег заработать. Но я решил, что пойду учиться на тренера.
— Перестроиться с психологии игрока на психологию наставника было не сложно?
— Нет, ведь я, когда в остове закончил, сразу и остался там тренером, поэтому распорядок у меня был такой же, как у футболиста. Потому что тренер всегда с командой, проблем здесь нет.
— Кроме игрового и тренерского продолжения карьеры были у вас еще варианты?
— Да, я был секретарем партийной организации, поэтому одно время хотели, чтобы я закончил высшую военно-политическую академию. Но я решил остаться в футболе.
— На ваш взгляд, какому поколению игроков проще заканчивать карьеру нынешнему или вашему?
— Я думаю, что нынешним футболистам заканчивать карьеру гораздо легче. Сейчас они более обеспечены, чем было в наше время. Раньше, заканчивая играть в футбол, ты автоматически переставал зарабатывать большие деньги — футбол кормил только во время игровой карьеры. И тех денег, что зарабатывают игроки в настоящее время, тогда и близко не было. То есть сейчас у заканчивающих карьеру футболистов есть определенный запас прочности.
— Это с материальной точки зрения. А с точки зрения возможностей?
— Опять же сейчас проще — можно и бизнесом заняться, и агентом стать. А тогда — или ты тренер, или никто. Конечно, из «Динамо» можно было попасть в МВД, из армейских команд можно было уехать за границу дальше зарабатывать деньги. А вот в профсоюзных командах, конечно, было сложно.