• Заняться собой

    Мнение Владимира Юрзинова

    20.03.12 09:21

    Автор: Спорт день за днём

    Умение работать

    Я долго работал в Финляндии и думаю, что хорошо знаю их тренерскую школу. Главное, что характеризует специалистов из этой страны, – высочайший профессионализм. Они сами не валяют дурака и другим не дают этого делать. В целом это весьма авторитарные тренеры, которые четко гнут свою линию. Они, в общем-то, взяли все лучшее из нашего советского хоккея и освоили, переработали.

    К финнам я отношусь с огромным уважением. Это честный и работящий народ. И ответственный, с серьезным подходом к делу. Когда они хотят похвалить тренера, они говорят не о победах. Они говорят: «Он проделал очень хорошую работу». Именно так расставляют акценты. А работа эта может заключаться, например, в подготовке звездных игроков.

    Второе, что отличает финскую школу, – обилие борьбы. Посмотрите на «финские» команды в КХЛ. Они все играют в активный, агрессивный, силовой хоккей. И в скоростной. При этом игроки у этих тренеров всегда бьются не на жизнь, а на смерть.

    И третье. Все эти команды очень здорово физически готовы. У них по сути советская мощная подготовка: и летняя, и весенняя, и в течение сезона.

    Также я бы отметил, что все эти ребята, которые сейчас у нас тренируют, очень сильные в прошлом игроки. Я их хорошо знаю. Против Пекки Раутакаллио доводилось играть – в начале 1970‑х я выступал за «КооВее», а он начинал карьеру в «Эссяте». Кари Ялонен играл у меня в ТПС, выигрывал чемпионат Финляндии. Раймо Сумманен тоже, а потом, будучи игроком ТПС, стал чемпионом мира. Они все – Раутакаллио, Ялонен и Сумманен – выступали и в НХЛ. Хану Йортикка тоже был очень хорошим защитником, но получил травму. Так что у всех них есть чувство ответственности и привычка к тяжелой работе. Только упорная работа делает игроков и приводит к победам.

    Желание учиться

    Финские тренеры склонны к учебе, к самосовершенствованию. И Раймо, и Кари анализировали мою работу, вели записи. В Ялонене, который всегда был прекрасным центральным нападающим, я вообще изначально видел тренера. Потому и пригласил его тренировать юниорскую команду ТПС. Вообще, стремление к самообучению всегда было и у нас, но сейчас оно, считаю, утеряно. Потому что нет задачи подготовки своих тренеров, а есть задача купить.

    Я вот в свое время постоянно подходил к Тарасову и спрашивал: «Анатолий Владимирович, разрешите, пожалуйста, поприсутствовать на ваших тренировках». А мне после Рагулин говорил: «Владимир, уходи отсюда». – «Что такое, Саша?» – не понимал я. «Ну ведь он же нас гонять сейчас будет!» –

     

    отвечал Рагулин. Вот так, одного зрителя было достаточно, чтобы устроить показательное занятие! Мы хотели постоянно совершенствоваться. Я и у финнов учился, когда там работал. Так же стараются и нынешние финские тренеры, все впитывают. Например, Сумманен подсмотрел идею, что контр­атаки можно тренировать с помощью бас­кетбольных приемов, и пригласил баскетбольного специалиста.

    Современный тренер должен все время учиться. Тем же иностранным языкам, например. Я знаю немецкий и финский, но сейчас еще учу английский, потому что много работаю с тренерами из разных стран. Идет постоянный поиск, обмен информацией, учеба. Все, что обсуждается на семинарах и конференциях, доступно – берите, смотрите и учитесь! Но у меня ощущение, что у нас некоторые тренеры учиться не хотят.

    Даже у приглашенных тренеров не перенимаем опыт! Например, в Магнитогорске, где прекрасно трудился Дэйв Кинг, спрашиваю: «Что у вас после него сталось? Записи, видео?» – «Нет, – отвечают мне. – Тренер второй был с блокнотиком, да уехал». А надо, чтобы на­уч­но-ме­то­дическая группа все снимала, анализировала, обсуждала. Мне вот за границей всегда давали местных помощников: «Владимир, это твои ассистенты, через два года они тебя заменят, научи их». Приглашая иностранного тренера, нужно обязательно ставить перед собой задачу перенять его знания. Сейчас уже никто ничего не скрывает – это просто не принято. Но самое страшное, что нам это не надо. Нет у нас стратегии подготовки специалистов. Уже ни в одной стороне не работают наши тренеры. И не будут, пока мы по-на­сто­я­ще­му собой не займемся.

