В преддверии матча «Спартак» – «Зенит» в чемпионате России Зарема Салихова в очередной раз критически высказалась против чемпиона страны. Однако нас зацепили ее слова о популярности российского футбола, которая держится только на матчах «Спартака». Поэтому мы провели небольшой анализ, какой клуб в России действительно самый популярный.
Ключевой оценкой популярности в футболе всегда и везде будет посещаемость стадиона. И по главному критерию «Спартак» вообще не впечатляет. По средней посещаемости в этом сезоне РПЛ «Открытие Банк Арена» занимает лишь 9-е место, уступая даже скромному казанскому «Центральному», на котором прошли три матча в сентябре-октябре.
Понятно, что в этом сезоне в дело вмешивались то коронавирусные ограничения, то бойкот против введения Fan ID, однако весной, когда про обе эти проблемы позабыли, посещаемость на матчах «Спартака» не взлетела вверх. Даже в отдельно взятых играх красно-белым не хватало поддержки. Например, полуфинальный матч Кубка России против «Енисея» собрал всего лишь 12 260 зрителей против 20 185 человек на игре «Динамо» – «Алания». В Премьер-лиге на «Спартак» против «Краснодара» пришли 4 969 зрителей, против «Арсенала» – 7 022, против «Рубина» – 7 351, а против «Крыльев Советов» – 11 844, хотя именно в этом матче красно-белые решали задачи по спасению от потенциального попадания в «стыки».
Лидер посещаемости в РПЛ – «Зенит». И дело тут не только в том, что «Газпром Арена» больше, чем «Открытие Банк Арена». В Петербурге реально любят футбол, часто приходят на стадион целыми семьями, в том числе и с детьми. Как только отменили ограничения, на матчи «Зенита» приходили больше 30 тысяч зрителей, а пик пришелся на чемпионскую игру с «Локомотивом» – на трибунах собралось 47 584 человека.
Ну если «Спартак» так сильно проигрывает в посещаемости стадионов, то, наверное, берет свое в интернете. Мы посчитали общую аудиторию подписчиков команд в социальных сетях.
Самый популярный клуб России в социальных сетях
«Зенит» – 6 620 546 подписчиков
«Спартак» – 5 719 756 подписчиков
Оказалось, что даже по общему количеству подписчиков «Спартак» всего лишь второй в России. В социальных сетях единственное, в чем красно-белые явно превосходили «Зенит» – количество лайков в Тиктоке: 95,5 млн против 81,1 млн, но это не сильно говорит о популярности.
В 2019 году «Яндекс» назвал красно-белых самым популярным клубом в России. Впрочем, поисковик и сейчас остается единственном местом, где «Спартак» действительно остается на первом месте. По данным сервиса статистика поиска Wordstat, «Спартак» ищут в среднем 4,5 млн раз в месяц, а «Зенит» – 2,3 млн. Однако нельзя сказать, что это утешение для красно-белых.
К сожалению, в последнее время популярность «Спартака» исключительно дешевая, основанная на скандалах и эмоциональных заявлениях, которая отражается только в рейтингах СМИ. Несмотря на это, популярность именно футбола в России держится скорее на «Зените», который за последнее время давал гораздо больше поводов – например, яркие матчи против «Челси» и «Ювентуса» в Лиге чемпионов – для того, чтобы завести в футбол новых людей, как потенциальных игроков, так и болельщиков.
Своими заявлениями Зарема Салихова лишний раз устраивает дешевый пиар для «Спартака». Можно делать скидку на беременность женщины, гормоны, но если уж она выступает публично, то давайте честно оценивать ее слова.