На матч с финнами из столичного «Локомотива» тренерский штаб призвал лишь одного рекрута — защитника Рената Янбаева, получившего ко всему прочему неплохой шанс выйти в стартовом составе по причине дисквалификации Александра Анюкова. В первый день сбора Ренат нашел время для интервью «Спорту», в котором поделился мыслями о предстоящей игре с финнами, а также поведал о том, как встретили вернувшегося в «Локомотив» Юрия Семина обитатели базы в Баковке.
Собрался в сборную за полчаса
— Вы уже не в первый раз призываетесь под знамена национальной команды. Можно ли привыкнуть к приглашениям в сборную?
— Привыкнуть к этому, конечно, невозможно. Когда оглашается список — волнение присутствует всегда. Я до сих пор не уверен, что получу приглашение, хотя каждый раз жду его с нетерпением.
— Припомните эмоции, когда вас впервые вызвали в сборную?
— Очень удивился, поскольку никак не ожидал, что на меня обратят внимание. Тогда даже разговоров не ходило, что я значусь в числе кандидатов, даже намеков на это не было. Полная тишина. И вдруг звонок. Я тогда был на сборе, лежал в номере, отдыхал.
Поднял трубку и слышу: «Ты приглашен в сборную». Я просто обалдел. Потом появилась огромная радость. Кинулся папе звонить.
— Он поверил?
— Конечно. Я только родителям эту новость сообщил, остальные через два дня узнали, когда состав огласили официально.
— Наверное, чемодан в национальную команду собирается гораздо быстрее, чем на сборы. За какое время упаковались в этот раз?
— За полчаса. Что там собирать-то: бутсы да щитки. Взял спортивную форму, ну и по мелочам.
— Есть вещи, которые берете обязательно?
— Книги редко — не люблю тратить время на чтение, а вот ноутбук постоянно вожу с собой, чтобы следить за новостями в Интернете.
— В отеле «Марриотт Гранд», куда заехала сборная, Wi–Fi стоит 960 рублей в сутки. Бреши в бюджете футболиста такие цены вряд ли пробьют?
— Пробьют или нет, но я всегда заказываю себе эту услугу, ведь ноут бук прекрасно убивает время.
— Вам на сборах приходится убивать время?
— Ну это я громко сказал. Можно просто какие-то новости почитать, кино посмотреть или пообщаться с людьми. То есть во всех смыслах ноутбук меня выручает. Думаю, сейчас почти все футболисты коротают время в Интернете.
— Знаю, что поначалу ребята в сборной даже подшучивали над вашей скромностью и молчаливостью. Как сейчас чувствуете себя в сборной?
— Нормально. Я с детства тихий по характеру. Я и в «Локомотиве» не лезу на первый план. Привык так себя вести.
— Не тяжело такому скромному парню переносить громадное внимание, прикованное к сборной?
— Нелегко. Не люблю давать интервью — стесняюсь. Но что делать, потихоньку привыкаю. Общаюсь, поскольку это необходимо.
— В этот раз вас из «Локомотива» одного вызвали в сборную. Непривычно?
— Да нет, нормально. Ведь всех ребят здесь знаю и со всеми общаюсь.
— Но все-таки с Глушаковым вам наверняка приятнее приезжать, чем без него?
— (Смеется.) С Денисом мы еще со времен ЦСКА дружим. В одном интернате жили. Обидно немного, что его не вызвали, Денис и сам переживает. Все-таки он хорошо себя проявил на старте чемпионата, забил три гола, выручил нас в двух матчах и вообще показывал хорошую игру. Ему тяжело, потому что игроков центральной оси в сборной достаточно. Но я уверен, что у Глушакова все впереди.
— В связи с тем что Анюков не приехал из-за дисквалификации, у вас, наверное, больше шансов выйти в «основе» в матче с Финляндией?
— Не думаю. Любой защитник, которого вызвали в сборную, может сыграть на этой позиции. Поэтому сейчас появилось больше шансов у всех, кто не играл.
«Добро пожаловать, Палыч!»
— В этот раз команда села на сборы непривычно поздно, в восемь вечера, тогда как раньше заезжали в обед. Вам как больше нравится?
— Мы обычно приезжали с утра, и вечером уже была тренировка. Но я в среду, в день заезда, тренировался с «Локомотивом», если честно.
— Серьезно?
— Ну а что день терять! И так три выходных было. Я подумал — успею до вечера, вот и позанимался.
— Первый раз под руководством Юрия Семина?
— Да (улыбается).
— И каковы впечатления?
— Тренировка была нетяжелая, но с нагрузкой и упором на «физику». Мы пробежали трек и провели игровые упражнения. Юрий Палыч сразу дал понять, что на первом месте будет дисциплина. Объяснил, чего от нас хочет в быту и на поле. Очень понравилось его отношение к делу, потому что я с ним первый раз столкнулся — до этого ведь его не застал в качестве тренера «Локомотива».