    Необходимость объединения

    Финские тренеры очень сильны в тактике. Им помогает развиваться хоккейный центр в Виерумяки. Там колоссальное техническое оснащение. Финны – детализаторы, все разбирают до мелочей. И школа у них, соответственно, въедливая, тщательная. Плюс они пользуются всеми современными технологиями, создают программы, которые потом «спускаются» в школы и тренерам-общественникам. Когда я работал в Финляндии и когда встречался с финнами на чемпионатах мира, видел, насколько досконально они меня изучали. И в Виерумяки вся эта информация собирается и изучается. Туда ездит весь хоккейный мир!

    У нас же ничего подобного нет. Только устаревший «Новогорск», в котором Винер уже все забрала. Вот и думаем сейчас, где же будем готовиться к домашним Олимпийским играм и чемпионату мира. Даже сбор нормальный негде провести. Нам необходим свой современнейший хоккейный учеб­но-тре­ни­ровочный и научно-методический центр. Но его нет. И главное, что в планах тоже нет! Это самое страшное. А ведь наши тренеры всегда старались организовать подобную работу: Тарасов носился со строительством катков, Тихонов создал прекрасную тренировочную базу в Латвии. Почему же мы сейчас не используем мощный административный ресурс, который есть у ФХР и КХЛ?

    Президент КХЛ Александр Медведев издал распоряжение, обязывающее все клубы лиги иметь научно-методические центры, но пока это только на бумаге. Помню, какая группа работала со мной в «Динамо» – профессора, цвет спортивной науки: Савин, Игуминский, Колузганов, Волков, Лазарев, Зайцев, Букатин… Руководители клуба дали добро на создание такой бригады. Работа шла и в первой коман­де, и во второй. Там еще Билялетдинов подготовил целую группу молодых ребят, которые теперь играют в сборной…

    Сейчас мы от всего этого отказались. А финны, да и весь мир, продолжают учиться. В Финляндии существует специальная программа подготовки – мой бывший ассистент Юкка Койву занимался организацией обучения тренеров. Руководитель Финского хоккейного союза Калерво Куммола, долгое время возглавлявший тренерский комитет ИИХФ, тоже огромное внимание уделял этой теме, знает всех финских специалистов.

    Если бы в России объединили свои усилия и возможности, то оторвались бы в вопросе подготовки тренеров ото всех. А так мы вынуждены догонять. Тут ведь прямая связь: будут хорошие тренеры – будут хорошие игроки – будет хороший хоккей. А не будет тренеров – и талантливые ребята превратятся в заурядности.

    Советские и российские тренеры в Финляндии

    Борис Майоров

    Клубы: «Йокерит» (1974–1976, 1990–1993), «Таппара» (1993–1994).

    Достижения: чемпион Финляндии (1992).

    Сейчас: вице-президент ФХР, телекомментатор, эксперт.

    Анатолий Богданов

    Клубы: «Ильвес» (1991–1992), «КооКоо» (1993/94), «КалПа» (1994–1996), «ТуТо» (1996–2004).

    Достижения: восьмое место в чемпионате Финляндии (1995).

    Сейчас: тренер «Торпедо».

    Владимир Юрзинов

    Клубы: ТПС (1992–1998).

    Достижения: обладатель Кубка Европы (1993), обладатель Суперкубка Европы (1997), победитель Евролиги (1997), двукратный чемпион Финляндии (1993, 1995), трехкратный серебряный призер чемпионата Финляндии (1994, 1996, 1997), трехкратный лучший тренер Финляндии (1993–1995), член Зала славы финского хоккея (2009).

    Сейчас: член правления МХЛ, консультант клубов из различных стран.

    Владимир Юрзинов – младший

    Клубы: ТПС (молодежная команда, 1993/94), «Киекко-67» (1994/95), «Ильвес» (1995–1999), «Эссят» (1999/2000, 2000–2001).

    Достижения: серебро чемпионата Финляндии (1998), серебро молодежного чемпионата Финляндии (1994).

    Сейчас: старший тренер «Салавата Юлаева».

    Василий Тихонов

    Клубы: «Эссят» (Финляндия, 1990–1993), «Лукко» (Финляндия, 1999–2001).

    Достижения: двукратный полуфиналист чемпионата Финляндии (1992, 1993).

    Сейчас: старший тренер «Ак Барса».


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»