Совсем немного времени прошло с того дня, когда россияне сенсационно для многих стали чемпионами Европы. Своим мнением о происходившем на площадках Испании со «Спортом» поделился непосредственный участник событий, защитник «Химок» и сборной России Антон Понкрашов.
– Антон, примите поздравления с большой победой. После победы многие заговорили о том, что главным ее творцом был тренер сборной Дэвид Блатт. Назначение иностранца себя оправдало?– Победа в самом деле очень большая. А что касается Блатта, то результат говорит сам за себя. Мы стали чемпионами Европы, и вклад тренера трудно переоценить. Нет никакой разницы, иностранный это тренер или российский. Самое главное в нашем деле – результат.
– Блатту помог тренерский опыт в суперлиге?
– Несомненно, он отлично понимает наш менталитет, русскую душу. Он понимает все: как мы подходим к тренировочному процессу, как переносим сборы; знает, когда и что нам надо говорить.
– А российский специалист не справился бы?
– Повторюсь, не вижу разницы. Главное – взаимопонимание с игроками, и Блатт его нашел. Да и без отечественных специалистов не обошлось. Евгений Пашутин, например, был в тренерском штабе и сделал очень много для нашей победы. Я уверен, что в скором времени он вырастет в очень сильного тренера, одного из лучших в России.
– Языковой барьер не мешал?
– Ничего подобного не было. Практически все игроки знают английский язык, и никаких проблем во время подготовки на сборах или во время матчевых установок не было.
– Вы отметили роль Пашутина в успехе. В сборной вообще частенько заметную роль играют питерские воспитанники. Случайность или тенденция?
– В этом нет ничего удивительного. Питерская баскетбольная школа всегда была самой сильной в нашей стране. И было бы странно, если бы это не находило отражения на уровне сборной. Но в связи с этим существуют и некоторые проблемы. В данный момент очень много молодых ребят заканчивают ДЮСШ, и им некуда податься – не всех ведь берут в «Спартак», а идти больше некуда. Ребята разъезжаются по странам бывшего Союза и теряют свой уровень. Таких примеров масса. Например, один из моих друзей – Алексей Федорчук – долго менял команды, и только в этом году его взяли в «Спартак», а он игрок очень высокого уровня. Так что Питер может давать и больше кадров сборной.
– Если вспомнить финал, что вы думали, когда в концовке матча Холден раз за разом брал игру на себя и промахивался?
– Никаких претензий Холдену точно никто не предъявлял. В таких важных матчах необходимо, чтобы кто-то брал инициативу на себя. Если есть возможность бросать – надо бросать. А в итоге благодаря броску Холдена мы победили.
– А что почувствовали, когда в конце матча Андрей Кириленко получил четвертый фол?
– Я понимал, что если у нашего капитана будет пять фолов, то на его место придется выйти мне. Был готов, как и любой игрок сборной. В такие моменты каждый игрок готов сделать все ради победы. Хочется отметить, что Андрей на протяжении всего чемпионата, да и в финальном матче, принес очень много пользы команде.
– Какое впечатление произвел лидер испанцев Газоль? Все-таки он считается звездой НБА…
– Несмотря на свое громкое имя, По не показал в финале ничего выдающегося. Думаю, он сыграл ниже своего уровня, но в этом есть и заслуга нашей команды.
– Напряжение финального матча было в новинку?
– Нет, кое-какой опыт игры в решающих матчах у меня имелся. Лучшим примером является «Финал четырех» Евролиги ULEB – 2006/2007, в котором ЦСКА уступил греческому «Панатинаикосу». Напряжение в том поединке было таким же, как в Мадриде, если не больше.
– Что говорил Блатт в последнем овертайме?
– Мы играли зонный прессинг. Задача была не пустить игроков испанской сборной в трехсекундную зону. Конечно, можно было индивидуально держать Газоля, но нельзя было фолить. Так что Блатт все рассчитал верно.
– Готовились к овертайму?
– Мы об этом не думали, были уверены в том, что победа будет за нами. Так оно и вышло.
– Во время матча и особенно в концовке слышали наших болельщиков?
– Игроки во время матча полностью отдают себя игре. Мы чувствовали поддержку, знали, что в нас верят. Потом уже после матча мы с ребятами это обсуждали. Выяснилось, что за нас болели греки и израильтяне. А вот литовцы болели за испанцев.
– Кому посвятили победу?
– В первую очередь, конечно, родителям – без них я бы не смог добиться таких результатов. Потом родственникам и болельщикам, именно тем, кто верил в нас с самого начала турнира, несмотря на то, что нас не считали фаворитами. И, конечно, ребятам, которые прошли с нами все сборы: Вяльцеву, Хвостову, Дмитриеву, Лихолитову, но не поехали в Испанию. Это и их победа. Они ее заслужили.