В прошлом году его нещадно критиковали, и даже подвергали сомнению его соответствие уровню ЦСКА. В нынешнем сезоне роль 25-летнего разыгрывающего греческой сборной в игре армейского клуба заметно возросла. В эксклюзивном интервью «Спорту» Никос Зисис рассказал о причинах прошлогодних проблем, а также поделился мнением о соперниках российского клуба по второму этапу Евролиги.
Разыгрывающего из меня сделал Ивкович
— В чем разница между Зисисом прошлогодним и нынешним?
— Все просто: сейчас я лучше знаком с товарищами по команде, а потому чувствую себя намного увереннее. Именно этого мне не хватало в прошлом году, отчего он получился очень неровным. Кроме того, мне отчасти помогло то, что в начале сезона нынешнего я оказался вне заявки на чемпионат России.
— Подстегнуло?
— Именно. Я не чувствовал обиды, но был изрядно раздосадован.
— В «Бенеттоне» вы чаще играли плеймейкера, тогда как после прихода в ЦСКА стали действовать на разных позициях.
— Ну и что? В современном баскетболе каждый должен уметь одинаково свободно играть на двух-трех позициях, а моя работа — делать то, что велит главный тренер. Так что никаких проблем со сменой амплуа у меня нет.
— Тем не менее на какой из позиций вам самому играется лучше?
— В детских и юношеских командах я играл атакующего защитника, причем во всех был лидером по набранным очкам. Лишь после прихода в профессиональную команду стал разыгрывающим. С тех пор это и есть моя любимая позиция.
— С чем была связана смена баскетбольной специальности?
— С волей Душана Ивковича, который тогда тренировал мой АЕК. Точнее, с его исключительным чутьем. Однажды он сказал: «Почему бы тебе не попробовать себя в роли разыгрывающего? Мне кажется, что в этом амплуа у тебя может быть блестящее будущее».
— Поверили?
— Не сразу. Поначалу это стало огромной неожиданностью. Все-таки мне тогда было всего 17 лет, а разыгрывающий — это, по сути, играющий тренер. Но Дуда всячески меня поддерживал даже после не слишком удачных матчей, так что вскоре я преуспел на этом поприще.
Стабильность лучше двух-трех ярких матчей
— Справедливости ради надо сказать, что в ЦСКА смены амплуа в этом сезоне чаще случаются ввиду потери того или иного игрока из-за травмы. Но вам-то осенняя травма Холдена в чем-то помогла?
— Это действительно так, потому что я стал получать больше игрового времени. Хотя в интересах команды было бы лучше иметь Джей-Ара в добром здравии на протяжении всего сезона. Как и всех остальных.
— Тем не менее вторая половина домашней игры с «Динамо» в отсутствие Холдена стала, по сути, вашим бенефисом. Лучший матч за ЦСКА?
— Не стал бы выделять именно эту игру или, скажем, встречу с «Паниониосом» в Афинах (17 очков + 7 передач и 14 очков + 2 передачи соответственно. — «Спорт»). Считаю, что мне неплохо удался матч с «Партизаном» в Белграде, хотя для всех нас он стал одним из самых сложных на первом этапе Евролиги. Куда важнее не выстрелить в двух-трех встречах, а быть стабильным на протяжении всего сезона. У нас лучшая защита в Европе, поэтому зачастую вклад в общее дело не отражен в личной статистике. Меня это вполне устраивает, поскольку в каждой игре стараюсь прежде всего принести пользу команде.
— Тем не менее и в нынешнем сезоне были матчи, когда Мессина отправлял вас на скамейку через считаные секунды после выхода на площадку, не скрывая своего недовольства. Взять хоть недавнюю гостевую встречу с «Динамо» или последнюю четверть игры с УНИКСом. Что чувствуете в такие моменты: растерянность, злость, раздражение?
— Ни то, ни другое, ни третье. Просто стараюсь сосредоточиться на том, что при следующем выходе на площадку должен буду использовать представившуюся возможность лучше. В прошлом году такие эпизоды немного выбивали из колеи, но сейчас, еще раз повторюсь, чувствую себя намного увереннее. И если Мессина считает, что на площадке мне нужно проводить именно столько времени, а не больше, то это вопрос уже скорее ко мне самому.