— Семин, кстати, как-то напутствовал вас перед сборной, может, поздравил?
— Пожелал удачи и сказал, когда я должен вернуться в команду.
— Он уже внес какие-то изменения в быт команды?
— По первому дню сложно судить, хотя в тренировочный процесс он внес определенные коррективы. Но ведь у каждого наставника он свой, поэтому изменения неизбежны.
— Семина мягким человеком не назовешь, в отличие от Владимира Маминова, согласны?
— Володя все-таки молодой тренер, он еще год назад играл с нами рядом на поле. Он хочет быть в каких-то моментах жестким, это видно, но пока не получается. У Маминова прекрасные перспективы в будущем, поскольку за тот период, что он тренировал нас, я считаю, он хорошо себя проявил и оправдал доверие руководства на сто процентов.
— За то время, пока у руля был Маминов, что приобрел «Локомотив»?
— Были матчи, когда приходилось играть в меньшинстве, и мы собирались, концентрировались, не терялись на поле, наоборот, говорят, даже лучше начинали играть, хорошо оборонялись и проявляли бойцовские качества. Многое не получалось, поскольку командной игры у нас, по сути, нет, а чтобы ее поставить, нужно время. Но дисциплина на поле соблюдалась при Маминове всегда, и команда при нем боролась.
— Частая в последнее время в «Локомотиве» ротация тренеров не напрягает?
— Да нет. Когда играл в «Кубани», там тоже случались перестановки, перешел в «Локомотив» — то же самое. Стараюсь относиться к этому как можно спокойнее. С приходом нового тренера надо показывать себя, но это ты делаешь на каждой тренировке, поэтому особой разницы нет.
— Команде на пользу смены наставников?
— В данной ситуации с «Локомотивом» приход Семина нам во благо. Мы серьезно работали, все правильно делали, но результата не было. Что-то не шло. Даже если рассматривать прошлый год. Хотя прогресс-то у нас был: образовался коллектив. Затем тренер поменялся. Но ведь в какой-то мере смены наставников оправдывают себя: обязательно начинаются первые победы, как у нас вышло со «Спартаком» из Нальчика.
— Судя по вашим словам, «Локомотив» в 12-м туре, в матче с «Сатурном», обязательно добудет победу.
— Дай бог, чтобы традиция не нарушалась (смеется).
— Вы не играли под началом Юрия Павловича, но все-таки чувствуете, что Семин — это человек, под руководством которого команда завоевала столько титулов и наград?
— Конечно, это ощущается. На базе в столовой даже плакат повесили «Добро пожаловать, Палыч!». Такая вот праздничная обстановка. Столько народу пришло, пресса была! Я вижу, что все его любят в «Локомотиве», уважают и очень ждали его возвращения.
— А кто плакат сделал?
— Даже не знаю. Когда приехал на базу — он уже висел. У меня и времени-то особо не было, чтобы поподробнее расспросить. Но очень приятно было это видеть.
— Где больше прессы было: на базе или в отеле «Марриотт Гранд»?
— Даже сравнения нет. Я заходил в гостиницу вместе с Романом Павлюченко. Вся толпа сразу набросилась на Рому, а я в это время незаметно ускользнул.
— Вы бы хотели иметь такую же популярность, как Павлюченко, которому журналисты проходу не дают?
— Наверное, каждый футболист хочет, чтобы к нему хорошо относились и болельщики, и журналисты. Поэтому — да.
Анюков — большая потеря
— Уже успели познакомиться с новичком команды Мамаевым?
— Мы ужинали за одним столом и перекинулись несколькими словами. У нас в команде нет отчуждения из-за того, что играем в чемпионате друг против друга. Все футболисты знакомы между собой и общаются.
— Как Павел держится? Скован?
— Нормально. Когда в сборную приезжаешь, ты всех знаешь: с кем-то пересекался, с кем-то играл.
— «Англичане» Аршавин и Павлюченко как держатся?
— Так же, как и всегда.
— Отъезд в Лондон их не изменил?
— Да нет.
— Предстоящая игра во многом будет решать, за какое место предстоит бороться сборной России: за первое или второе. Согласны?
— Задача стоит — набирать три очка в любом поединке. Нужно побеждать финнов, а потом смотреть в таблицу и делать выводы.
— У нашей сборной есть потери: травмы, дисквалификация Анюкова. Насколько это может помешать в подготовке?
— Не думаю, что это скажется, ведь у нас достаточно квалифицированных футболистов, есть новички, которые могут достойно заменить тех, кто не приехал, поэтому проблем быть не должно.
— Но все же кто, на ваш взгляд, является самой большой потерей для сборной?
— Думаю, Анюков, поскольку он всегда был твердым игроком «основы».
— Дома финны играют очень уверенно, ничья с немцами тому подтверждение…
— В родных стенах каждая команда стремится выдать максимум. Даже Азербайджан и Лихтенштейн способны на сюрпризы. В том, что в Финляндии будет трудно, не сомневаюсь. Финны в игре с немцами вели 3:2 и вполне могли победить. Этот матч я смотрел фрагментами, но обратил внимание на то, что хозяева больше атаковали.
