После того, как «Зенит» сделал основную ставку на услуги высококлассных игроков-легионеров, даже лучшим «молодым и перспективным» воспитанникам петербургского футбола во главе с выпускниками зенитовской Академии приходится пробовать искать себя за пределами Санкт-Петербурга. Из многочисленных арен» назад в «Зенит» уже мало кто возвращался, да и пример того же Павла Могилевца, в Казани игравшего, а в Питере плотно севшего «на банку», как-то не вдохновляет... Разбредаются молодые игроки по всей России, а не затеряться удалось немногим. Навскидку приходят фамилии разве что Сергея Петрова в «Краснодаре», да Максима Канунникова в «Рубине»...
Однако в последние пару лет петербургские таланты стали с интересом посматривать не на Юг или Восток, а на Запад. В высшем дивизионе чемпионата Польши выступают бывшие зенитовцы Павел Комолов и Роланд Гиголаев, в Швейцарии — сделавший первые шаги в СДЮСШОР «Зенит», а заканчивавший в «Смене» игрок сборной Армении Артем Симонян, начинавший когда-то учиться серьезному футболу в школе «Автово» Томас Рукас к своим 19 годам успел поиграть за португальскую «Лейрию» и только что перешел в испанский «Хетафе». Но даже на этом фоне свеженький трехлетний контракт Андрея Яковлева с чешским «Яблонцем» стоит особняком: ведь 20-летний защитник перешел из молодежного состава «Зенита» в клуб, который этим летом начнет свой еврокубковый поход в Лиге Европы!
Конечно, сходу в основной состав «Яблонца» молодому новичку из России будет пробиться непросто, но автор этих строк, пообщавшись с самим Андреем накануне его отлета в Прагу, убедился: целеустремленности этому парню не занимать. Я бы даже рекомендовал всем поклонникам бородатого анекдота «Было у отца три сына — двое умных, а третий футболист...» хотя бы раз поговорить с Яковлевым. В свои 20 лет футболист отменно воспитан, свободно владеет английским языком — и, главное, уже успел получить высшее образование!
Как получить диплом в 20 лет
— Буквально за пару дней до отъезда в Чехию удалось защитить диплом на «отлично», — довольно улыбнулся Андрей.
— Примите искренние поздравлени! А как вообще возможно получить диплом в 20 лет, да еще будучи действующим футболистом при всей тренировочно-кочевой жизни? И какова была тема дипломной работы?
— «Профессионализм государственной службы в Российской Федерации и его развитие». У меня в Президентской Академии народного хозяйства и государственной службы был просто прекрасный научный руководитель, я очень благодарен этой женщине. Специализировался на «Государственном муниципальном управлении», так что можно сказать, что перед вами сейчас сидит молодой чиновник, но не бюрократ (Смеется). Шучу, пока ведь я — молодой футболист, который очень рад, что его игровая карьера теперь продолжится, пусть и в другой стране и в другом чемпионате. А насчет возраста... Родители отдали меня в школу с шести лет, закончил ее в 16, а потом 4 курса в институте — все просто. Да, на нашем курсе я был самым молодым, со мною учились ребята на три-четыре года постарше. Но эта разница в возрасте как-то быстро сама собою нивелировалась.
— Скажите честно: поблажки студенту-футболисту «Зенита» ведь делали?
— Если только свободное посещение лекций и семинаров, учитывая мой график тренировок и отъездов на матчи в другие города. И еще, конечно, преподаватели, за что им огромное спасибо, могли пойти навстречу и сдвинуть на недельку график сдачи зачетов и экзаменов. Но сдавал все дисциплины абсолютно честно, уверяю вас. А в благодарность за то, что мой вуз шел мне, студенту-футболисту, навстречу, я естественно, играл за этот вуз в футбол. Начиная еще со второго курса. И в большой футбол, и в мини — где меня даже больше задействовали. Выступал за Академию на первенство города среди вузов, играл и в «Золотой лиге», где в мини-футболе соревнуются мужские команды. У нас, кстати, очень приличная команда там подобралась — двое ребят из нее сейчас за сборную России по пляжному футболу выступают!
Форма от Аршавина
— Представляя молодых игроков, обычно начинают с фразы «Он — воспитанник такой-то футбольной школы». В вашем случае, Андрей, так просто ведь не сформулируешь?