Старт с «Фенербахче» важнее матчей с «Монтепаски»
— Справедливо ли утверждение, что в top-16 у ЦСКА, по сути, только один серьезный соперник — итальянский «Монтепаски»?
— В целом справедливо, но пока наш с клубом из Сиены статус фаворитов существует только на бумаге. Недооценивать «Фенербахче» и «Цибону» не следует ни в коем случае, особенно в гостях.
— Неужели эти команды способны на что-то более весомое, нежели подножка одному из фаворитов?
— Сразу после жеребьевки в фавориты записали ЦСКА и «Монтепаски». Так что две другие команды будут чувствовать себя предельно мобилизованными и раскованными одновременно. Ведь на них ничего не давит, а этот фактор может иной раз компенсировать разницу в классе.
— В Стамбуле своим наверняка еще и помогут болельщики.
— Это точно. К тому же на более короткой турнирной дистанции удачный старт может значить половину успеха. Поэтому предстоящий матч приобретает особое значение как для «Фенербахче», так и для нас. В каком-то смысле эта встреча будет даже важнее предстоящих игр с «Монтепаски».
— Что может предложить вам «Фенербахче» помимо сумасшедшей поддержки зала?
— У «Фенербахче» в хорошем смысле слова агрессивная, цепкая команда. Если у турок пойдут броски из-за дуги, догнать их будет не так просто. К тому же к матчу с нами должен наконец-то оправиться от травмы Гиричек — самое яркое приобретение клуба в межсезонье. Наверняка Гордон соскучился по баскетболу и жаждет как можно быстрее оправдать ожидания своих новых работодателей.
Нравится гимн России
— С товарищем по сборной Греции и экс-армейцем Теодорасом Папалукасом часто созваниваетесь?
— (Улыбается.) На днях как раз обсуждали итоги жеребьевки top-16. Так и не смогли прийти к согласию, у кого группа сильнее. А так любой разговор с Тео начинается с его вопроса: «Какие новости в ЦСКА?»
— Судя по вам с Папасом, греческие игроки неплохо адаптируются в России.
— Москва совсем не похожа на Афины ни по климату, ни по менталитету. Но в отличие от американских легионеров нам не нужно приспосабливаться к европейскому баскетболу. В случае с ЦСКА нельзя не отметить также замечательную, по-настоящему семейную атмосферу. Причем это касается не только собственно команды, но и всего клуба в целом.
— Когда выдается свободный денек, какой вид досуга предпочитаете?
— Идем с моей любимой девушкой Фани на прогулку или за покупками. Мне вообще очень нравится гулять по Москве или просто сидеть и пить кофе в одном из многочисленных ресторанчиков в центре. Причем даже зимой. Очень люблю снег, хотя сильные морозы не жалую.
— Один из коллег, летавший с вами на прошлогодний «Финал четырех» Евролиги, рассказывал, как вы после матча напевали гимн России.
— (Смеется.) Думал, что этого никто не услышит. На самом деле мне очень нравится ваш гимн. Слов, к сожалению, не знаю, но мелодию быстро запомнил. Я вообще достаточно музыкальный парень.
— Какая музыка обычно сопровождает вас в машине по пути на тренировку и домой?
— В этом я «всеядный». В зависимости от настроения могу послушать и поп, и рок, и R’n’B, и греческую национальную музыку.
— На концерты в Москве с Фани выбирались?
— Пока нет, но это как раз то самое мероприятие, которое есть у нас в планах. Особенно хотелось бы увидеть в Москве Робби Уильямса. Очень нравится.
— Вашей подруге жизнь на чужбине тоже не в тягость?
— Абсолютно. Более того, она даже устроилась здесь на работу — преподает английский язык в специализированной англо-американской школе в районе Покровского бульвара.
— Иностранцу так легко устроиться на работу?
— Нелегко, но ей это удалось. Причем без дополнительной помощи со стороны ЦСКА. Вообще-то, это была ее инициатива — не хотела сидеть без дела дома.
— Кто из вас спустя полтора года после приезда в Россию лучше говорит по-русски?
— Наверное, все-таки я. Хотя по большому счету ни один из нас пока толком на вашем языке не заговорил — очень уж он сложный. Так что для общения остается английский. Но несмотря на это, чужими в Москве мы себя не чувствуем.