На энергии Бруну Алвеша можно было бы поднять космический корабль. Какими бы ни были нагрузки, 31-летний португалец дополнительно соревнуется с Алексеем Евсеевым в ударах на точность с 40 метров, а может поехать шутки ради вместе с Томашем Губочаном с тренировочного поля в отель на машине клубной пресс-службы. Интервью корреспонденту «Спорта день за днем» самый дорогой защитник в истории «Зенита» дал после похода по магазинам, даже не забрасывая в номер привлекательные фирменные пакеты.
Пожестче, чем в «Порту»
— После первой же тренировки на «физику» вы ринулись купаться. С Доменико Кришито во время игры в теннисбол танцуете «гангнам стайл». Вы так легко переносите нагрузки?
— Мы стараемся заходить в море после тяжелых тренировок. Каждый день. Нужно разгрузиться, снять напряжение, потому что тренировки очень интенсивные. Очень важно заходить в холодную воду, это полезно для восстановления мышц.
— Как чувствуете себя в товарищеских матчах после таких тренировок? Для вас это отдых или, наоборот, мучение?
— Для меня вполне нормально так тренироваться. Мы должны заложить мощную физическую базу, причем набрать форму следует в кратчайшие сроки. По ходу матчей приходится тяжело, так было, например, в матче с «Замалеком». И все же мы должны понимать, что, занимаясь в таком режиме, мы будем идеально готовы к Лиге Европы и возобновлению чемпионата. Мы уже давно настроились на такую работу.
— Физическая подготовка под руководством Альберто Бартали — самая сложная в вашей карьере? Как обстояло с ней дело в «Порту» при Жезуалду Феррейре, в АЕКе при Фернанду Сантуше?
— С Альберто очень тяжело, потому что ему нравится устраивать тренировки на «физику». Альберто объясняет: чтобы быть в идеальных кондициях через какое-то время, мы должны перерабатывать сейчас. Мы это понимаем. В общем, с ним точно тяжелее, чем с Жезуалду и Фернанду.
— Какое впечатление производят на вас игроки из молодежной команды?
— Очень хорошее. Видно, что они подготовлены, обучены, обладают мастерством. Они — будущее «Зенита». На них нужно делать ставку, верить, что они вырастут в больших игроков.
— Кто произвел на вас самое сильное впечатление? Ребенко? Иванов? Евсеев?
— Левый защитник. Иванов? Да, он понравился мне больше других.
— Вы забили гол со штрафного «Аль-Хилялю». Теперь будете исполнять штрафные чаще?
— Раньше я несколько раз забивал со штрафных. В «Порту» подходил к «стандартам» регулярно. Думаю, способен на большее, так что буду пробовать чаще, в том числе в официальных матчах.
Нам надо работать над угловыми
— С администратором «Зенита» Юрием Гусаковым вы постоянно устраиваете игру, по ходу которой делаете друг другу скидки головой, пытаясь удержать мяч в воздухе. Это просто развлечение или какие-то навыки приносят вам пользу по ходу матчей?
— Все эти элементы развивают, повышают твое мастерство. Мне — как защитнику — необходимо постоянно играть головой, я стараюсь улучшить это качество.
— У вас прыжок, как у Майкла Джордана, но за два с половиной года в «Зените» вы после подключений к угловым забили только АЕКу и «Балтике». Плохо подают?
— Вы правы, в «Порту» и в национальной сборной я забивал и забиваю головой намного чаще. Над этим нам предстоит работать. И тем, кто исполняет угловые, и мне. Такие голы могут быть решающими.
— Оговаривается ли Спаллетти, от кого идет первый пас? Считаете ли вы это качество необходимым для центрального защитника?
— Да. Мы можем сделать так, чтобы организация игры начиналась с первым пасом защитника. Если у защитника хороший первый пас, качество игры сразу повышается. Спаллетти это не оговаривает. У кого мяч — тот должен принять решение. На поле есть игроки, которые каким-то элементом владеют лучше. Тогда их ищут мячом.
— То есть Ломбертс лучше отдаст мяч вам, чем начнет атаку сам?
— Нет, у Ломбертса тоже все в порядке с первым пасом.
— Вам легче против техничных нападающих или, наоборот, силовых?
— Ни с теми ни с другими проблем не возникает. Нет такого, чтобы ты каждый раз держал кого-то одного. Необходимо подстраиваться и под тех, и под других. Мы готовимся на тренировках.
— Почему, на ваш взгляд, «Зениту» особенно тяжело против комбинирующих команд типа «Малаги» или «Бенфики». Может, потому, что в России немного команд, которые делают ставку на контроль мяча?
— Тем, о чем вы говорите, определяется уровень команды. У команд, которые играют в такой футбол, собраны в составах лучшие игроки. Против таких соперников сложно не только «Зениту» — всем. Даже несмотря на те поражения, мы, считаю, готовы противостоять самым сильным соперникам.
О моих переходах только пишут в газетах
— Вы блестяще выступили на Евро-2012, при том что к тому моменту не всегда попадали в состав «Зенита». Вами двигало желание что-то кому-то доказать?
— Дело в том, что меня хорошо знают в Португалии. У меня большая история — и в «Порту», и в сборной. Там все знают, что я могу хорошо играть. Я провел за сборную все отборочные, стыковые матчи. Для меня не было сюрпризом это выступление на Евро.