— Действительно, я успел позаниматься чуть ли не во всех ведущих футбольных школах моего родного Петербурга. Начинал в СДЮШОР «Зенит» у Виктора Всеволодовича Виноградова, который когда-то тренировал и Андрея Аршавина. Кстати, именно Андрей вручал мне мою первую игровую форму. Представляете, как я волновался в тот день? Навсегда его запомнил. В СДЮШОР я пробыл до 11 лет, играл центральным защитником, иногда смещаясь на левый фланг, я ведь левша... Потом перешел в школу «Коломяги» к тренеру Сергею Анатольевичу Полтавцу — и там меня «забросало» по всему футбольному полю. Играл и опорником, и «под нападающими» — в одном из чемпионатов даже 15 мячей наколотил. Затем уходил на сезон в «Смену», после этого вернулся в «Коломяги». А последний год в «школьном» футболе у меня получился как бы двойным: начал его опять в СДЮШОР, а заканчивал уже в зенитовской Академии. Оттуда попал в команду «Зенит» U-18, затем в молодежный состав клуба...
— ...Который в минувшем чемпионате страны занял лишь 9-е место. Не слишком-то это высоко, согласны?
— Конечно, согласен! И в этом чемпионате, да и в предыдущем мы должны были побольше очков набирать. Думаю, игрового опыта не хватило и мне, и другим ребятам — а еще холодной головы. Где-то мы неоправданно «лезли на амбразуру». Особенно в выездных матчах, где надо было просто спокойно отсидеться поначалу в обороне, а потом поймать и использовать свой шанс в контратаке. Опыт на поле играет огромную роль, а против нас же нередко играли команды, где средний возраст ребят был побольше, чем наш...
— Ваш контракт с «Зенитом» подошел к концу...
— Да, с 1 июля я по контракту уже футболист «Яблонца», а не «Зенита», за который в своих мечтах и даже снах играл с самого детства. Немного грустно, конечно. Хотя, если честно, я еще даже не осознал до конца, что уже покинул «Зенит». Слишком много волнующих событий произошло в моей жизни за последние несколько дней.
Из России — в Чехию
— Андрей, пора рассказать, как вообще вы попали в «Яблонец»?
— В первую очередь, благодаря Кириллу Волженкину. Ранее он 7 лет отработал в юридическом отделе футбольного клуба «Зенит» — так что прекрасно разбирается во всех футбольных аспектах — а теперь входит в небольшое агентское товарищество вместе с двумя коллегами. Однажды Кирилл позвонил мне и предложил попробовать свои силы в зарубежном клубе. Я ответил, что это мне интересно. В том разговоре конкретики еще не было, но уже через неделю Кирилл перезвонил и сообщил, что появился вариант с известным чешским клубом. Вначале Волженкин отправил в «Яблонец» видео с нарезкой моих игр, а затем в Чехию поехал и я сам — на просмотр.
— Я так понимаю, что он получился предельно насыщенным?
— Не то слово! Пробыл в Чехии примерно 10 дней, и за это время успел не только потренироваться с главной командой «Яблонца» (немного) и с молодежным составом, но и сыграть за местную U-21 три игры. Оказывается, в молодежное первенство Чехии можно дозаявлять игрока прямо посреди сезона, и я вышел на поле сразу в трех матчах подряд. Причем, получился такой разноплановый опыт — поскольку довелось сыграть с одним из лидеров чемпионата «Брно», середняком турнирной таблицы «Теплице» и аутсайдером — командой «Варнсдорф». Конечно, после первой же игры захотелось узнать, какое впечатление на тренеров «Яблонца» произвела моя игра. Кирилл уточнил, потом сообщил мне — «ты понравился», и назавтра я уже тренировался с основным составом.
— Кто вам переводил установку тренера и помогал общаться на поле уже в игре?
— Тут все очень интересно получилось. Главный тренер основной команды «Яблонца» Ярослав Шилхавы говорит по-чешски и по-немецки, так что в разговоре с ним мой английский не пригодился. Зато по-английски говорит его помощник. А тренер молодежной команды «Яблонца» может объясняться по-русски. На самом же футбольном поле мне все объяснял Томаш Чижек.
Хюбшман, Мингазов и Караваев. Но без Чижека
— Тот самый Чижек, что играл за «Рубин» и «Москву»?
— Именно он. Он поддерживал футбольную форму в молодежном составе «Яблонца», мы сыграли вместе два матча и Томаш очень мне помог. Но вот буквально вчера я зашел на сайт своего нового клуба и узнал, что с Чижеком не продлили контракт...
