Питерские армейцы победно стартовали в новом сезоне, обыграв на выезде омский «Авангард» и екатеринбургский «Автомобилист». Своим мнением об игре подопечных Ялонена поделился постоянный эксперт нашей газеты, заслуженный мастер спорта Александр Юдин, а заодно рассказал, как сделать десятерной тулуп и кому из игроков валить лес под Хабаровском.
Три звена СКА сейчас могут порвать кого угодно
— Какое впечатление оставили первые два матча СКА в новом сезоне?
— Шикарное: порвали такую сильную команду, как «Авангард». Потом победили «Автомобилист». При этом в сумме забросили 11 шайб.
— Показалось, что первый период в матче с «Авангардом» складывался нелегко: шайбы градом посыпались не сразу…
— Просто играли две сильные команды, никто не хотел уступать. Потом у омичей случился провал в игре: они начали пропускать шайбы одну за другой. Питерским болельщикам сразу стало не скучно, а вот у игроков «Авангарда» случился настоящий шок: им на ровном месте три шайбы отгрузили.
— Наставник «Авангарда» Петри Матикайнен правильно сделал, что не поменял вратаря? Теему Лассила провел на льду все 60 минут.
— В такой ситуации хорошего вратаря надо сразу менять, чтобы он избежал психологической травмы. Надо беречь внутренний мир своего голкипера.
— Капитан питерцев Илья Ковальчук в первом матче выходил в тройке со Шипачевым и Тихоновым, а во втором — со Шипачевым и Кетовым. Похоже, пока стабильных партнеров у него нет?
— Думаю, Кетова и Шипачева брали в паре — с прицелом на сборную. Если их наигрывать с Ковальчуком, то возникает вопрос: куда девать Тихонова, который вообще лучше всех играет? Мое мнение, надо подбирать тройку и под Виктора — он это заслужил. Вообще игровой состав — это конструктор «Лего», и только Ялонен знает, как его собрать. Ковальчуку нужен партнер, который будет вести шайбу на скорости: типа Тарасенко. То есть партнеры должны открыть пианино у ворот соперника, на котором Ковальчук и сыграет ему похоронный марш. Сейчас в команде три ударных звена, которые могут порвать кого угодно. Кстати, что касается иностранцев Торесен — Мортенссон — Червенка. Блестящая тройка. Однако недавно понял, что у них есть одна проблема. Раньше думал, что у ребят так называемый «синдром плей-офф». Ведь в «регулярке» они играли здорово, а в матчах на вылет были не так заметны.
С легионерами армейцев надо психологически поработать
— И в чем их проблема?
— Дело в том, что если первыми начинают забрасывать шайбы третье и четвертое звенья, они теряются. Если забивают первыми, то игра у легионеров идет как по маслу. Вспомните плей-офф. Артюхину, Федорову и остальным надо было подписывать контракты на следующий сезон, вот они и старались как могли: шайбы забрасывали. Иностранцы почувствовали, что лидеры уже не они, и потерялись. А так вообще тройка получилась замечательная, ударная, а Червенка — одно из лучших приобретений сезона: человек-гол. Такие нужны всегда. Так что все у них хорошо, только надо психологически немного поработать, гнать их вперед, мотивировать как-то.
— Одним из лучших игроков прошедших двух матчей стал Тихонов. Удивительно, но он здорово смотрелся как с Ковальчуком, так и с Панариным и Кучерявенко…
— Вот я и говорю, надо Витю в четвертое звено поставить, которое он вытащит «за уши».
— Четвертое звено получает меньше игрового времени. Можно и обидеться.
— На обиженных, сами знаете, воду возят. Помню, я в Череповце, выступая за «Северсталь», выходил в первом звене. Мы тащили команду, тащили, а потом приехал Рафаил Ишматов, что-то нашептал Сергею Михалеву, и меня перевели во второе звено, оно тоже начало забрасывать шайбы, потом другой тренер приехал и тоже что-то там на меня наговорил. Тогда я очутился уже в третьей пятерке: с Вадимом Епанчинцевым, Владимиром Вуйтеком и Русланом Нурдиновым. И мы вновь были на высоте. Когда игрок забрасывает и в четвертом звене, значит, он настоящий мастер. Это такая своеобразная проверка на профпригодность.