— То есть речь о доверии, которое есть к вам в команде?
— Это не то чтобы доверие. Все помнят, как я играл за «Порту», как я играл на чемпионате мира. Знают, на что я способен.
— Как относитесь к тому, что порой не попадаете в основной состав?
— Мне тяжело это принимать, честно. Но нужно уважать не только решение тренера, но и тех одиннадцать человек, которые выходят вместо тебя. Вообще, да, я всегда хочу играть, помогать команде именно на поле. Я переходил из «Порту» в «Зенит», чтобы играть и выигрывать титулы. С другой стороны, в футболе нет ничего постоянного, все может поменяться за один день. Я всегда открыт для тренера — это моя позиция.
— Согласитесь с тем, что в сборной проявляете себя ярче, чем в «Зените»?
— Я в «Зените» очень долгое время, у меня здесь каждая неделя, каждый матч — на то, чтобы проявить себя. В сборной мне все знакомо, меня все знают. Это разные команды, но мне комфортно в обеих.
— Что произошло в той серии пенальти с Испанией? Вы действительно пошли бить не в свою очередь?
— Да, я думал, что сейчас бью я, но в этом, собственно, и вся история.
— От кого вы получили самые теплые слова поддержки после того, как попали в перекладину?
— Таких было очень много. Здорово, что все относятся ко мне абсолютно так же, как и раньше. Я старался побольше времени проводить с женой, с семьей. Как всегда.
— Вы сказали, что продолжите выступать за «Зенит», несмотря на все разговоры. А у вас была реальная возможность перейти в какой-то клуб? «Ювентус» на вас выходил?
— Я здесь уже два с половиной года. «Зенит» предоставил мне все условия для того, чтобы хорошо играть. Мне хорошо здесь. Моя жена, мои дочь и сын живут со мной, им нравится Санкт-Петербург. Конечно, когда ты играешь за сборную, выступаешь на чемпионате мира, это нормально, что другие клубы начинают обращать на тебя внимание. В прессе что-то обсуждалось, но у меня никогда и ни от кого за это время не было конкретных предложений. Я по-прежнему с вами.
Суарес больше никого не укусит
— Скоро вам встречаться на поле с Луисом Суаресом, который известен своими «шаловливыми ручками». Как относитесь к его нестандартному поведению?
— Это вообще не важно. Концентрироваться нужно на игре, главное против Суареса — это сплошная концентрация.
— Суарес любит провоцировать соперников. Дисквалификации — действенный метод против таких игроков или же эффективнее мстить прямо на поле?
— То, что делает Суарес, это нормальные для футбола вещи. Не могу ничего сказать больше. Нужно просто играть самим.
— Он же за уши соперников кусает.
— Такое может быть один-два раза за карьеру. Не думаю, что с Суаресом такое повторится.
— Если бы вы забили гол рукой, признались бы?
— Не я принимаю решение, засчитывать или отменять гол. Если я забью рукой, это увидят и все болельщики на стадионе, и все зрители по телевидению. После этого незачем в чем-то еще признаваться.
— Что за история с голосованием за «Золотой мяч»? Вы хотели дать один лишний голос Криштиану Роналду в соперничестве с Месси?
— Голосование проводилось перед одним из последних матчей сборной. Криштиану с нами не было, он получил локтем в лицо в какой-то игре чемпионата Испании и уехал на обследование. Я второй капитан сборной, поэтому по правилам голосовал я. Месси — отличный игрок, просто Криштиану заслуживает «Золотой мяч».
— Кто был в вашем списке на втором и на третьем месте?
— Фалькао и ван Перси.
Халк — простой парень, любит шопинг
— Вы поменяли прическу. Вам не понравилось, как вас подстриг Данни?
— Нет-нет, Данни — очень большой мой друг. Мне очень понравилось, как он меня подстриг. Просто волосы отросли (смеется).
— С отросшими усами и бородой вы похожи на Джонни Деппа. Вас вдохновляет образ пирата Карибского моря?
— Ха-ха, нет, это просто случайность. Знаю, что похож, мне говорили, но «Пиратов» я даже никогда не видел — ни одной из четырех частей.
— Кто же ваш любимый актер?
— Дензел Вашингтон.
— Вам при вашей внешности никогда не предлагали рекламных контрактов? Съемок в кино?
— До последнего момента — нет (улыбается). Да я и не стремлюсь — посвящаю себя профессиональной карьере. Может, когда-нибудь что-то такое произойдет.
— Вы и Данни до сих пор чувствуете себя ответственными за Халка?
— Думаю, что сейчас он уже лучше адаптировался. Когда он к нам пришел, чемпионат был в разгаре. Многие вещи друг на друга наложились. Сейчас все отдохнули, он уже подготовлен: провел больше времени с командой, лучше знает своих партнеров по команде.
— Халк сильно нуждался в вашей помощи?
— Мы с ним говорили целыми днями, звонили, приглашали в ресторан. Старались сделать все, чтобы он не проводил много времени один. Вообще он простой парень. Ему нравится просто гулять по улицам, заниматься шопингом.
При поддержке пресс-службы ФК «Зенит»