— Жаль, конечно. Но ведь в «Яблонце» есть еще три футболиста, отлично говорящих по-русски. Полузащитник сборной Туркмении Руслан Мингазов, нападающий сборной Латвии Валерий Шабала, на и отыгравший целых 10 лет за донецкий «Шахтер» ветеран сборной Чехии Томаш Хюбшман...
— Да. С Мингазовым мы уже познакомились. Отличный парень! Мы с ним уже побродили по Яблонцу, Руслан показал мне весь город. Целиком его обошли (Улыбается). Город ведь небольшой, всего 45 тысяч жителей. Уютный, тихий, спокойный. В девять вечера людей на улицах уже не встретишь. Один раз мы с Кириллом Волженкиным захотели посмотреть матч Лиги чемпионов. Искали по всему городу, но так и не нашли бара или кафе, где была бы трансляция... А с Томашем Хюбшманом пока толком поговорить не довелось, но надеюсь, он тоже мне поможет адаптироваться на первых порах. Тем более, что Томаш с его громадным футбольным авторитетом играет здесь роль дядьки-наставника. Предстоит мне уже в Чехии познакомиться и с Вячеславом Караваевым из ЦСКА. Мы ведь одногодки и много раз играли друг против друга, но пока не знакомы. Караваев предыдущий сезон отыграл в Праге за «Дуклу», где был в аренде, а теперь на тех же условиях будет играть за «Яблонец».
— Кстати, об аренде. Возможен ли подобный вариант для новичка «Яблонца» Андрея Яковлева?
— Меня, как вы понимаете, тоже крайне интересовал вопрос своего ближайшего будущего в «Яблонце», и я попросил Кирилла, который занимался всеми деталями моего нового контракта, этот момент уточнить особенно тщательно. Поначалу для меня вероятны два варианта: либо меня начнут заигрывать в U-21 клуба, либо возможен вариант с арендой в другой клуб — при моем согласии. А затем, если произведу впечатление, возможно постепенное подключение к основному составу «Яблонца».
— А кто в нем играет на привычной вам позиции левого защитника?
— В том-то и дело, что очень сильный футболист — Филип Новак, номер 7. Я смотрел его прошлогоднюю статистику, он 10 мячей забил, больше всех! И в игре «Яблонца» с клубом «Либерец», который довелось посмотреть с трибуны, именно Новак произвел на меня самое сильное впечатление. А еще очень понравилась атмосфера на трибунах местного стадиона. Он рассчитан тысяч на 7 зрителей, забит был до отказа — и болели там весь матч просто замечательно.
— Это ведь первый ваш зарубежный футбольный опыт?
— Если не считать двух недель, проведенных в шотландском «Селтике».
— ?!
— Забавная история была. В 14 лет я поехал с родителями отдыхать на Кипр. Прочли в местной газете объявление: клуб «Селтик» проводит набор в свою школу ребят-киприотов как раз 13-14-летнего возраста. Мама и говорит: «Почему бы и нам не съездить?» Поехали. Встретили нас доброжелательно и без малейшего удивления. Сразу вышел на поле прямо в чем был, отыграл — и прошел отбор! Пригласили в Глазго. Приехал туда, опять с отцом и мамой — и две недели тренировался с ровесниками из юношеской команды «Селтика», даже одну официальную игру провел. Но в тот момент у клуба были какие-то финансовые проблемы и мне прямо сказали: «Ты команде подходишь, но оформлять твой переход из России в Шотландию нам сейчас будет слишком накладно». Но те две недели все равно стали для меня отличным опытом. Особенно в плане изучения английского языка. После шотландской поездки я уже куда легче понимал тот же ливерпульский выговор Стивена Джонса, который сейчас работает в зенитовской Академии. Я ему, кстати, очень благодарен за целый год персональных занятий фитнесом, он мне сильно помог с набором оптимальных физических кондиций. А еще выражу особенную признательность известному игроку и тренеру «Зенита» Алексею Александровичу Стрепетову. Наши семьи дружат между собой, и футбольные и житейские советы Алексея Александровича отлично помогают мне в жизни. Вообще же я благодарен всем, кто помогал мне обрести себя в футболе и в «Зените». Жаль только, что не удалось дорасти до основного состава — но в этом в первую очередь я должен винить самого себя. Ведь тот, кто действительно достоин играть в главной команде, туда обязательно пробьется — сколько бы именитых легионеров там не выступало. Буду и дальше переживать за «Зенит», за свою «молодежку», за «Зенит»-2, за всех ребят — а особенно за отличного товарища и хорошего нападающего Женю Маркова.