— За что ж вас так невзлюбили?
— Когда играл в хоккей, не припомню, чтобы мне кто-то помогал. Ни один тренер. Я считаю, игрокам надо помогать.
Бьешь Сушинского, а он еще быстрее из угла разгоняется
— Ваш хороший знакомый — Максим Сушинский — недавно простился с хоккеем и даже провел прощальный матч в Омске. У вас такого матча не было. Помню, что вы на моих глазах забили в ствол огромного дерева «золотой» гвоздь и торжественно повесили на него коньки. Может, еще не поздно прощальный матч провести?
— Конечно, уже поздно: сколько лет прошло. Что касается Сушинского, то он провел в «Авангарде» девять сезонов! И вывел команду на другой уровень. Я поиграл в разных командах и ни в одной не задержался так долго. Чтобы завершить карьеру таким образом, нужно, чтобы были спонсоры и т. п.
— Грустно смотреть, когда ваши сверстники завершают карьеру?
— А что грустить? Всему свое время. Мы вообще все умрем: рано или поздно.
— Наверное, у вас с Сушинским много историй связано?
— Вообще я всегда берег звезд. Мое дело было их запугать, но не сломать. Поскольку многие из них выступали за сборную. Помню, однажды, когда играли в Омске, разогнался, а Максим как раз в тот момент развернулся, да так, что его голова была у борта на уровне моего колена. Если бы тогда врезался в него, он бы сразу карьеру завершил. Затормозил перед ним и говорю на ухо: мог бы тебя сейчас на тот свет отправить. И знаете, что он мне ответил? Ты бы все равно не попал!
— Вы же всегда говорили, что хорошего игрока никто «подловить» у борта не может…
— Борис Петрович Михайлов на тренировках нас часто вместе ставил, когда борьбу в углах отрабатывали. Он прекрасно знал, что для меня Сушинский слишком юркий, и, тренируясь с ним, я смогу стать более поворотливым. А Макс, в свою очередь, учился противостоять игроку силового плана. Вроде ему неудобно и мне тоже, а в результате — росли в мастерстве. Причем его бьешь, а он только еще быстрее разгоняется и из угла выскакивает: так только Максим умеет делать.
Иногда надо засунуть хоккеиста куда-нибудь под Хабаровск — лес валить
— Да, как быстро бежит время. Еще недавно Су-33 был капитаном СКА. Теперь другой мастер носит капитанскую нашивку — Ковальчук. Жаль, в первых двух матчах очков Илья не набрал. Хотелось насладиться его мастерством…
— Илья уже все доказал в НХЛ. Надо просто немного подождать. Вообще за океаном игроки начинают обучаться только в процессе игры: приехали, немного над «физикой» поработали — и на лед. У нас обучение идет не только по ходу матчей, но и на «предсезонке», на тренировках. С нашими игроками работают умные головы: Юрзинов, Тихонов, Михайлов... Поэтому мы обладаем знаниями и умениями, недоступными для канадцев и американцев. Бывает, тренер на «предсезонке» подходит постоянно и указывает на какую-то ошибку, а ты думаешь, мол, надоел, скорей бы уже отстал. Но потом, в игре наступаешь на указанные десять раз тренером грабли и думаешь, как же он был прав. Один умный человек мне как-то сказал: если к тебе тренер подходит — радуйся. Если нет, значит, ты просто никому не нужен. Вообще трудная профессия — тренер. Он должен раз и навсегда забыть слово «жалость». Иногда надо засунуть хоккеиста куда-нибудь под Хабаровск — лес валить. Первое время он будет обижаться, мол, какой тренер плохой. Через пятнадцать дней подумает: и чего я в хороших условиях не тренировался? Пройдет месяц — что же я за дурак? Ведь все у меня было: и слава, и деньги! А еще через пять дней позвонит тренер, вернет его обратно в команду, и он заиграет как надо. Раньше ведь фарм-клубом СКА была команда «Звезда» из Оленегорска, городка под Мурманском. Там всего население — пара тысяч человек. Слева — волки, справа — Сибирь. А гостиница прямо во дворце. Все под одеялами спят, так как отопления нет. И еще тренер входит и говорит: берегите энергию, калории, так как на ужин денег нет.
