Перед отъездом на сбор в Латвию одна из самых опытных баскетболисток национальной команды рассказала о подготовке к Олимпиаде.
Обыграть Австралию приятно всегда
— Учитывая статус сборной Австралии, матчи с ними были принципиальными на сборе в Италии?
— С одной стороны, австралийки — серьезный раздражитель, ведь с ними нам часто приходилось играть решающие матчи на крупных турнирах. Кроме того, всегда интересно проверить себя на фоне сильного соперника. В то же время слишком уж серьезно к этим встречам относиться не стоит — все-таки для нас они стали первой игровой практикой за время подготовки. Да и проходили эти матчи не в обычном формате, а пять периодов по десять минут. Для нас же было важно восстановить игровые кондиции, почувствовать партнеров и наладить игровые связи. Хотя победить Австралию, пусть даже и один раз, было приятно. Тем более у них уже сформирован состав на Игры, а мы пока тренируемся в расширенном.
— Для игроков спокойнее, если они заранее знают, что поедут на турнир, чем пребывать в неведении почти до его начала?
— Конечно, лучше знать заранее. И дело не только в том, что можно спокойно готовиться и не переживать, возьмут ли тебя на Олимпиаду. На предыдущем сборе у нас работало 18 человек, в Латвии будет на два меньше, но потом присоединится еще Бекки Хэммон. Такой большой группой тренироваться непривычно и неудобно. Ведь баскетбол — игра пять на пять, и получается, что во время упражнений одни играют, а почти половина команды стоит. Признаюсь, это очень непривычно.
Из-за неопределенности чувствуется нервозность в команде
— Ваша роль в команде как-то поменялась по сравнению с прошлыми годами?
— Я один из самых опытных игроков в команде, поэтому, конечно, делюсь опытом с более молодыми, возможно, больше, чем раньше. В игре моя роль тоже меняется, так как у нас обновленная команда. Но пока много непонятного. Всех игроков сейчас усреднили, объявили, что при отборе на Олимпиаду прежние заслуги учитываться не будут, и потому чувствуется неопределенность.
— Вы беспокоитесь за место в команде?
— На попадание в окончательную заявку претендуют 16 игроков, и борьба за места очень серьезная. Чувствуется нервозность в команде из-за этого.
— Чем сборная будет заниматься на сборе в Юрмале?
— Физической и атлетической подготовки останется прилично, но больше, чем на первом сборе, будет и самого баскетбола — тактики, игровых упражнений, индивидуальной работы с мячом. Кроме того, нас ждут два товарищеских матча.
— Вернемся к сборной Австралии. По игре заметно, что эта команда один из фаворитов Игр?
— Пока о фаворитах говорить рано. Многие сборные только начинают подготовку, и хотя австралийки начали ее раньше нас и уже понятно, кто за них в Лондоне будет играть, до самой Олимпиады еще больше месяца. К тому же часто на крупных турнирах какие-то команды преподносят сюрпризы и занимают высокие места вопреки ожиданиям. Кто раньше всерьез воспринимал Македонию? А она обыграла на чемпионате Европы Испанию и другие крепкие команды. Испанкам так вообще помешала отобраться в квалификацию к Олимпиаде. Поэтому не исключаю, что кто-то там преподнесет сенсацию.
— Какая сборная способна выступить в роли темной лошадки?
— Лошадка на то и темная, что заранее это предсказать невозможно. Сюрприз всегда случается вопреки ожиданиям.
Сезон в Европе помог лучше понимать игру
— Поговорим о вашем клубном сезоне. Выступление в Европе пошло на пользу?
— Однозначно прошедший сезон не оценить. Мне ведь пришлось по его ходу менять команду, это всегда неудобно. Что касается самого баскетбола, то я довольна, что смогла обогатить свой опыт. Особенно это касается Испании, где выступала последние два с половиной месяца. Тренировал клуб наставник местной сборной, и команда под его руководством играла в агрессивном стиле, активно защищалась. Это помогло мне сделать шаг вперед в плане понимания игры.
— Уже определились, где будете выступать в следующем сезоне?
— Пока нет. Но скорее всего снова в Европе.
— Почему не хотите вернуться в Россию?
— У меня было несколько предложений, но среди них не было такого, которое бы полностью устроило. В каждом находились аргументы против.
— А какие для вас главные критерии при выборе команды? Ее возможности с амбициями, ваш статус в ней или финансовые условия?
— Я поиграла во многих командах и во многих странах, поэтому четко представляю, каким критериям должен отвечать клуб, чтобы хотелось в нем играть. И заработать как можно больше денег — далеко не главное условие. Важнее, чтобы я могла чувствовать себя в этой команде комфортно. Во всех смыслах.
Ситуация с Абросимовой удивила
— Главный тренер сборной часто говорит о проблеме засилья легионеров, в том числе и не самого высокого класса, в наших клубах. На ваш взгляд, она до сих пор актуальна?
— Думаю, да. Проблема остается.
— Жертвой этой проблемы стала ваша ровесница, капитан сборной на победном чемпионате Европы прошлого года Светлана Абросимова. Ожидали, что ее не включат даже в расширенный список кандидатов?
— Нет, конечно. Такого даже представить не могла.
— Обсуждали с Абросимовой эту ситуацию, что она сама думает?
— Нет.
— Ее агент в интервью сказал, что отсутствие игровой практики лишь повод — тренерский штаб не вызвал ее совсем по другим причинам.
— Мы с тренерами об этом не говорили. Это все, что я могу сказать.
— Кроме Абросимовой в Лондоне не будет и Марии Степановой, еще одного опытного и заслуженного игрока. Их роли должны выполнять молодые игроки или же они распределятся между старыми лидерами команды?
— Трудно предугадать, как может произойти. С одной стороны, все мы разные — и в жизни, и на площадке. Поэтому не стоит говорить, что кто-то должен обязательно взять на себя роль Светы. В то же время опытных игроков у нас осталось очень мало. Кроме меня — Наталья Водопьянова, Ирина Осипова да Ольга Артешина.
— Это проблема для команды?
— Я считаю, что да. У нас сейчас произошла смена поколений, очень много молодых. Но таким образом менять команду лучше все-таки после Олимпиады, а не до нее. Все-таки Олимпиада — главное соревнование четырехлетия, и команда создается на весь этот срок. Поэтому выводы делать стоит только после выступления на Играх. Мы же сейчас в необычной ситуации.
Раньше капитана выбирали, как будет теперь — не знаю
— В прошлом году впервые за много лет Абросимова сменила вас в роли капитана. Для вас важно им быть?
— Капитан такой же игрок, как и все остальные. У него задача выходить на площадку и помогать команде выигрывать. Важно именно это. Ради коллективного успеха можно и нужно поступиться личными амбициями.
— Как раньше проходили выборы капитана?
— Голосованием команды. В итоге выбирали меня, до этого Машу Степанову. В прошлом году Соколовский решил назначить Свету Абросимову. Как будет в этом году — не знаю.
— И все-таки вас задело, что перед прошлогодним чемпионатом Европы вы перестали быть капитаном?
— Главное для каждого игрока и для всей команды — результат. Он оказался победным. А задело ли это лично меня… Неважно.