Если в четверг вечером словацкий защитник, подхвативший сильную простуду, еле вышел на ужин и выглядел, прямо скажем, не как цветущий спортсмен, готовый к большим подвигам, то уже днем в пятницу Томаш смотрелся значительно лучше. Не иначе скупое солнце, пробившееся из-за молочных туч, закрывших Флоренцию, вызвало у 26-летнего Губочана выброс серотонина. И даже хватило сил на небольшое интервью «Спорту».
Постельный режим и никакого искусства
— Томаш, если меня не подводит память, вы в первый раз во Флоренции. Но, учитывая ваше состояние здоровья, о впечатлениях, наверное, спрашивать глупо?
— Память не подводит, я действительно здесь впервые. Летел сюда на сбор не из Петербурга, а из дома, через Болонью. Знаю, что Флоренция — прекрасна, но, к сожалению, ничего посмотреть до сих пор не сумел. Три дня провалялся в номере из-за болезни, только сейчас более-менее стал понимать, что вокруг происходит.
— Но хоть рассчитываете на выходной, чтобы наверстать упущенное?
— Выходной как таковой в общем-то не столь обязателен. Тренер пока что нам дает по одной тренировке в день, до обеда — свободное время, и многие ребята уже успели побывать в городе. Кое-кто даже прошелся по магазинам. Может, и я наконец сумею выбраться.
— Это правда, что Спаллетти бережно относится к игрокам и не рискует их здоровьем? Что если есть малейшие сомнения, то предоставляет отдых?
— Так оно и есть. Наши доктора не позволяют запускать травмы и, как в моем случае, болезни. Никому и в голову не придет бросить недовосстановившегося игрока в бой. Рецидивы травм и болезней происходят часто, этого следует избегать. Организм должен набраться сил и укрепить иммунитет.
— Сложно укреплять иммунитет, когда из местных «минус один» вам придется на следующей неделе возвращаться в Петербург. В курсе, сколько сейчас там градусов?
— Слышал, что чуть ли не минус 18, верно? Я в Петербурге был перед вылетом на первый сбор в Эмиратах, но тогда еще не было таких морозов. Но выбора у нас нет, тем более что такая ситуация сейчас во всей Европе. В Словакии, например, было минус 15, когда я улетал, по ночам температура опускалась до двадцати. Согреться, прямо скажем, негде.
— Тем не менее совсем скоро «Зениту» предстоит домашний матч с «Бенфикой». Можете себе представить игру на «Петровском» в такую погоду?
— Я думаю, что если будет как сейчас, то матч, конечно же, сыграть в Петербурге нам не дадут. Мы играли с «Крыльями Советов» при минус 14 (последний матч чемпионата России — 2010. — «Спорт»), кажется, ничего приятного в этом не было. Когда стоит мороз, игроки сильно рискуют получить травмы. Нерадостно, думаю, и зрителям. Впрочем, посмотрим, как все обернется.
— «Бенфика» — это еще не все. «Зенит» вернется в Петербург и, получается, будет работать там целую неделю. Как себе это представляете?
— Пока что никак. После сбора я возвращаюсь в Петербург 10 февраля, программу мы еще не знаем. Увидим, что в итоге решит тренерский штаб.
— «Бенфику»-то уже начали разбирать по косточкам?
— Еще нет. Думаю, это нам предстоит как раз по возвращении в Питер.
— Но хоть представление о сопернике имеете приблизительное? О его текущей форме?
— Тоже нет. Пока что целиком заняты своей работой, своей формой.
— Получается, пока что остается только скрестить пальцы, чтобы температура в Петербурге поднялась и «Зенит» смог принять «Бенфику» на своем стадионе? Или вам все равно, если матч перенесут в другой город?
— Не все равно ни в коем случае! Очень хотелось бы сыграть в плей-офф Лиги чемпионов перед своими зрителями, не хочется никуда уезжать и заставлять ехать болельщиков. Для нас очень важно играть в домашней атмосфере при полноценной поддержке.
Мы знали, что будут побочные эффекты
— В связке с Нико Ломбертсом вы прекрасно отыграли осенний период в центре обороны. Как думаете, ваш альянс продолжит удивлять? Бруну Алвеш, судя по тренировкам, набирает форму, полон энергии...
— В том-то и дело, что у нас в обороне серьезная конкуренция. Но я и сам бы хотел продолжать играть так же, как осенью, и очень надеюсь, что у нас по-прежнему будет получаться. И если у всей команды пойдет игра, то и каждый из нас покажет свой лучший футбол.
— Наверное, вдвойне обидно было заболеть на втором сборе...
— Форму я чувствовал неплохую, но болезнь действительно лишила меня нескольких дней подготовки. Ничего, надеюсь все же наверстать упущенное.
— Когда Спаллетти в последний раз с вами разговаривал один на один?
— Честно говоря, уже не помню. В этом году мы точно с глазу на глаз не разговаривали. Не вижу в этом, впрочем, ничего предосудительного.
— В Эмиратах «Зенит» не играл с очень уж серьезными соперниками, но многие поспешили сделать по игре команды далекоидущие выводы...
— Я бы не стал оценивать силу тех соперников. А насчет выводов... Нашей задачей в Эмиратах было поработать над физическим состоянием, что мы и делали. При этом мы получили игровую практику, и с кем бы мы ни сыграли, те игры в ОАЭ помогли нам начать полноценную работу.
— Нагрузок Спаллетти как будто и сейчас не снижает, верно?
— В принципе, да, работает команда много. Это и логично, если учесть, что мы отдыхали целый декабрь и нам нужно набрать оптимальные кондиции как к чемпионату России, так и к матчам Лиги чемпионов. У всех игроков организм реагирует по-разному, у кого-то действительно болят мышцы. Здесь могли повлиять не только нагрузки, но и, к примеру, смена климата. Но при этом все мы знали, что нам предстоит тяжелая работа, что побочные эффекты в виде микротравм неизбежны. Это профессиональные нюансы, к ним можно привыкнуть.
После Вайсса — неизвестность
— Немного о сборной Словакии, где подошла к концу эра Владимира Вайсса. Причина, почему он ушел с поста главного тренера, до сих пор не разглашается. Прольете свет?
— Прежде всего хотел бы заметить, что Вайсс добился со сборной великолепного результата, вывел ее на чемпионат мира в ЮАР, где мы вышли в плей-офф. К сожалению, на чемпионат Европы уже попасть не удалось, что почему-то спровоцировало в стране резко негативную реакцию. Начались проблемы, углубляться в которые мне не позволяет недостаточная информированность. Знаю только, что Вайсс уходит по взаимному согласию с президентом Федерации футбола Словакии.
— Говорят, что новым главным тренером может стать Йозеф Хованец, который когда-то тренировал в России «Кубань».
— Да, и его имя звучит, и несколько еще. Например, Павел Врба, тренер «Виктории» из Пльзени, Станислав Грига, даже поговаривают, что может прийти иностранный тренер. В основном я читаю новости в Интернете, но никакой цельной картины пока не вырисовывается.
— На вас лично уход Вайсса как может сказаться?
— Не забиваю себе этим голову. Уверен, что при новом тренере каждый получит шанс себя показать. Я намерен много работать, чтобы и дальше вызываться в сборную Словакии.
Флоренция