— Что знаете о Финляндии, бывали в Хельсинки?
— Два раза ездил в детстве — на турниры. Запомнился аквапарк «Серена» в Хельсинки. Мне тогда 13 лет было, но в память врезалось. Был также на крупных соревнованиях в городе Лахти, но воспоминания о нем не такие яркие.
— Можете хотя бы предположить, каким будет матч?
— Финнам нет смысла дома играть от обороны, поэтому постараются как можно больше атаковать. Хотя и в защите будут стремиться сыграть надежно, поскольку наверняка считают Россию фаворитом.
— На ваш взгляд, есть ли в этой игре выраженный фаворит?
— Мне кажется, да. Это Россия.
— Из-за успеха на Евро или по игре, которую сейчас готова демонстрировать наша сборная?
— Оба эти фактора влияют.
В сборной легче, чем в клубе
— Как обычно Гус Хиддинк настраивает команду на ответственные матчи? Что он говорит в раздевалке?
— Он на каждый матч настраивает одинаково. А что, на сборную Германии нужен настрой, а на Лихтенштейн — нет?
— Для вас важна тренерская накачка на игру?
— Да. Это сразу взбадривает. Поэтому и в «Локомотиве» с Палычем нам будет получше в плане накачки.
— Сейчас Хиддинк снова всецело принадлежит сборной России. Вздохнули с облегчением?
— Его работа в «Челси» нам не мешала. Многие тренеры совмещают.
— Но теперь он сможет присутствовать на играх чемпионата России.
— Да, а до этого ходили Бородюк с Корнеевым и постоянно были на связи с Гусом. Но личное присут ствие голландца пойдет на пользу сборной, хотя я даже никогда не узнаю, были ли на матче Хиддинк или кто-то из тренерского штаба.
— Удалось ли поговорить с Гусом, поздравить его с выигрышем Кубка Англии?
— Да нет пока. Только поздоровались в столовой. Я не слышал, если честно, чтобы его кто-то поздравлял, но, думаю, все еще впереди. Какие-то шутки по этому поводу обязательно будут.
— Игру видели?
— Нет. У нас в этот день, кажется, матч был со «Спартаком».
— Можете представить сборную России без Хиддинка?
— Нет. Мы к нему уже привыкли, и он все доказал как тренер своими результатами и в «Челси», и в нашей сборной, и в других командах. Трудно представить сборную без него. У нас в России есть, конечно, хорошие тренеры, но Хиддинк есть Хиддинк.
— Голландец слывет большим шутником. Над вами он подшучивал?
— Помню, когда получил первый вызов в сборную и приехал в Турцию, был забавный эпизод. После тренировки Гус любит поиграть «в перекладину». Выявляя таким образом, кто самый меткий в команде. Играли на деньги — каждый ставил по 500 рублей. Мне повезло, и я выиграл это соревнование в первый же день. Так вот, Хиддинк стал подкалывать меня, мол, Янбаев получил вызов, приехал, да еще и денег заработал.
— Можете сравнить атмосферу в сборной и клубе?
— Здесь как-то раскрепощеннее себя чувствую, психологически полегче, поэтому разница ощущается, а вот в чем она — не могу объяснить. В клубе как-то по-другому себя ощущаю. Там контроль жестче, а здесь больше доверяют.
— Может, все дело в том, что в клубе у вас контракт, а здесь нет?
— В точку! Конечно. В «Локомотиве» у меня контракт, поэтому давления больше.
— Слышали, у вас была история, когда вы залили водой соседей по дому. Расскажите поподробнее.
— Уехал отдыхать, и до меня долго не могли дозвониться, но все-таки через «Локомотив» нашли мой номер. Я был в шоке, когда соседи позвонили мне и сказали, что я залил шестнадцать этажей, причем так, что вещи плавают, то есть все квартиры полностью в воде. Со второго этажа соседи рассказывали, что воду буквально вычерпывали. Я думал, ну все, попал! У меня ведь квартира даже не застрахована. Сразу набрал родителей, они поехали из Ногинска в Москву с ключами и выяснили, что это не моя квартира источник потопа, а этажом ниже. Оказалось, там полотенцесушитель прорвало. А подумали на меня, поскольку все знали, что я уехал на отдых.
— Наверное, отпуск был испорчен?
— Да нет. Это все случилось за пять часов. Мне позвонили, родители поехали, открыли квартиру. Ее вообще хотели взламывать.
— После этого случая, наверное, более внимательно все проверяете перед отъездом?
— Да я и раньше всегда все по десять раз проверял, так что даже тогда был уверен, что все закрыто и выключено. Хотя нет гарантий, что трубу не прорвет.
— Теперь застраховали квартиру?
— Пока еще нет, все откладываю, руки не доходят (смеется).