— Все познается в сравнении…
— Зато когда после такой школы выживания попадаешь в хорошую команду, где на зарплату можешь купить «мерседес» и слетать с супругой в Италию, то уже на тренера не обижаешься. Он сказал, а ты — сделал. И все!
Знарок говорит: «Саня, врежь кому надо — и станешь тренером»!
— Давайте поговорим о других командах. Вас удивило, что канадско-хорватский «Медвешчак» разгромил ЦСКА нас старте чемпионата 7:1?
— В чем причина? Как сказал Владимир Петров, просто у нас штанишки большие были, а у соперника — маленькие (смеется). Хоккей — командный вид спорта: это вам не шахматы и не бокс. Если все действуют единым кулаком, то побеждают. Когда происходит дисбаланс, получаются такие провальные матчи.
— Правда, в следующем матче хорваты проиграли крупно рижскому «Динамо» –1:5…
— Выпили на радостях, что ЦСКА обыграли, вот и проиграли.
— А вот другой конкурент СКА на Западе — московское «Динамо» — сбоев не дает: все три матча выиграли!
— Что тут скажешь? Молодец Знарок. Идет верной дорогой. Вообще он мужик веселый. Помню, подошел ко мне и говорит: «Что, Саня, нигде тренером не берут? А ты подойди, врежь кому надо — и станешь тренером».
— А иногда руки чешутся?
— Люди стали другие. Наглых много. Мешает YouTube и отсутствие закона, разрешающего сделать два удара без последующего наказания. Впрочем, тут не всегда рассчитаешь, можно так ударить один раз, что ребра в легкие войдут и на пять лет в тюрьму загремишь.
— СКА продолжает восточное турне. Впереди игры с «Югрой» и «Барысом». Что можете сказать о будущем сопернике? Они пока не проигрывают.
— В «Югре» работают сразу три сильных тренера. Опасно. Одна голова хорошо, а три — уже Змей Горыныч. Еще в этой команде играет наш питерский парень — Кирилл Сафронов. Очень хороший защитник. Желаю ему удачи, ведь жизнь его прилично била. Пусть у него дальше будут только светлые полосы. Что касается «Барыса», то в прошлом сезоне их Владимир Крикунов тренировал, а значит, они благодаря заложенному багажу, физподготовке еще сезон спокойно отыграют при любом тренере.
У меня бы партнерша прыгала не тройной тулуп, а десятерной
— Лучшим защитником первой недели чемпионата КХЛ признан армеец Максим Чудинов. Ожидали?
— Хоккеисту главное забросить две шайбы: в начале сезона, чтобы в состав попасть, и вторую в конце — чтобы не выгнали из команды.
— И напоследок спрошу: видели ли вы шоу «Ледниковый период»? Там Алексей Яшин на фигурных коньках «цыганочку с выходом» исполняет!
— Не знал, что Яшин катается. Павла Буре в жюри видел. Если бы знал, обязательно посмотрел бы. Как сказал Путин, который сам встал на коньки: люди, не бойтесь пробовать новое. И он прав. Посмотрите, как всем понравилось, когда на Матче звезд КХЛ в Челябинске Ковальчук и Морозов с фигуристками танцевали. Все новое интересно. Надо идти вперед, развиваться.
— Правда, Михаил Боярский Капитана Россия немного покритиковал, сказал, что Яшину не хватает страсти, драматургии в глазах.
— Все правильно. Яшин умеет на коньках кататься, а актеры — нет. Зато они владеют актерским мастерством, в отличие от хоккеистов. Так что каждому надо работать над своими слабыми местами.
— Представила вас участником шоу…
— Я бы всех победил! Партнерша бы у меня не тройной тулуп крутила, а десятерной. Правда, здесь все четко: десять раз подкинул — десять поймать должен. В общем, обаял бы жюри и получил все шестерки. Так и вижу, как Татьяна Тарасова говорит: «В вас, Александр, пропал великий фигурист, как же я недоглядела?» (Смеется.)