• Заложники стиля

    14.10.08 23:42

    Заложники стиля - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Автор: Спорт день за днём

    Почти сразу после появления Микаэля Лаудрупа в «Спартаке» новый генеральный директор столичного клуба Валерий Карпин напомнил в одном из интервью, что датчанин работает тренером уже семь лет, назвал это большим опытом и предположил, что вряд ли многие репортеры знают, как при Лаудрупе играл «Брондбю».

    Действительно, вряд ли. «Брондбю» в Европе никто никогда всерьез, в отличие, скажем, от другого скандинавского клуба — норвежского «Русенборга», не воспринимал, а потому знать и тем более помнить, как эта датская команда играла, могут, наверное, лишь местные журналисты, следящие за футбольной жизнью в своей стране.

    «Но этот стиль, — продолжил Карпин об игре «Брондбю» времен Лаудрупа, — подходит нашему клубу. Это спартаковский стиль или барселонский, я бы сказал. «Хетафе» тоже играл при нем в зрелищный футбол… Стиль Лаудрупа «Спартаку» подходит».

    Наивные вопросы

    Сложно, наверное, представить, чтобы пришедшему в «Интер» Жозе Моуринью предложили следовать стилю итальянского клуба в соответствии с теми «традициями», которыми будто бы богата игра именно этой команды, не похожая ни на что иное, а заодно посоветовали бы переложить на интеровские рельсы наработки Моуринью, известные по «Челси». А Луис Фелипе Сколари, призванный возродить «челсивский стиль» (и готовый, дескать, это сделать, потому что сборная Португалии под его руководством вроде бы этот стиль исповедовала), — разве не из раздела фантастики?

    Валерий Карпин, к слову, не отказывает в квалификации и тренер­ском умении таким специалистам, как, положим, Фабио Капелло, но они, по мнению спартаковского гендира, «исповедуют иной футбол, ставят другую игру», а не ту красивую, о которой мечтают болельщики «Спартака».

    Между тем выражения «спартаковский стиль», «спартаковский футбол» постоянно мелькали и продолжают мелькать в интервью представителей «Спартака», на пресс-конференциях. Расшифровкой выражений никто, понятно, себя не утруждает. Лишь однажды на пресс-конференции дама с датского телевидения наивно поинтересовалась: «А что это такое — спартаковский футбол?» «Если в двух словах, — пояснил Валерий Карпин, — то это акцент на атаку, игра в пас. Это не навал и не игра на контратаках. «Спартак» во всех матчах должен играть первым номером».

    Можно подумать, будто демон­стрирующие нормальный футбол команды (перечисление названий займет много места) игнорируют атакующие действия, не играют в пас, занимаются только навалом и пробавляются контратаками.

    У красно-белых собственная гордость

     

    Удивительное дело, но в российском, да и во всем, наверное, европейском футболе право обладать собственным стилем приписывает себе только «Спартак». Вряд ли кому-то доводилось слышать серьезные высказывания о динамовском, армейском, локомотивском, торпедовском, зенитовском и других стилях. Равно как о стилях клубов, выигрывавших, скажем, последние пять лет Лигу чемпионов, — ливерпульский, барселонский, миланский, манчестерский…

    Во-первых, ассоциировать себя с каким-то стилем, выделяя его клубным названием, несколько, по-моему, нескромно. Вот, мол, мы какие: ни у кого стиля своего нет, а только у нас. Во-вторых, — и это главное — в футболе, на мой взгляд, существует только один стиль — современный (со всевозможными, разумеется, модификациями, впрямую зависящими от квалификации тренера, подбора исполнителей, прочности клубной инфраструктуры и задач, поставленных перед командами).

    Не мною придумано, что суть современного футбола — в создании численного превосходства на различных участках поля, и первейшее требование к игроку — как можно быстрее переходить от обороны к атаке и наоборот. Невозможно использовать какой-то один способ ведения игры на протяжении всего матча. В зависимости от обстоятельств умная и хорошо подготовленная команда либо борется за пространство, перенося активные действия на половину поля соперника (сборная России, например, во втором тайме недавнего матча в Германии), либо отдает пространство сопернику, имея целью получить оперативный простор для скоростных атак (киевское «Динамо» в памятной московской игре со «Спартаком» в квалификации Лиги чемпионов). Оптимальный вариант — применение обоих способов ведения игры.

    Когда утверждают, будто на Евро-2008, например, в отличие от чемпионата мира 2006 года, доминировал так называемый атакующий футбол, публику, полагаю, вводят в заблуждение. Доминировал, мне думается, футбол гармоничный, базирующийся на высоком уровне физической готовности. В исполнении сборной Испании прежде всего. В редчайших случаях у испанцев, когда им приходилось вести оборонительные действия, за линией мяча оставались два-три человека. Чаще всего — только один.

    Сложно (да и невозможно, наверное) представить какую-то команду, которая с первой минуты всех матчей (в чемпионате своей страны и в еврокубках) до последней сумеет, как это, по прогнозу Валерия Карпина, должен делать «Спартак», «играть первым номером». Спартаковцы, похоже, пребывают в роли заложников собственного стиля, стиля несуществующего, название которого ими же и выдумано.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»